Поздравительныя речи в разныя времена при разных случаях ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и Его Императорскому Высочеству говоренныя

ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЯ РЕЧИ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
и
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,

в разныя времена
при разных случаях,
ГОВОРЕННЫЯ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА
Учителем
и Придворным Проповедником,

СВЯТЕЙШАГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩАГО СИНОДА
ЧЛЕНОМ
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ

ПЛАТОНОМ,

АРХИЕПИСКОПОМ

МОСКОВСКИМ И КАЛУЖСКИМ
И СВЯТОТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ
СВЯЩЕННО-АРХИМАНДРИТОМ.


РЕЧЬ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ,
при вступлении в должность
обучения христианскому закону
Его Императорскаго Высочества,
говоренная Августа 29 дня, 1763 года.

БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ!

Неусыпное о врученном ТЕБЕ государстве попечение, и всегдашния о приведении всего в лучшей порядок труды и подвиги, ясно доказывают нам, что ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО собственное Свое благополучие наипаче в благополучии всего общества поставляете: а тем не токмо исполняете долг попечительнейшия Государыни; но и благоутробнейшия Матери. Между многими наиполезнейшими ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА изобретениями Дух Божий, управляющий сердцем Вашим, вдохнул ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, чтоб любезнейшаго Сына Своего, Его Императорское Высочество, Государя Цесаревича, ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, от младых ногтей наставить Православному Христианскому благочестию, и вперить в младенческую Его непорочную душу законы Того, которым Царие царствуют, и сильнии пишут правду, дабы чрез то сотворить Его Наследником и благочестия Своего, так как сотворили Его Наследником престола Своего. Я в сем случаи со благоговением удивляюся великому согласию тому, что сколько ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО попечения о добром Его Высочества воспитании прилагаете: столько Его превосходныя дарования или уже действительно оному соответствуют, или великое нечто впредь обещают, так Богу премудро располагающу, дабы ни ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Матернее попечение, ни Его высокия дарования не остались без своей довольнейшей пользы. Сколь же есть драгоценное для церкви и для всего общества сокровище в благочестии довольно наставленный Государь; то сие всяк и без моего доказательства, как первейшую истинну, преясно понимает. По чему церковь Христова, духом радостно играя, наитеплейше воззовет о Тебе, Благочестивейшая ГОСУДАРЫНЯ, к Богу, благодаря Ему, что Он благая возглаголал в сердце Твоем о церкви Своей. Сея великия должности благоволили ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО быть мне малейшему руководителем. Признаюсь по самой истинне, что сия должность превосходит скудныя силы мои. Но как высочайшее ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА благоволение почитаю я за действие Промысла Божия, котораго избранию тварь противитися не может; а к томуж и милостивое имею Спасителя моего обещание, которым Он обещает в таких важнейших случаях Духу Святому глаголати в нас: со смирением оное приемлю. А что ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО милостивейше ко мне всеподданнейшему ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА рабу употребите снисхождение; в том уверяет меня известное всем матернее Твое благоутробие. О! дал бы Милосердый Творец, чтоб я сему званию, с помощию благодати Его, соответствуя, был Ему во умножение Его пресвятыя славы, во удовольствие чаяния ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, родившей же нас церкви Христовой и любезному отечеству во утешение.

РЕЧЬ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,
пред начатием учения Христианскому закону,
говоренная Августа 29 дня, 1763 года.

Благочестивейшая Великая Государыня Наша, Дражайшая ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА Родительница, за первейший Свой долг пред Богом почитает, чтоб ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО в таком воспитать наставлении, чрез которое бы ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО приуготовить к достойному восприятию наследственнаго ВАШЕГО престола, а чрез то бы возвесть ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО на такой верьх благополучия, от котораго бы зависело благополучие церкви и всего государства. А чтоб достигнуть до сего высокаго и мудраго намерения; то ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО ревностнейшее тщание приложить соизволила, дабы ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО с самых цветущих лет пристойным Наукам обучаемы были, чрез что честное снискивается ведение, котораго в свое время достойные оказываются плоды; и сие ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА тщание не тщетно было. Ибо с радостию всяк усматривает, что ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО с особенною охотою предписываемыя науки принимаете, с должным прилежанием изучаете, и с довольнейшим успехом продолжаете оныя, на которыя зрелые ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА плоды, хотя еще не в зрелых летах взирая радуемся, и наперед лобызаем будущее наше благополучие. Ибо в таких науках ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО успеваете, которыя подлинно не малую человеку приносят пользу. Но как мы самих себя не создали, а есть величайший наш на небе Творец и Верьховный Господь Бог, которому мы всем, что ни имеем, и самим животом одолжаемся, и от Него единственно зависит все наше благополучие; то ничего нет столь великаго, и столь полезнаго, как воспитану быть в страхе сего великаго Бога, и впечатлеть в мысль свою Его святой закон, Его Божественныя и достойно почитаемыя заповеди. Ибо, Благоверный Государь! Божий святой закон показывает нам начало нашего бытия, и что мы от Всевысочайшаго Бога из ничего по единой Его благости произведены; открывает нам безконечныя Божия севершенства, и возводит нас к понятию того благополучия, которое никаким переменам подвержено быть не может: научает нас, каким мы почтением к своему Всемогущему Творцу обязаны, и с каким благоговением Его святое имя призывать должны: объявляет честность добродетели, и гнусность порока, что добродетельные люди и Богу и всем любезны, и что без своего награждения никогда не останутся; напротив же порокам служащии, Богу противны и обществу вредны, и что они никогда достойнаго наказания не избегнут. Напоследок увещавает, чтоб мы большее удовольствие во внутренности полагали, из намерения притом не выпуская небесное блаженство, для котораго мы, как для конца своего, и созданы. Видите, ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО, какая великая польза от знания закона Божия проистекает всякому человеку; но ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ большая в том есть надобность, и в Особе ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА с большею то соединено пользою. Ибо, ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО Всероссийскаго престола Наследник; почему некогда во свое время, чего мы от Бога желаем, правительства бремя на Свои плеча принять изволите. Тогда прибегнет к ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ церковь, и будет требовать во всяких случаях наставления, и к лучшему всему распоряжения; предстанут все суды, прося в труднейших делах решения и всем удовольствия; предстанет все подданство, и будет взирать на ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО, как в зеркало, в котором усмотреть бы им к подражанию своему дух благочестия, и правосудия, и всякия добродетели. Но чтоб при таких обстоятельствах всех удовольствовать, неотменно потребно, чтоб ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО страх Божий в непорочную душу Свою приняли, и закон Его святой глубоко на сердце своем напечатали. Совершенно зная сию надобность и пользу, ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, дражайшая ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА Родительница, за первейшее почла, чтоб ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ истиннейший Христианский закон к понятию ВАШЕМУ изъяснен был. При сем закону Христову обучении, ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО повелела быть мне руководителем, чтоб я ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ из святых Божиих книг со изъяснением показал, что должен знать истинный Христианин и православный Государь. Чтож ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО с желанием такое учение примете, в том уверяют Твои великия дарования, которыми до не малаго уже в науках успеха достигли, и горячесть Твоя к Богу, которую мы в ВАШЕМ ВЫСОЧЕСТВЕ с радостию уже примечаем. Но чтоб и ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ с усердным духом сие учение принимать, и мне сию должность благопоспешно проходить, о том должно молить Духа Святаго, дабы Он открыл разум и подал благодатныя Свои силы к понятию истинны Его небесныя, в каком на Его святую помощь уповании и в сие обучение вступить мы должны.

Боже, в помощь нашу воньми; Господи, помощи нам потщися. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.

 

РЕЧЬ ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
в радостный рождения ЕГО день,
говоренная 1764 года, Сентября 20 дня.

