§ 14. Блаженный человека конец

§. 14.

Блаженный человека конец.

Особеннаго промысла дело было, что Бог создавши человека блаженным, хотел, чтоб он в том блаженном состоянии был всегда непременен (а). А для сего предписал ему заповедь содержащую в себе средство, как оное первородное благополучие сохранить всегда ненарушимо (в).

(а) Ни мало не сомнительно, что Бог, создавши человека блаженным, действительное хотение имел, чтоб он в блаженном состоянии пребывал вечно. Ибо доказывает то самое души нашей безсмертие, кое требовало, чтоб и благополучие, в котором создан был человек, по намерению Божию было безсмертное. Тоже доказывают и те слова Бытия гл. 2. ст. 17. которыми грозил Бог, что по преступлении закона последуют вся злая и самая смерть: следовательно благополучие оное было бы безсмертное, ежелибы преслушанием закона пресечено не было. Но ктоб то мог и подумать, чтоб преблагий Бог создал человека с тем, дабы он чрез краткое время повеселившись лишился всего, да и сам бы напоследок совсем изчез? А. с. книги явственно говорят: яко Бог созда человека в неистление. Прем. Сол. гл. 2. ст. 23. то есть, чтоб ему благополучия своего никогда не лишиться. Из сего заключается, что ежели бы человек союз, которым тесно связан был с Богом, не прервал, то сладчайшую на земли поживши жизнь, напоследок, как бы судьбами определено было, пренесен бы был на небо, дабы вечно Богом наслаждаться. На что мы пример имеем в лице Еноховом. Бытия гл. 5. ст. 24.

(в) Человек состоит из тела и души, которыя оба существа имеют свои склонности. Душа, яко чистое духовное существо, стремится до того, что ей предписывает разум и единственное наслаждение находит в соединении чрез добродетель с Богом. Но телесныя склонности больше себя привязывают к тому, что приятно чувствам. Телесныя склонности безгрешны и безвредны, ежели они управляемы бывают разумом и не производятся в действо, разве поколику они не препятствуют успеху добродетели. В сем склонностей телесных с душевными согласии состоит и хранится им благополучие человеческое. Пока сие согласие пребывает ненарушимо, блаженство человеческое в своей остается целости. Но когда склонности телесныя преодолеют разума силу, то сие есть заблудить с прямаго пути, и такой случай есть удар, которым храмина блаженства разрушается. Преодолевающия разум склонности называются страсти; и по елику они в хуждшее приводят состояние нашу душу, называются пороки; а поелику ими преступается Божий закон, называются грехи. До благополучия, в котором создан был первой человек, особенным образом надлежало то, что в нем совершеннейшее склонностей телесных с душевными было согласие, и разум над всем владычествовал. Всяк видит, что первому человеку, дабы не погубить своего блаженства, надобно было, яко разумной и свободной твари, все силы употреблять, не попустить себе от склонностей чувств своих против закона разума победиму быть. Иначе видимая опасность была, чтоб опровержену быть в печальнейшее нещастие. Вот же преблагий промыслитель Бог и предписывает человеку такия спасительныя предосторожности, как повествует Божественная История, Бытия гл. 2. Он создавши его, поселил на изобильнейшем и прекраснейшем месте, как то и пристойно было превосходнейшему рук Божиих созданию. То место по неописанной веселости, по изобилию, по красоте древ, по благоразтвореннейшем воздухе с. писание назвало раем. Бытия гл. 2. ст. 8. Сия райская красота и веселость хотя была явственным доказательством благости Божия, но кроме намерения Божия могла она быть случаем, чтоб как человек прельстившись не предпочел сию видимую телесную красоту паче оной, которую чистый разум находит в добродетели и в Боге. Для предупреждения сего вреднаго следствия, по особенному о человеке промыслу, Бог его предостерегает, объявляя ему явственно, что Божественная его воля есть, дабы он к чувственным вещам не прилеплялся, в предосуждение разуму, и всегдаб то предпочитал, что приносит ему духовное услаждение с Богом. Сия объявленная ему Божия воля была законом и заповедию, из границ которыя, для благополучия своего, он выступать был не должен. Сия заповедь в с. писании изображается сими словами: от всякаго древа, еже в Раи, снедию снеси, от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него. Бытия гл. 2. ст. 17. чтоб сия заповедь в человеке действительнее была, заблаговременно Бог извещает его, что как скоро он заповеди сея явится преступником, то опровергнет все свое блаженство, впадет в горестное состояние, будет невольником своих страстей, игралищем всех напастей, тело многими трудами и болезнями изнурившися напоследок разорвавшись от души, истлеет, а сама душа навсегда от Бога отвержена будет. Все сие с. слово означает сими словами. А в онь же аще день снесте от него, смертию умрете. Бытия гл. 2. ст. 17. Вот какое было промысла Божия о благополучии человеческом пекущагося произшествие!



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.