Слово в день Преображения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Небесныя славы преображения Господня, на горнем месте высокими умы, вернии приидите насладимся. Приидите, и вникнем в познание таинства сего. Отгнав мрак неведения и страстей, при руководстве света на фаворе возсиявшаго, потщимся познать причину таковаго великаго события.

Естьли оный свет столь был усладителен, что им Апостолы быв пораженны, желали всегдашнее на том месте основать себе пребывание: не меньше, мню, сердце наше почувствует в себе услаждения, естьли и мы того же преображения будем участны.

Но можно ли и нам грешным сподобитися того? без сумнения можно. Вот о том свидетельство великаго Павла: Мы вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу. Имуще убо таково упование многим дерзновением действуем.1 Прямо тот познал таинство преображения: прямо тот празднует торжество сие, который находит действие преображения в душе своей, в жизни сей: а чрез то к совершеннейшей перемене и славе приуготовляет себя в жизни будущей. Таковое разсуждение, дабы обстоятельнее во оное взойти, заслуживает внимание наше.

Два для нас назначены преображения: одно в жизни сей: другое во грядущей.

Преображение в жизни сей состоит в перемене нравов, и во обновлении душевнаго нашего состояния. Бог нас создал благими; да и создал на дела благая. Яко солнцу на тверди небесней: тако в душе нашей благоволил Он возсиять образу своему: да и благоволит, чтоб сияние образа сего было никогда в нас непомраченно. От Творца премудраго и преблагаго не может произойти дело, разве совершенное, и с намерением наилучшим. И дабы сие его намерение в нас имело свое действие, не можем сказать, чтоб Он не снабдил нас довольными средствами к тому служащими. Разум и совесть суть вернейшие к добру руководители. Разум просвещенный и совесть честная есть оная сильная десница, которая поражает порок, и составляет торжество добродетели. Доколе следуем здравому разуму, видим добро, и оным пленяемся: видим зло, и онаго ужасаемся: а при таковом разума благосостоянии, не может совесть быть, разве честная и не зазорная. Она бывает сумнительна, или безпокойна, или нечувствительна, когда мысль или колеблема, или развратна, или ослепленна. Сколько одно состояние есть блаженно, столько другое плачевно: ибо сколько первое есть сходственно с порядком естества нашего, столько второе напротив совсем оный разрушает.

Не можем при сем не признать, что человек страшною некоею судьбою более есть пленник порока, нежели любитель добродетели. Не говоря о нравах людей нынешняго века, естьли читаем историю всех веков, надобно притти в ужас. Всегдашния, внешния, и междоусобныя войны, взаимные обманы и лести, притворныя дружества, презрение честности и правосудия, едино наблюдение и жадное искание собственной корысти, и суетной славы с разорением других, неистовства и сладострастия более, нежели скотския, есть то, что почти всю составляет историю. Обрадуется дух, когда во оной гделибо усмотришь некоторые примеры честности, правосудия и целомудрия.

Какаяб была столь страшная судьба, таковое превращение устроившая, изследовать оставим. Сие бы нас привело или к безконечному затруднению, или к излишнему любопытству, или к невозможности. Довольно для нас уверить себя, что в Боге нет тому ни вины, ни хотения. Безконечная благость ни малейшаго недостатка причастна быть не может. А должны мы самих себя осудить, яко виновников того нещастия, которое терпим.

Естьлиб допустить, как некоторые думали, а может быть и ныне думают, что есть особливое некое недоведомое начало, из котораго все проистекает зло без всякаго нашего в том участия: то бы сия злая судьба пала на всех без изъятия. Но мы напротив всегда опытом видим, что не все равно злы, не все равно развратны: а некоторые при отличной жизни спокойною совестию наслаждаются, весьма мало оставляя места слабостям человеческим: а притом и то усматриваем, что, чем более кто употребляет разумной осторожности; чем более ограждает сердце свое страхом Божиим, тем более находит в себе силы побеждать порок и отражать страсть; а из сего видим, что от нашего произволения и расположения зависит, отдать себя или во обьятия добродетели, или в порабощение порока.

Ктоб был столь мало радящий о себе, или паче ненавидящий себя, который бы по крайней мере не восхотел быть в состоянии всегда радостном, какое доставляет честная жизнь?