Солнце течение свое продолжая, умножает ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА лета; а естества Создатель умножает ВАШИ дарования. Возрастаете ВЫ телом, возрастаете же и духом, и на вышший умнаго горизонта восходите степень. Нам и то и другое есть великою великия радости причиною. Ибо с возрастом ВАШИМ и мы некоторым образом возрастаем: и как всяк не для себя токмо, но и для других раждается, то кольми паче мы ВАШУ жизнь собственною своею почитать, и спасительныя ея плоды себе присвоять можем. И сие наше уверение тем есть действительнее, чем больше открываются высокие ВАШИ таланты. Мы веселым духом взираем на ВАШИ нравы благородною кротостию украшаемые, усматриваем ВАШУ в науках охоту, ВАШ дух любовию к благочестию горящий, ВАШИ разумом растворяемые разговоры. И как сказывают, что от ногтей познается лев; так мы по славным сим следам предвидим оное благополучие, которое нам Вышняго благость в особе ВАШЕЙ предуготовляет. Почему обязуемся мы усердно молить Отца щедрот и Бога всякия утехи, чтоб не преставал изливать на ВАС небесныя свои благословения, и, что Он некогда сказал о младом Соломоне, то бы всегда благовествовал нам и о Дражайшем Наследнике Всероссийском: Аз буду ему во Отца, и той будет мне в сына.1

 

ПРИВЕТСТВИЯ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,
говоренныя 1765 года.

В великий четверток,
по причащении Его Императорскаго Высочества.

       Отец небесный уверяя нас о своей любви, уготовал нам небесную трапезу, на которой предлагается не пища тленная, но самый непорочный Агнец, котораго приношение есть таинственное, ядение духовное, насыщение безсмертное. Сея трапезы Ваше Императорское Высочество теперь причастились: сим священным брашном освятились Ваши уста, укрепилось Ваше сердце, насытилась Ваша душа: Вы вкусили, Вы видели, сколь сладок есть Господь. И как причастие сие по таинству веры есть крепчайшим союзом между человеком и Богом, то благовременно желаю я, чтоб священное действие сие было Вашему Высочеству всегдашним к добродетели побуждением, в изучении спасительныя истинны помощию, во всяких делах и случаях охранением. Сие содержа в мысли, да поет всегда пред Господем Ваш радостный дух: мне же прилеплятися Богу благо есть, полагати в Господе упование спасения моего.2

В первый день святыя пасхи.

       Когда томим был жаждою древний Израиль, тогда благодетельствующий ему Бог повелел ударить камень жезлом. Камень тот источил изобильныя воды. Утолил жажду Израиль: утолил; а чрез то нам новому Израилю показал путь к вышшим благодеяниям. Ибо мы уже ныне не ведаем онаго камня, в пустыне чудодействующаго. Мы почитаем одушевленный камень, из котораго проистекают источники приснотекущия благодати. Не надобен нам теперь Моисеев жезл: мы лобызаем десницу Божию, которая животворный камень Христа поразила своим правосудием, и воскресила его из мертвых своею благостию. Из таинственнаго камня сего проистекшия воды напоили все лице земли, угасили жажду бедности, омыли черноту грехов, прохладили болезненную душу, увеселили всех сердца. Сей благости Божия источник для всех протекает, струи благодати изобильны, реки дарований не завистны. Сию благодати воду достаем мы не ударением жезла, но действием нелицемерныя веры. Чем больше кто спасения жаждет, тем больше сими водами напоевается; чем добродетельнее душа, тем больше благодати причастна; чем незлобивее сердце, тем радости сея вместительнее. Но самый Вашего Императорскаго Высочества возраст, самое Ваше лице, Ваш вид, Ваши непорочные нравы уверяют нас, что Вы чистою мыслию празднуете сие духовное торжество, котораго одним ожиданием несказанно утешался Ваш дух. Вы внутренно связуетесь с воскресшим Христом, которому незлобивое сердце есть и обитель и престол.

Но притом желаю, чтоб Ваше Высочество успевали мудростию и разумом у Бога и человек. Ибо, чем больше разум Ваш будет обогащаться духовных вещей познанием, тем радость сия будет совершеннейшая: и онаж некогда переменится на радость некончаемую, когда Вы своего Избавителя не в зерцале и в гаданиях, но лицем к лицу узреть сподобитесь в невечернем дни царствия Его.

 

РЕЧЬ ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
в радостный день рождения ЕГО.

Поздравляя Ваше Императорское Высочество с сим днем, поздравлением нашим означаем то, что мы день рождения Вашего почитаем днем нашея радости, и продолжение Ваших лет почитаем утверждением нашея надежды. И по тому радуемся не для того только, что Ваше Высочество в сей день жизнь получили, но и что жизнь Ваша украшена нужными для блаженства нашего дарованиями. О как бы мы желали, чтоб Вашего Высочества лета ускорив течение свое, вдруг нам возраст Ваш совершенным представили! но когда сие по законам естества не возможно; так возможно душевно умноженным бегом восходить от силы в силу, и от славы в славу. Видите, Ваше Высочество, как вся тварь получа свое бытие, спешит, спешит непрестанно к своим совершенствам. Видите, как все Отечество свои на Вас устремило очи, и все Ваши движения почитает своим оживлением. Сие не скрыто от Вашего остроумнаго внимания: не скрыто же и от нас Ваше тщание, чтоб удовлетворить справедливому сему чаянию. А не к препятственному сего совершению в горячести духа призываем мы Вседействующаго Бога, моля Его, дабы Он Вашего Императорскаго Высочества лета сравнял с Вашими дарованиями, а дарований успехи сравнял бы с нашими желаниями.

Говорена 1765 года, Сентября 20 дня.

 

РЕЧЬ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,
сказываная в великий четверток,
по причащении Его Высочества, 1766 года.

Как чадолюбивый отец, приближаяся к смерти, заповедывает своим детям, чтоб они по смерти его, в знак взаимнаго своего согласия и любви, собираясь в едино место, обще в веселии пировали, и при пировании том поминали его воспитание и благодеяния: так и дражайший Спаситель наш при последнем часе своея блаженныя на земли жизни заповедал возлюбленным своим Ученикам, а в лице их и всем нам, чтоб мы по смерти Его собиралися вместе, и поставив духовную трапезу, смерть и благодеяние Его поминали, и чрез то бы духом своим с Ним соединялися. Ваше Императорское Высочество горя любовию к своему Искупителю, завещание Его теперь исполнили, от духовной Его трапезы причастилися, чашу спасения приняли, вкусили и видели, яко благ есть Господь. А чрез то не только благодатию Его душу свою наполнили, но и пред всею церковию засвидетельствовали, что Вы верный благословеннаго христианства Член. Благоверный Государь! не излиет ли на Вас Бог свои небесныя благословения, когда Вы к Нему столь благочестивое показываете усердие? Не примет ли Он Вас за Сына, когда Вы Его самым делом почитаете за Отца? не будет ли осенять Он всегда над главою Вашею, когда Вы к олтарю Его прибегаете, и под таинственными видами Его самаго внутрь себя принять поспешаете? Но что я говорю, принять? Вы его приняли, и стали храмом божества. По ветхому закону в храме должен гореть огонь без угашения. Да горит всегда пред Ним и Ваше благочестием возженное сердце, и нелицемерная Ваша вера да благоухает пред Ним яко кадило благословенное. Сие будет мысли Вашей просвещение, душе спокойство, телу здравие, в трудах помощь, во всяком случае благовременное предохранение. О чем и церковь Божия молит непрестанно Его благоутробие.

 

РЕЧЬ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
в день святыя Пасхи, 1766 года.

Хотя духовная сердца радость есть неизглаголанна; однако, как тело с духом связано, то некоторыми внешними знаками по необходимости она открывается. Кто имеет радостию разширенное сердце, того уста отверзаются на пения и восклицания, у того цветет лице, и онож некогда орошается током нежных слез: а притом радости свойство есть, что один другому оную сообщить желает: и по тому радость называется многоглаголива. В таковую радость днесь церковь Божия облекшися во псалмах и песнях возносит свой глас торжествующий, лице являет веселящееся, и всем своим чадам в восторге духа вопиет: веселися новый Израиль! прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. Ибо празднуем мы ныне своего Основателя, Благодетеля и Спасителя прославления день; день, в которой Он победив все противности, преславно над сердцами нашими воцарился; прогнав облак суеверств и тьму печальныя мысли, осиял нас немерцающим вечныя истинны светом, а дух наш привязал к себе крепчайшим сыновняго усердия союзом. Благоверный Государь! сие радости чувствие сколь в Вашем сердце есть действительно, мы то в Вашем цветущем лице, яко в зерцале, усматриваем. Радость духовная требует мысли чистой, никакими не занятой предубеждениями: Ваш непорочный возраст ею украшается. Она требует сердца искренняго: Вы сим дарованием всех к себе привлекаете. Требует она духа снизходительнаго, любовнаго, благодетельнаго: сею добродетелию всех сердца в любовь к себе пленили. И по тому действия истинныя радости Особа Ваша есть живым изображением. Что же нам остается Вашему Императорскому Высочеству желать, что? разве, чтоб соединясь вкупе в Вас наружность и внутренность, воспитание и просвещение, природа и тщание, а с ними и Божия благодать, возвели Вас на высочайший степень совершенства, до какого смертный достигнуть может.

РЕЧЬ БЛАГОДАРСТВЕННАЯ.

Говоренная в Петергофе
по произведении во Архимандрита,
Июля 16 дня, 1766 года.

БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ!

Божий промысл в священном ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА лице почитая, признаем мы благоволение Ваше исполнением предвечных Господних определений. И по тому возложенная от ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА должность заставляет меня прославлять Всемогущия Десницы действие, чрез златое Вашего самодержавия орудие произведенное. Сим возбуждаемь чувствием, усердную мою приношу благодарность как Всесильному церкве своея Правителю, так и Тебе, Благочестивейшая Государыня! Которой Творец к сохранению препоручил дражайший залог благочестия. Благодарность наипаче состоит во исполнении того звания, в которое кто призван. Почему признавая свои немощи, буду молить Вседействующаго Господа, чтоб Он милостиво благоволил сокровищу благодати своея храниму быть в скудельном моем сосуде, и из уст младенцев совершил бы себе хвалу; чего от Божественнаго провидения тем с большим упованием могу надеяться, что мы уверены о Матернем ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА к подданным Своим благоутробии, которое почитаем несумнительным Божия о нас благоволения доказательством. Сим Матерним ободряемь благопризрением, как самаго себя, так и порученную мне обитель в высочайшее ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА дерзаю препоручить покровительство. А содержай в руке Своей сердце Ваше Господь да благословит державу Вашу небесным Своим благословением и всем Вашим святым намерениям к общему блаженству нашему да споспешествует.



ПРИВЕТСТВИЕ

в радостный день рождения
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

Говорено в Санктпетербурге 1766 года, Сентября 20 дня.

Сей радостный день подал нам златой случай к открытию пред Вашим Императорским Высочеством тех усердий, которыми наши сердца всегда наполнены. В сей благословенный день Творец естества поставил Вас на пространном театре мира сего с тем, чтоб взирая на Его твари, удивлялися премудрости Его, чтоб видя Его совершенств следы разсеянные везде, по оным старалися ходить, чтоб в общем находясь союзе вещей, поспешали к оному центру, к которому все твари текут непрестанно. И как по разсуждению просвещенных людей бытие есть основанием действия; ибо чего нет, то действовать не может: для того и жизнь наша должна в действиях быть непрестанных; но в действиях к сохранению нашего благополучия служащих: таковое есть в произведении тварей Божеское намерение, которому, что Ваше Высочество соответствуете, сумниться нам не дозволяют Ваши честныя упражнения, Вашими в науках трудами освящаемые часы, Ваши усилия, чтоб не останавливаясь восходить на верьх добродетели. Сие сходно с намерением Божиим, сие нас несказанно веселит тем паче, что мы справедливое в благополучии Вашем имеем участие. С сим благополучием не Ваше Высочество токмо, но и самих себя приветствуем, а приветствуя желаем, да всеблагий Бог сохраняет дражайшую жизнь Вашу, и оную венцем премудрости и добродетели всегда да украшает!

 

РЕЧЬ ПРИВЕТСТВЕННАЯ

При вшествии
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
в Святотроицкую Сергиеву Лавру у святых врат
Июля 4 дня, 1767 года.

В древности на встретение великих и вожделеннейших гостей поставляли жертвенники с курениями благовонными, постилали ризы, предносили лавры и масличныя ветьви, держали в руках возженныя свещи, и другими различными знаками тщались изображать и гостя достоинство, и свою радость, и внутреннее сердца расположение, дабы то некоторым образом пред очи представить, что есть скрыто от очей.

Обитель сия, выходя на встретение своея Великия Монархини и Милосердыя Покровительницы, чувствует себя восхищенну быть на высочайший степень благополучия и радости: и сколько ни тщится радость свою представить возможными знаками, но находит оную выше, нежели чтоб она щастливо изображена быть могла.

И для того вместо изображений приносит ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ самыя вещи изобразуемыя. Вместо жертвенников, посвящает свое благоговение Твоей державе подобающее. Вместо постилаемых риз мы самих себя подвергаем Монаршим стопам Твоим. Вместо лавров и ветьвий приносим наш дух разширяющийся в полном цвете радости. Вместо свещей горящих, зажженныя сыновним усердием сердца свои препоручаем Тебе. Приими сия благоутробно, и вниди милостиво: приими, ибо сердце сокрушенно и смиренно сам Бог не уничижает. Вниди; ибо приход Твой, как всему Отечеству Твоему, так и обители сей есть оное животворное дыхание, которым увядающие цветы оживляются. Мы в том уверены; мы утверждены: ибо уже третично на горизонте нашем возсияваешь; третично Монаршим Своим пришествием сии места твориши щастливыми. Да предшествует убо Тебе, Великая Государыня, во всем Дух Божий, и как его движением сей путь предприять благоволили, так егож действием да сохраняется держава Твоя, и венец Твой благочестием да украшается, желаем от сердца искренняго и совестию нашею свидетельствуемаго.

 

РЕЧЬ БЛАГОДАРСТВЕННАЯ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
за высочайшее посещение Лавры, 1767 года.

Благополучными по справедливости мы почесть себя должны, удостоившись всемилостивейшаго Твоего, Благочестивейшая Монархиня, посещения: тем паче, что сие посещение есть по многим причинам для нас благодетельное. Ибо в священных сих храмах принесши верьховному Существу молитвы чрез ходатайство святых, обитающих с ним в блаженной вечности, подали Вы всем взирающим на Вас пример к благочестию. Удостоив Своим присутствием здешнее училище, ободрили учащихся, и Муз лик обрадовали. На всех нас взирая милостивым оком, и допущая до Своея сладчайшия беседы, наполнили дух наш небесным нектаром и райскою веселия росою окропили сердце наше. Все сии разсуждая благодеяния, не имеем, чем воздать, разве единою благодарностию, состоящею не в одном токмо исчислении благодеяний Ваших, но и в прославлении ваших добродетелей, и в усердии нашего к вам духа, и в желаниях искренних и в молитвах нелицемерных, да Бог, богатый в милости, отверзает ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всегда оную руку, которая, по слову Давидову, когда отверзается, тогда всяческая исполняются благости.

РЕЧЬ ПРИВЕТСТВЕННАЯ

При встретении
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА
в Святотроицкой Сергиевой Лавре,

Говоренная у святых ворот 1767 года, Июля 16 дня.

Обитель сия, узрев пресветлое Вашего Императорскаго Высочества лице, которое всегда видеть желала, не видев в мысли всегда воображала, не знает, какими знаками свою изъяснить внутреннюю радость. Она взирая на Твою порфироносную Особу, уверяет себя, что видит всех Твоих благочестивейших предков, которых заключаешь Ты в Себе живое изображение. Разсуждая о причине Твоего к сим местам пришествия, признает в Тебе щастливо возрастающия семена благочестия, щедрою десницею Господнею насажденныя. Быв уверена о Твоих превосходных дарованиях, возносит свой глас благодарный при олтарях божественных. Сим восхищением, сим усердием, таковым сердец наших расположением устлан сей путь: сим увенчанны входы Твои. Вниди убо, вниди Гость вожделеннейший! Возведи очи Твои и виждь: Се предстоят Тебе места освященныя стопами Предков Твоих; их благоговения усердный буди последователь. Се предстоят Тебе Святые здесь опочивающие, коих добродетель да будет так, как и есть, всегдашним и любезным зерцалом Твоим. Вниди: мы Тебе последствуем, увеселяясь вожделенным взором Твоим, услаждаясь внутреннею души Твоея добротою; последствуя же предваряем нашими молитвами, да милосердое Божество под сению благодати своея всегда Тя сохраняет здрава, невредима, во всем благопоспешна, и любезна пред очами человеческими и Ангельскими.