Христианин! ты празднуеши днесь преображение Господне. О чем размышляеши при таковом благословенном случае? преобразился Господь, да подаст тебе собою пример, что и ты можешь и должен преобразиться в душе твоей. Не буди столько отчаен, дабы не могла в тебе последовать сия славная перемена. В дому Царском, говорит Апостол, сосуды суть разные, иные златые и сребреные, иные глиняные:2 тако и в церкви Божией суть христиане, яко сосуды златые и сребреные, благочестием и честностию нравов сияющие: но суть же и нерадивые и развратные, яко сосуды глиняные. Но глиняный сосуд когда разобьется, паки составиться не может: а нерадивый и развратный Христианин из сосуда глинянаго, да притом и разбитаго, может стать сосудом сребряным и златым: может раскаянием и исправлением потерянную свою возвратить доброту, и стать в числе сосудов избранных. Возревнуй достигнуть сего совершенства, и заблуждающее овча потщися возвратитися к своему стаду.

Способы к тому в самом преображении Господни тебе открыты. Имеяй преобразитися Господь, взошел на гору. Сие означает, что и тебе надлежит оставить все низкое, пресмыкающееся и земное. Все то есть низкое и земное, что привязывает человека к единому угождению чувствам своим: ибо чувства не в ином чем находят свое удовольствие, как в едином земном, на пример: вкус услаждается пищею и питием: сие есть земное: обоняние благовониями: сие есть земное: слух звонами: сие есть земное: зрение красотою тел, и блеском имения: сие есть земное: осязание разными свойствами видимаго вещества: сие есть земное: а потому все сие есть и тленное. Но все то есть возвышенно, превосходно, небесное, что увеселяет чистой разум и правую совесть. На пример: добродетель услаждает душу, и она не есть видима телесными очами; и потому вознесенна выше земли. Любовь к Богу и благочестие, чувствам иногда отяготительны: но суть приятнейшим удовольствием душе, и до низкости земной ни мало не принадлежат. Исправление должности, плоти иногда досадно, но усладительно разуму, и успокоивает совесть. Все сие возносится выше низкости земныя, принадлежит к горним местам, а по тому есть превосходно и нетленно. Восходи с Господем твоим на сию благословенную гору, и почувствуешь в себе дивное и славное силы Божия преображение.

Примечай при сем, что взошел Иисус Христос на гору не с тем, чтоб преобразитися, но чтоб помолитися, как точно говорит Евангелие: Взыде на гору помолитися. А от действия молитвы само собою последовало преображение. И бысть, егда моляшеся, видение лица его ино, и одеяние его бело блистаяся.3

Возлюби и ты сие молитвенное богомыслия упражнение. Возлетай умом твоим к солнцу правды, и осветит тебя свет небесный, и слава Господня возсияет на тебе. Что сие есть самая истинна, видим мы то и из жития многих добродетельных и благочестивых мужей, которые, когда стояли на молитве, видели их другие иногда в сиянии света превосходнаго, иногда во огне, иногда в покрытии чудесным облаком. Да и мы сами, когда взираем на христиан, со вниманием и благоговением молящихся, видим на их лицах не суровость гневнаго, не бледность завистливаго, не слабость унылаго, не безстудный жар похотливаго, но видим приятное некое благолепие и тишину, на лице их разливающуюся, и показывающую внутреннаго спокойствия удовольствие. Сие есть прямо преображение человека, и сими способами до онаго достигати надлежит. И сие есть преображение в жизни сей.

Преображение же во грядущей жизни зависит от преображения сего. Не может в том возсиять свет славы небесныя, кто здесь был чрез всю жизнь вместилищем тьмы и мрака. Преображение небесное состоит в том, чтоб возрастшие здесь плоды созрели в вертограде райском. О просвещении разума, какое имеет быть в грядущей жизни, говорит писание, что мы узрим Бога лицем к лицу, и якоже Он есть.4 Но чтоб до таковаго степени достигнуть, надобно, чтоб мы его, и его совершенства познали здесь, хотя, яко в сени и гадании, хотя, яко в зерцале.5 О будущих благих говорит слово Божие, что на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его.6 Но надобно, чтоб Христианин, имеяй надежду сего достигнуть, оная благая здесь предвкусил, и мог бы еще в теле сем свободно с Павлом восклицать: Живу не к тому аз, но живет во мне Христос:7 и самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия.8

Потщимся убо, возлюблении! преобразитися в жизни сей в чистоте и непорочности нравов, да возможем преобразитися в жизни грядущей. Взойдем первее на гору добродетели, да сподобимся взыти и на высоту небесныя славы. Ты же, преобразивыйся Господи! пошли свет Твой и истинну Твою, да наставят нас и введут в гору святую твою.9 Аминь.

Сказывано в Москве, в Новоспаском монастыре, Августа 6 дня 1779 года.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.