ПРИВЕТСТВИЕ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
в радостный день рождения.

Радостный день Твоего, Благоверный Государь! рождения возбуждает нас предстать пред лице Твое, и изъяснить желания наши, которыя не могут быть заключенны в тесноте сердца нашего. Мы желания свои соединяем с молитвами к Богу, да благость Его на Вас всегда опочивает. Произвел Он Вас в сей день в мир сей: да подаст благополучное течение. Поставил на пространнейшем действий театре: да покажет Вас всегда против всех затруднений и препятствий победителем. Предуставил Он Вам быть блаженства общаго виновником: да благословит дни Ваши, да укрепит здравие, да умножает дарования, да управляет намерения, да увенчает все успехи Ваши. Господь сил да подаст действие желаниям нашим! Бог времен да дарует нам сей день праздновать стократно!

Говорено 1767 года, Сентября 20 дня.


РЕЧЬ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,
ПО ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН.
Говоренная 1768 года, Марта 27 дня.

БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ ЦЕСАРЕВИЧЬ!

Весьма приятно видеть младую ветвь, когда она текущими напоеваема водами, не токмо цветами украшается, но и плодом изобилует, и вкусом своим услаждает чувства смертных. Таковую богонасажденную ветьвь в пресветлом Вашего Высочества лице церковь Божия видит; видит и радуется; радуяся же прославляет своего Всемогущаго Покровителя, изъясняяся Ему таковыми и подобными словами: Боже, промыслителю мой! Ты веселием наполняеши сердце мое, даровав в недра мои столь добродетельное и любезное чадо: я объемлю его душевными моими объятиями, и молю Тебя, милосердое Существо, сотвори, дабы Он от матерних недр моих всегда был неразлучен. Таковое есть церкви о Тебе признание, для нее радостное, для Тебя полезное, для нас славное. Да и по истинне зря Твои непорочные нравы и любезныя склонности, не льзя того не признать, разве бы кто столь нещастлив был, чтоб не имел радостнаго для себя случая, наслаждаться зрением дарований Твоих. Я свидетель и проповедник Твоея тщаливыя склонности к познанию истинн закона, Твоея горячести к вере, Твоего усердия к благочестию. Но мое свидетельство уже есть излишно, когда вся церковь увеселяет очи свои, видя как всегда, так и ныне, с каковым усердием чрез святую исповедь успокоиваеши Ты совесть свою, с каковою любовию приуготовляеши себя к принятию таин, с каковым благоговением оныя приемлешь, с каковою опасностию оныя хранишь в сокровище сердца Своего. Боже! благословивый нас таковым благословением во дни наши, сохрани сей Твой небесный дар, чтоб он нам был всегда несумнительным знаком Твоего о нас благоволения.


В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

При общем всея церкви торжестве, при единодушном всех благочестия любителей радовании, отверзаю и аз уста свои на восклицания, тем паче, что и характер служения моего требовать того от меня кажется. Вкупе убо со Ангелом став на божественней стражи, вопию велегласно: радуйтеся. Радуйся православная церковь, видящая своего Основателя в Божественной воскресения славе сияюща. Радуйтеся благочестивыя церкви чада, зряще родившаго вас в тайне крещения прославляема. Радуйтеся скорбящии, и великим Спасителя вашего примером утешьте сердце свое, яко неповинность над самою смертию торжествует. Радуйтеся грешники: се вашему раскаянию отверзлася дверь милосердия. Радуйтеся праведники, и уверьте себя, яко добродетель ваша у общаго всех Промыслителя забвенна быть не может. Таковая есть радость духовная, которая не состоит в пировании; но в успокоении совести: не в зажжении разновидных огней; но в возсиянии большаго света в разуме: не во услаждении чувств, но в приведении их в точное согласие с душевными разума склонностями.

Сию радость Вашему Императорскому Высочеству днесь благовествую. Но почто я оную благовествую Вам? она уже внутрь Вас есть, и расширяет сердце Ваше. Мы сие зрим на лице Твоем цветущем радостию. И по тому быв уже уверены о внутреннем ея в Тебе присутствии и действии, токмо желаем, да дух Твой, дух непорочный, будет всегда радостен пред Господем, препровождаемый совести любезною тишиною. А Ты, Боже! таковою радостию осиявый нас свыше, утверди желания наша.

Говорено 1768 года, Марта 30 дня.

ПО ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН.

БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ!

Сила благочестия, действующая в непорочном сердце Вашем, творит Вас достойным вместилищем причащения Божественнаго таинства. Таинства говорю: ибо не без основания сие священное действие тайною называется. Понеже оно от мыслей, страстьми помраченных, есть сокровенно, и душам развращенным есть не вместительно; а открыто токмо разуму, Богом просвещенному, и удобьвместительно токмо сердцу, непорочностию и чистосердечием украшенному. Кое бо сообщение свету ко тьме, и не входит дух святый в душу развратну, ниже обитает в телеси повиннем греху.

Сея тайны божественныя и происходящия оттуду благодати днесь Сын Божий Вас, благоверный Государь! сподобил быть участником. Так Вы завет свой, в которой с ним вступили в крещении, паки утвердили; Вы новое в сердце получили уверение о любви к Вам Отца Небеснаго: Вы источнику благодати, чистою добродетели струею в Вас проистекающему, пространнейшее отворили течение. Вы пред лицем везде сущаго Бога и церкве Его новое взяли на себя обязательство, чтоб на жертвеннике сердца своего ничего не возжигать, разве что испущает благовоние добродетели. Коликое сие есть удовольствие для души Твоей! но коликое же и для всех нас утешение! Мы почитаем Особу Твою орудием имеющим нас руководствовать к истинному благополучию. Так видя младость Твою благочестием напаяемую, питаем себя благою надеждою, наслаждаться плодами Твоих добродетелей. Надежду же сию утверждаем на возсылаемых от нас к Богу молениях, да руководствует Он всегда Тобою, и внутренно да внушает Тебе пути ведущие к совершенству, до какого смертный достигнуть может.

Боже! Наследник Всероссийский да процветает пред Тобою, яко маслина плодовита, да приносит плод во время свое, и во всем, елика аще творит, да успевает к славе Твоей, и ко утешению возлюбленнаго Тобою Отечества нашего.

Говорено 1769 года, Апреля 16 дня.

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ!

Воскресения день, и торжество твари всей. Радуются Ангели на небеси: ибо видят своего Владыку с победою над грехом и смертию торжественно к ним возвращаема. Радуются человеки: ибо видят естество свое прославленное и в соединение с божеством восприятое. Радуется земля; яко освятися принятием Его в недра свои, и возсияла Его востанием. Радуется душа наша; ибо блеснул на нее лучь утехи божественныя, и излиялась тишина в совести ея. Радуется тело; ибо получило оно семя своего безсмертия и надежду будущаго прославления. Радуется вся тварь; ибо она, по Апостольскому слову, чает, по прославлении чад Божиих, свободиться от той работы, которой теперь подвержена чрез разныя злоупотребления. Радуется церковь Христова; радуется, торжествует и играет, и на подобие чадолюбивой матери всех своих созывает чад, и изъясняя им причину и величество радости своея, сердца их к тому же возбуждает. Вся радуются, вся веселятся, вся торжествуют. Един токмо стонет ад; ибо власть его истребилась: един рыдает порок; ибо его жало притупилось: едина сетует страсть; ибо ея сила силе Божией в благой совести действующей уступить принуждена. Не веселится еще, ах! развращенная и нераскаянная душа; ибо она утешения Божия не приемлет. Несть бо радости нечестивым, глаголет Господь.

При общей таковой всех тварей радости знаем, что и Ваш дух, Благоверный Государь, сею радостию преисполнен есть. Сострадали Вы Христу страждущу: сорадуйтеся Ему прославленну: соумерщвлялись Вы чрез исповедь Христу умирающу: востаньте чрез добродетель с ним воскресающим. Ваша Особа от Бога устроена быть примером благочестивых действий для других. Так буди нам торжества сего чиноначальником, предшествуй; возьми орган добродетелей; и гусли любезнаго поведения; воспой на них, и сотвори сладчайшую музыку, которая состоит из согласия склонностей телесных с душевными, из согласия склонностей наших с разумом. Воспой сим приятнейшим тоном: мы Тебе готовы последовать, и увеселяться как искусным предводительством Твоим, так и сладостию Твоего добродетелей лика.

Господи! Ты уготовляеши сего младаго Князя быть нам предводителем: но буди же Ты сам руководителем и Ему и наставником на всякую истинну.

Говорено 1769 года, Апреля 19 дня.

РЕЧЬ БЛАГОДАРСТВЕННАЯ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ,
говоренная в день посвящения
во Архиепископа Тверскаго,
1770 года, Октября 10 дня.

ВСЕАВГУСТЕЙШАЯ и БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ
МОНАРХИНЯ!

Всевышний, иже обладает светом, вручив Тебе, Великая ГОСУДАРЫНЯ! державу преславныя в свете Империи, препоручил вкупе и дражайший залог благочестия, и правление церкве Своея. Ибо премудрый промысл Его изобрел во Особе Твоей дарования, сходственныя с божественными Его намерениями, и могущия доставить вере утверждение, церкви красоту, благочестияже рачителям действительное созидание. И потому, когда всегдашнее Твое тщание есть, чтоб добродетель в сердцах подданных Твоих владычествовала, и честность паче всего была почитаема, то тем самым споспешествуеши силе веры, и подданных Твоих чрез то приуготовляеши к благополучию не временному токмо, но и вечному. Ибо церковь составлять не иные суть достойны члены, как токмо граждане добродетельные, и подданные Богу и Государю своему служащие в непорочности совести своея. Блаженно убо время, и благословенна буди судьба ощастливившая нас, управлятися Твоим божественным скипетром, Великая ЕКАТЕРИНА! и когда другие народы на славу Твою, и славу Отечества Твоего взирают со удивлением, то тем самым утверждают они, коликим благоденствием наслаждаемся мы.

Сего Твоего, Великая ГОСУДАРЫНЯ! о общем благе промышления быв я днесь участен посредством сея возложенныя на меня должности, разныя в душе своей ощущаю чувствования. Ибо представляются мысли моей и промысла божественнаго Тобою действующаго избрание, и тяжесть сего звания, и скудость сил моих, и обязательства, коими особенным образом одолжен я содействовать благоучреждению церкве, и святым державы Твоея намерениям и установлениям. Но с глубочайшим благоговением покаряю себя божественной и всемогущей судьбе, тако о мне благоволившей, ободряя себя оным слова Божия уверением; яко сокровище благодати Его имамы в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас. По таковом возложенном на Господа уповании действительнейшее душе моей утешение и подкрепление нахожу в священнейшем Величестве Твоем. Ибо, о коль желательно и радостно, проходить звание свое под управлением таковыя МОНАРХИНИ, МОНАРХИНИ просвещенныя, правосудныя и человеколюбивыя! И по тому подъяв с веселием на рамена свои иго Евангельское, пойду в путь свой во благодушии; пойду до жертвенника Божия, принесу на олтарь Господень мое сердце, превознесу Его промысл, буду прославлять имя Твое, и святилище церкве наполню курением моего к Тебе усердия.

Твоя же человеколюбивейшая душа да призрит на раба Твоего. Приими сие мое благодарное усердие за все благодеяния, какими одолженным себя быти пред всеми исповедую. Приими в Высочайшее покровительство Свое порученную мне от державы Твоея паству, и с нею всякаго чина и состояния людей: продолжи милосердое благоволение Свое над благодарным Тебе градом Тверию; Тверию, милосердием Твоим, яко феникс из пепла своего воскресшею.

Архиерей же вечный, прошедый небеса, Ему же Ты ежечасно жертву сердечную возносиши, да низпосылает всегда на главу твою небесныя свои благословения и дары, да обрадует Величество Твое видеть всегда церковь благоучрежденну, Отечество Твое внутри мирно, вне предел славно: а для таковаго нашего щастия да укрепит Он силы Твои, и да продолжит в неисчетныя лета дражайшую жизнь ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и Высокаго Наследника ВАШЕГО, и тем да увенчает ревностныя желания наша.

РЕЧЬ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
на прибытие в Тверь, 1775 года, Генваря 20 дня.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ!

Священный зрак ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА когда мы узреть сподобились, то вкупе в нем созерцаем и оныя великия добродетели, которыми Божий промысл благоволил украсить Августейшую Твою Особу, и прославить благословенную державу Твою. И потому аз недостойный пастырь града сего, подражая Пророку Божию, имею долг велегласно возвещать дщери Сионове, возвещать граду сему: Се царь грядет тебе кроток испасаяй. Но и должно ли возвещать? Кому, и из самых сосущих младенцев, не известно Матернее благоутробие Твое? Кто и из отдаленнейших стран света не проповедует оное человеколюбие, которым весь род человеческий объемлеши? Созерцая убо в лице Твоем АВГУСТЕЙШЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТВОЕ, всеподданнейшее наше приносим Тебе благоговение: а воображая Матернюю утробу Твою, сыновним нашим жертвуем Тебе усердием: благоволи, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ! Матерним Твоим воззреть на нас и на град сей оком. Слово святое велит нам к Вышнему благоговеть в лице Цареве: и потому мы Ваше о нас благоволение приемлем за видимый знак невидимаго о нас милостиво пекущагося Божияго промысла.

РЕЧЬ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
в Твери, при входе в соборную церковь, 1775 года.

Исходя из храма сего, вышнему Существу посвященнаго, кого сретаем мы? Носящую образ Его и подобие. Вниди убо, АВГУСТЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ, в дом того, его же Ты своею Особою изображаеши. Вниди и приими жертвенное курение горящаго сердца нашего. Столько бо есть во граде сем поставленных Тебе жертвенников, сколько зданий Твоею щедротою воздвиженных. Отец Небесный, благоуханием Твоея добродетели услаждаемый, благословляет входы Твои: Дух же Святый из уст младенец, и из сосущих совершаяй себе хвалу, повелевает нам в радости восклицати пред Тобою: благословенна грядущая во имя Господне: радуйся благодатная, Господь с тобою.

РЕЧЬ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
в Высочайшее в Твери ЕЯ присутствие,
1775 года, Генваря 21 дня.

Долг наш верноподданнический, изливаемое Твое на всех Матернее милосердие, наша безопасность трудами Твоими приобретаемая, наш покой Твоим попечением утверждаемый, наше на земли блаженство Твоим скипетром хранимое; все сии ежедневно и ежечасно чувствуемыя, или паче, очам нашим представляемыя благодеяния, Твой, АВГУСТЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ, образ и в отсутствии Твоем, в каком бы отдаленном месте Ты ни находилась, живо изобразуют в мыслях и сердцах наших: да не изобразуют токмо, но некоторым образом и вмещают ВЕЛИЧЕСТВО ТВОЕ. Любимая бо вещь не столь находится на месте, ее окружающем, сколько в сердце любящем оную: так как и Твоя благоутробнейшая душа более обитает в сердцах Тебе верностию и любовию привязанных, нежели в зданиях великолепных, златом и сребром блещащихся.

Но какое должно быть наше обрадование и веселие, когда при всем нашем Твоих душевных доброт внутреннем изображении сподобились и сими очами нашими узреть Августейшую Твою Особу; Особу Величественную, яко точное великия души Твоея изображение: да и узреть где? на месте пребывания нашего, или паче на месте владычествия Твоего, на месте по Твоему о нем благоволению покоем, миром и всяким изобилием огражденном.

Один из Спасителевых учеников, слышав из уст воплощенныя премудрости, что зрение Небеснаго Отца составляет все человеческое блаженство, возжегшись желанием видеть сей источник блаженства своего, сказал ему: Господи! покажи нам Отца, и довлеет нам. Мы в лицезрении Твоем, Вожделеннейшая Отечества Матерь! подобное тому в себе ощущаем услаждение: благость Отца Небеснаго показала нам радостотворное лице Твое, и довлеет нам. Ибо где Твое присутствие, тамо вкупе споследствуют мир, радость, благоустройство и исполнение общаго и всех каждаго праведнаго желания.

Естьли же всякий град, всякая весь, и всякое место пространнейшия в свете державы Твоея Твоим присутствием не иначе веселятся, как дети по долгом для их благополучия предприемлемом странствовании узрев дражайшее лице родителя своего, то что сказать надобно о граде сем? на нем, знает то свет, каким особенным образом возблистало Монаршее благоволение Твое. Он по печальной судьбине его посетившей, когда казался долженствующим переменитися в некоторую не знатную и скучную весь, вместо того, по сродному Тебе благоутробию, слово Твое изрече, и быша, повеле, и создашася: внезапу ко удивлению всех возстал он из-под пепла своего, в новом прекраснейшем предстал виде, вступил в число первых державы Твоея градов, и новым стал проповедником благодетельныя Твоея щедроты, удивляясь сам себе, что постигшее его нещастие Твоим милосердием преобращено в случай к новому неожиданному его благополучию. И так естьли мы умолчим, то камение возопиют. Но ни камение, доколе град сей на основании своем пребудет, не престанут вопить, ниже мы когда умолчим. Да и как возможем умолчать? Твои благодеяния суть неистощаемы. Юношество, в сем граде наукам посвященное, и церкви требованиям своим просвещением споспешествовати спешащее, не давно обрадовано Твоим Всемилостивейшим пожалованием; и тем, а паче Твоим Высочайшим о науках благоволением ободренное, почитает наилучшим своим упражнением изыскание сокровища Тобою любимаго.

Все сие нам всегда размышляющим, какое должно быть наше обрадование, когда сподобляемся зреть Твое Матернее сладчайшее лице, и лобызать благодетельную нам Твою десницу.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ! в благодарение за все сие, что мы Тебе достойное принесем? Но Ты подражая Господу Твоему, благих наших не требуеши. И мы вместо всех Тебе приношений приносим усердием возженныя, а верностию запечатленныя сердца наши: продолжи милостивое Твое, о нас, о граде сем, и о всей пастве нашей, Монаршее Твое благоволение. Аз же недостойный пастырь града сего, предстоя пред престолом Царя царствующих, божественнаго олтаря с жертвенным курением совокуплю грешныя молитвы свои, да ограждает Он всегда миром и тишиною благословенную державу Твою, покоряя под ноги Твои видимые и невидимые враги наши, и тем да утверждает незыблемо царствование Твое, и наше утверждающееся на нем блаженство.

РЕЧЬ

ИХ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЫСОЧЕСТВАМ
на прибытие в Тверь 1775 года, Генваря 22 дня.

АВГУСТЕЙШАЯ и ЛЮБЕЗНЕЙШАЯ
ДВОИЦА!

Исходя на сретение Ваше, не можем мы изобрести способных слов, которымиб могли щастливо изъяснить наше обрадование о вожделеннейшем ВАШИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ во град сей прибытии. Но и как то изъяснить словами, когда наше и самое сердце едва довольно есть ко вмещению таковыя радости? Видеть Пресветлейшаго и Достойнейшаго Всероссийскаго престола Наследника, видеть же вкупе и Дражайшую Его Супругу, союзом благословенныя любви и добродетели соединенных, что иное есть, как видеть нам величайший Божий для всего Отечества дар, и блаженства нашего источник. Приимите, Пресветлейшая Двоица! недостаточныя изъяснения, но изъяснения безпредельнаго нашего к Вам благоговения и усердия. Возвеселите град сей божественным зраком Вашим: утолите жажду в одном зрении Вашем все свое удовольствие поставляющих: они почтут себя на век щастливыми, что сей благословенный случай подаст им Ваш в мысли своей начертать образ, и во всегдашнем на него взирании свое находить утешение. Аз же недостойный пастырь града сего, сретая ВАШИ ИМПЕРАТОРСКИЯ ВЫСОЧЕСТВА с ликом священным служителей Божиих, усерднейше молю Вышняго, да благословляет Он входы и исходы Ваши, и да обрадует наше желание, чтоб от благословеннаго корене Вашего и благоцветущия узреть отрасли.

РЕЧЬ

ИХ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЫСОЧЕСТВАМ
по причащении, 1775 года.

ПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ!

Церковь Божия с радостию взирает в Пресветлейших Особах Ваших на действие веры просвещенныя и нелицемерныя. Она в Вас есть источником совести благия и незазорныя. Она Вас приводит к степеням божественнаго олтаря, вводит во святая святых, и безсмертныя на святой трапезе пищи и пития причащение подает Вам рукою Господнею, ко укреплению сил Ваших телесных и душевных, и ко ободрению в подвиге добродетели. О сколь приятно есть видеть, яко святыня сия в непорочном заключается вместилище сердца Вашего. Пресветлейшая и Благоверная Двоица! пищею сею небесною укрепляйте силы к славным подвигам от судьбы определенныя: божественный огнь в душах Ваших да не угасает никогда. Велий есть муж стояй на камени благочестия. Ничтоже возможет противу его. Мы же чада церкве, союзом святыя веры с Вами соединяемыя, видя, яко преклонивый небеса вмещается днесь неизменно весь в Вас, и созерцая его на лоне души Вашея, яко на престоле херувимсте опочивающа, с радостию взываем Вам: Радуйтеся праведнии о Господе: Дух Святый найдет на Вы, и сила Вышняго всегда да осеняет Вы.

РЕЧЬ

При сретении
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
и Их Императорских Высочеств,
пешешествующих в Троицкую Лавру,
Маия 29 дня, 1775 года.

БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ!

В сии святые дни божественные Апостолы с великою верою ожидали пришествия Духа Утешителя, да покрыются Его небесным осенением. В сии же святые дни обитель сия единственно занимала себя сладчайшим воображением узреть ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорских Высочеств Августейшия Особы, яко единственное любезнаго Отечества украшение и утеху. И се чаяние наше исполнилось: надежда совершилась, и очи наши величеством зрения удивляеми, сами себе не доверяют, толикаго ли они сподобились щастия, дабы в сих тесных пределах созерцать тех Особ, коих имя и славу едва вмещают концы вселенныя. Но и благость Божия сие место всегда покровительствующая, и Ваше известное свету снисхождение и человеколюбие нас в щастии нашем удостоверяют. Внидите убо, Дражайшие гости и Августейшие! успокойте красныя нозе свои, благочестивым путешествием утружденныя. Вернии промысла служители! Внидите в радость Господа своего. Се с любовию взирает на Вас божественное всевидящее око. Се основатель обители сея невидимо старческия свои преподобныя руки простирает в обьятия Ваша. Мы же какое пристойное можем Вам учинить сретение? будем ли изъяснять чувствования радости нашея? но она есть неизглаголанна. Знаки ли каковые торжественные всюду поставим? но они несразмерны усердию нашему. Мы токмо при таковых щастливых для нас обстоятельствах тщатися должны, да будет пример благочестия Вашего в нас всегда действителен, и тем да утешено будет человеколюбивое Ваше сердце, яко, аможе аще ходите, везде оставляете по себе следы славы и радость.

РЕЧЬ.

Говоренная при посещении
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ
Савина Сторожевскаго монастыря,
1775 года, Сентября дня.

БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ!

Обитель сия, Благочестивейших предков Твоих основание, возбужденная радостным слухом о Высочайшем пришествии Твоем, исходит на сретение ВЕЛИЧЕСТВУ ТВОЕМУ: сретая же и подъемля главу свою, древностию состаревшую, узнает оный Великих Монархов Всероссийских благочестия дух свято опочивающий в священнейшей душе Твоей. Сим приветствует она церковь Божию: сему общаго отечества своего щастию сорадуется: самую же себя, почитая в сей блаженный час обновившуюся, яко орлю юность, повергает пред священныя стопы Твои.

РЕЧЬ

При отбытии
ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ
из Москвы в Санктпетербург
1775 года, Декабря 7 дня.

ПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ и БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ,
Всероссийскаго престола Наследник!

Сколько царствующий град сей, древняя Высоких Предков Ваших столица, обрадован был, когда на горизонте его, яко светила прекрасная, присутствие Ваше возсияло, столько днесь чувствительнейшую ощущает в себе печаль, когда радостнейшаго Дражайших Особ Ваших зрения лишитися принужденным себя находит. Как? разве довольно было столь краткое время, чтоб могли мы насладиться приятнейшим зрелищем великих Ваших доброт и дарований? Разве довольно было столь краткое время, чтоб мысль и сердце наше могли точно в себе впечатлеть священный образ добродетелей Ваших и совершенств? Нет! Сия непорочность духа Вашего, сие милостивейшее ко всем снисхождение, сия солию мудрости и благодати растворенная беседа, сие достойное Всероссийскаго Наследника великодушие и мужество, сия примерная супружеская любовь, сия к общему добру чувствительнейшая ревность, сия нежнейшая к Богу любовь и усерднейшая к закону Его привязанность; все сии столь ясно пред очами всего отечества сияющия добродетели, естьлиб и всегда чрез всю жизнь нашу были нами созерцаемы, никогда бы ни очи наши, ни мысль, ни сердце довольно насладиться не могли. Сие свойство есть непорочныя доброты, что чем более кто ею наслаждается, тем более к наслаждению возжигается желание, и сия блаженная жажда никогда не престает.

Но когда уже краснейшим светом очес Ваших другим Империи Вашея щастливым странам наслаждаться судьба благоволит, мы в сем нашем положении то себе утешением поставляем, что Вы разлучаетеся с нами телом, но не духом, что свет благости Вашея и благопризрения не знает запада: нет столь отдаленнаго места, откуду бы не озарял нас лучь благодетельнаго сердца Вашего. По чему мы, служители олтаря Господня, предстоя днесь со благоговением и любовию Пресветлейшему ВАШИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ лицу, по характеру служения нашего, усерднейше молим Вышняго благословляющаго входы и исходы избранных своих, да пошлет Вам Ангела Хранителя, руководствующаго во всех путех Ваших; да споспешествует благодать Его всем благим Вашим предприятиям, притом да обрадует общее всего Отечества желание, чтоб лобзать ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЕ Первенца ПАВЛОВА, и Дому ПЕТРОВУ возвеличену быть благословением Авраамовым. Сего искреннейше желая, препоручаем себе и град сей милостивейшему ВАШИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ покровительству.

РЕЧЬ

На прибытие
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
во град Калугу, 1775 года, Декабря дня.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ!

Сретая град сей ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, сколько радуется, узрев своими очами ту Особу, которыя священный образ в мысли и сердце своем всегда имел начертанный, столько не меньше озабочивает себя, какимиб знаками чувствительнейше открыть радость и подданническое усердие свое. Какими знаками! но нужны ли они там, где подданные в Своей МОНАРХИНЕ находят Истинную и Чадолюбивую Мать, и где благодеяниями Своими всех обязавшая САМОДЕРЖИЦА уверена о нелицемерной любви к Себе подданных Своих? Где с обеих сторон таковое уверение есть, там не может ни внутреннее чувствие не открыться всеми внешними образы, ни наружные знаки не могут быть без сердечнаго чувствования. В таковом днесь расположении к Тебе, ВЕЛИКАЯ МОНАРХИНЯ! град сей. Да возвеселятся очеса Твои, везде созерцающия плоды человеколюбия Твоего: но паче блаженны мы, наслаждаясь плодами мудраго правления Твоего. Приими от нас и града сего искреннейшее сие признание: приими оное, яко жертву приятнейшую, возженную на вожделенное пришествие Твое. Взирает на сие Вышний, благословляющий входы и исходы избранных своих, и содержащий сердца Царей в руце своей.

РЕЧЬ

НА ОТБЫТИЕ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
из Москвы в Санктпетербург,
1775 года, Декабря 20 дня.

ВСЕАВГУСТЕЙШАЯ МОНАРХИНЯ,
ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ!

Хотя несумнительно уверены мы, что ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО во всех Богом дарованныя Вам державы местах присутствуете; присутствуете духом Своим, действием законов Ваших, правосудием и человеколюбием: но комуб притом не желательно было наслаждаться и зрением тоя Особы, откуду проистекает сей божественный источник? Почтил Вас промысл Вышняго, чтоб на земли носить образ Его. Но оное верьховное и блаженнейшее Существо хотя присутствием своим везде есть и вся исполняет, но особливым образом, по разуму церкве православныя, есть там, где самым лицезрением Его блаженные наслаждаются. Сие священное зерцало, в котором зрел доселе лицем к лицу царствующий град сей владычество Господне, отъемлется днесь от очес его, и озаряющаго нас солнца лучи начинают обращаться на другия щастливыя места. Почему и не возможно, чтоб таковое положение не было чувствительно для сердец привязанных к Тебе, Отечества Матерь! любовию и усердием верноподданническим.

Но гдеб то место было, откуду бы не озарял нас лучь благодетельнаго сердца Твоего? Какими пределами может быть ограничено Матернее Твое ко всем человеколюбие? Кто положит меру сему великому духу, который все подданных своих нужды и требования в себе объемлет? И так равно отсутствуя, якоже и присутствуя, Ты благодетельствуеши, и в трудах и бдениях, в пользу нашу предприемлемых, покой свой поставляеши. Почему обще все мы служители олтаря Господня, и царствующий град сей, подкрепляя себя утешением уверения о неограниченном никаким местом Твоем о нас попечении, вопервых за неотрицаемый долг свой поставляем, усерднейшее ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ принести благодарение за Высокомонаршия милости, которыя в присутствие Твое изобильно на град сей излиянны от неистощаемых щедрот Твоих. Притом воздеваем руки наши, очи и сердца к живущему на небесах и пути избранных своих благословляющему, да спутешествует Тебе во всех путех Твоих, да не воздремлет о Тебе ниже уснет, храняй Израиля, и по мере Твоих пред ним и пред нами заслуг да умножит и утвердит благопоспешество и удовольствие Твое. При таковом нашем искреннейшем желании препоручаем себе и град сей Высочайшему ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА покровительству.

РЕЧЬ.

Говоренная при заложении церкви для инвалидов,
иждивением ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА
содержимых на каменном острову,
1776 года, месяца Июня.

БЛАГОВЕРНЫЙ и ПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ
ГОСУДАРЬ НАСЛЕДНИК!

Храм двоякий велит нам разуметь слово Божие, вещественный и духовный: первый созидается из древа и камения: вторым есть душа истиннаго богопочитателя. О обоих Дух Святый внушает нам сими словами: Понеже вкусисте, яко благ Господь: к немуже приходяще, яко камени живу, и сами, яко камение живое зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом.3 ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО, прежде, нежели основали храм сей, устроили сердце свое приятнейшим храмом Духу Святому. И сие Божественное здание есть и будет видимым изображением внутренняго святилища души Вашея. И потому сей святый храм не столь на камени сем утвержден пребудет, сколько на незыблемом основании благочестия Вашего. Но как злоупотребление обыкло вкрадываться в вещи святейшия, то потому и заставляет нас истинна судить о всяком деле по намерению. Какое же было ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА при сем богоугодном предприятии намерение? Но почто вопрошаю я? Се вопиют нам человеколюбием Вашим взысканные и здесь призренные инвалиды. Сердобольный дух Твой воззрел на заслуги их, и призрел на старость их. Вера же Твоя истинная и нелицемерная с их на земли удовольствованием соединила попечение и о спасении их воздвижением храма сего. Ежели что, сие по истинне есть жертва пред Богом всех жертв и приношений честнейшая. Хвалится уже царствующая Москва, взирая на новую Иерусалимскую купель для уврачевания немоществующих человеколюбием Твоим устроенную: се и царствующий град сей, новый созерцает монумент мудрости Твоея, сострадания к человечеству, правосудия и благочестия. Видим, коликое Божие о Тебе есть благоволение: ибо промысл не определил лучшему быти пути к истинной и безсмертной славе, паче сего. Но видим притом, коликое есть Его и к нам милосердие, утверждающее престол Российский толиких дарований Преемником. Да восчувствует убо утешение от таковых божественных упражнений Твоя добродетельнейшая душа, в настоящих особливо обстоятельствах Твоих, и вкупе с Царем Давыдом искавшим иногда так же утешения, да поет пред Богом: Вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою.4 А мы призывая благословение Вышняго на святое место сие, прежде и паче всего молить благость Божию не престанем, да будут очи Его отверзсты над Тобою день и нощь, сохраняющия Тя во всех путех Твоих.

РЕЧЬ

В день восшествия на престол
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.

ВСЕАВГУСТЕЙШАЯ и ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ
ГОСУДАРЫНЯ!

Евангелие, чтенное в достопамятный день ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА на Всероссийский престол восшествия, возвещало нам, что исходит божественный сеятель сеять семя свое. Было то действием промысла, вся благая нам предвозвещающаго. Во времени бо текущия дела известны Богу от самыя вечности. Мы видим сего славнаго предвозвещения славное событие. В священнейшей Особе Твоей Божия благая судьба открыла нам онаго великаго сеятеля. Мудрое бо, правосудное и милосердое правление Твое, не естьли оное божественное семя, которое падши на землю благую, произрастило златое блаженства древо? Под тению райскаго древа сего подданные Твои приятным наслаждаются покоем, и сладчайшими Его плодами питаются со удовольствием душевным. При таковом спокойствии и веселии подданных Твоих виден при самом корени древа сего поставленный от них жертвенник. На нем при всегдашнем горении священнаго огня курится жертва благодарности: и сие курение восходит до небес, и от седящаго на престоле славы приемлется в воню благоухания духовнаго. Твое благороднейшее усилие есть, да течет всегда на нас изобильною струею источник благодеяний Твоих: наше усерднейшее усилие должно быть и есть, да изъявим соразмерную тому благодарность. В том состоит блаженство царей: в сем состоит блаженство наше. О! да будет во веки благословен оный день, при открытии котораго Всероссийский престол возблистал светом радостотворным и благодетельным! Да вонмет Вышний молениям нашим, да сие великое светило всегда сияет пред очами нашими, прогоняя облака помрачающия ведро благополучия общаго! Сие есть сердечное желание всего любезнаго Тебе Отечества Твоего. Сия есть жертва, которую днесь ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ с подобающим благоговением принести требует и долг наш, и достопамятность преславнаго дня сего.

Сказывана в Петергофе 1776 года.

РЕЧЬ

В день Тезоименитства
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

ВСЕАВГУСТЕЙШАЯ и ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ
ГОСУДАРЫНЯ!

Церкве ли торжество себе представляем мы? В священнейшей Особе Твоей созерцаем Благочестивейшую Монархиню, и церкве славнейшую Покровительницу. Взираем ли на Отечество о радостнейшем дни Тезоименитства Высокаго Наследника радующееся? В Тебе зрим источник сея благороднейшия крове, и сияющих в Нем дарований. Посмотрим ли на самое место сие? Оно тотчас на память приводит нам Великаго ПЕТРА, везде преславных дел Своих следы оставившаго: но Ты великих дел Его Преемница и Совершительница. Не может никакое церкве празднование, никакое Отечества торжество быть совершаемо, чтоб не имели мы радостнейшаго случая, последовать в том Августейшей главе своей. Но и несть ли праведно у Бога, чтоб многотрудное ВЕЛИЧЕСТВА Твоего правление, таковых торжеств радостными отрадами было растворяемо и облегчаемо? Облегчаемо, говорю, не по тому, акиб и таковые дни по ревностному к общему благу сердцу Твоему многими трудами не были освящаемы: но по тому, что спокойныя празднования церкве, и торжества Отечества в мире совершаемыя, прямым для нас и ВЕЛИЧЕСТВА ТВОЕГО суть уверением, яко труды правления Твоего суть благопоспешны и плодоносны. Мы таковым блаженством наслаждаясь, и ликуя в соборах церковных, первым долгом поставляем, да в великий час приношения безкровныя жертвы воздеваем недостойныя руки свои о благосостоянии державы Твоея, и о сохранении дражайшаго здравия Августейшия Твоея Особы, и Высокаго Наследника Твоего. И хотя благонамеренные подвиги Твои сами собою сильны суть привлечь на главу Твою благословения небесныя: но мы по крайней мере сим свидетельствуем, что признаем великия заслуги Твои, и благодарны к благодеяниям Твоим.

Говорена в Петергофе 1776 года.

РЕЧЬ.

Говоренная ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ,
за милостивейшее посещение Троицкой Семинарии,
оной Семинарии Ректором Иеромонахом Платоном,
1762 года Октября 18 дня.

Когда Предтечева мать увидела в доме своем посещающую блаженную Деву, наичувствительнейшею радостию возбужденна будучи, возопила: откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Так и сие тесное и скудное училище, в сей блаженный час сподобившись, ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, не токмо очами своими узреть, но и теснотою сих стен вместить, разсуждая и свою малость и особы посещающия ВЕЛИЧЕСТВО, как бы в восторге некотором говорит: Откуду мне сие, да прииде ко мне пространнейшия в свете Империи Самодержица, преславная Россиянам Избавительница, Защитница моя? Откуду мне сие, да прииде мати любезнаго отечества ко мне? На верьх блаженства возношусь, радость в сердце не вмещаю, не могу описать словом, откуду мне сие? А наипаче, что в священной Особе ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА как бы созерцаем и преславную АННУ, сего училища основательницу, и премилосердую ЕЛИСАВЕТУ, сегож собрания особенную Покровительницу; не токмо же их, но и самаго теперь онаго Великаго ПЕТРА воображаем: ибо снисходительное сие к нам ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА посещение, есть ясным доказательством ВАШЕГО к наукам благоволения, к которым сколь много любовию горела разумная оная ПЕТРОВА душа, тому вся Россия, от него просвещенная, очевидным есть свидетелем, котораго тщание как збывшееся, так и збываемое видим: а что оное и непресекаемым всегда увенчаваемо будет успехом, в том сумниться нам не дозволяет ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ко оным любовь, сим посещением свидетельствуемая. Видя бо сие, чий будет дух столь подл, чтоб не возбужден был к снисканию честных наук пользы? и кто не отважится победить все трудности, и получить златое учения руно? Якоже бо вертоград, чтоб приносил плоды, напаяется водою и согревается солнцем: тако и учения вертоград насаждается Высочайших наших Монархов мудростию, напаяется благоволением, согревается щедротою. Толикаго убо удостоены благодеяния, что достойное к возблагодарению ты, предстоящее своей Самодержице юношество, принесешь, и чем Высочайшую Гостью угостишь? чтоб угостить богов, сказывают, прикрывая истинну вымыслами, Пииты, надобно всесладчайшаго некотораго нектара и безсмертнаго некоего кушанья, Амврозии: но мы кроме того, что сего не имеем, вместо того, чтоб угостить, сами угощаемся от нашей Самодержицы. Вид бо ЕЯ есть нам слачайший Нектар, беседа небесная Амврозия, милостивое око благоприятнейший зефир. Скудость убо нашу милостиво простив, приими, Всемилостивейшая Государыня, вместо всего от нас, желания сии сердечныя. Бог и Отец щедрот, благочестивейшую Вашу душу да сотворит премудрости источник, из котораго бы всегда свое благополучие почерпали церковь, отечество и науки!



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.