Когда Иудейский народ столько развратен был, что в одно и тоже время оказывал знаки и набожности и злости, и покорения и гонения: когда во одно время признавал Спасителя посланным с небес; в другое искал Его убить: в одно время почитал Его Врачем, и приносил к нему своих больных для исцеления; в другое сию чудотворения силу приписывал духу неприязненному: когда одну руку к нему простирал требуя помощи: другою его, так сказать, заушал: в одно время казался веровать в него; в другое являл знаки неверия и ожесточения: все сие видев великий посланник Божий, сколь в прочем ни великодушен был, не мог не отрыгнуть противу их сего поразительнаго выговора: О роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вы?1 Сии непостоянныя души и злостнаго сердца свойства все мое терпение истощавают. Сей переменчивый на всякой день и час нрав есть доказательством, что никаковаго вы к принятию добра не имеете в себе расположения. Вы ни теплы ни хладны: достойны изблевания. Будите или то или другое: когда желаете быть прямо добрыми; идите открытым путем твердости и честности. Когда же к злу расположены, не прикрывайте сие лицемерием. О роде неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе терплю вы?
Боюсь я, чтоб строгий выговор сей не заслужили и христиане нынешняго времени. И Иудеи почитались верными; но названы родом неверным. Почитались народом избранным; но найдены родом развратным. Боюсь я, чтоб тоже не заслужили христиане и нынешняго времени. Ибо с одной стороны воздвиженные везде священные храмы доказывают наше благочестие: с другой малое к закону уважение, или поставление онаго в одних наружностях, делают нас похожими на неверующих. С одной стороны хранимые праздники, посты и обряды уверяют о нашем православии: с другой дела, закону и честности противныя, уверение то опровергают. С одной стороны во время скорбей и напастей, что прибегаем к Богу и воздыхаем, оказываем себя быть богопочитателями: с другой, когда прейдет напасть, забываем Бога, как бы ничего никогда не было, или быть не может. Естьли все сие разсудить, мало назвать нас младенцами, ветром колеблемыми, ничего твердаго и постояннаго не имеющими; мало назвать нас таковыми: едва ли не заслуживаем названы быть родом неверным и развращенным. Многих слышим мы с воздыханием глаголющих: нравы испортились: вера в непочтении: правосудия мало: роскошь усилилась: супружеская верность погибла. Так постараемсяж себя и других исправлять, и показать свою ревность не на слове одном, но на самом деле.
Нравы испортились: как же им и быть не таковым, когда вера в столь малом уважении? Иные дерзостно оную презирают, священнейшие догматы почитают вымыслами, или развратныя мнения ко оной примешивают. Иные суеверствами оную посрамляют, уважая вещи наружныя и сами чрез себя не действительныя, обходя внутренния и существенныя. Гдеж средина благочестия, котораяб удалена была и от дерзскаго неверия, и от глупаго суеверия, которая должна быть основана на истинне слова Божия, и на просвещенном понятии; а не на самомнительном разсуждении, и на толковании невежествующих людей? Когда же сие нравов основание есть столь слабо, то как быть могут нравы добрые? Безверие своевольствует, и все страсти и безместности почитаем дозволительными, как будто с натурою сходными: суеверие одни наблюдая наружности, внутренности не понимает, или о ней не радит: и потому тем опаснее падает, чем меньше себя остерегает; и падши не востает. Ибо почитает за довольное, всякое преступление очистить одним наружных обрядов наблюдением. Нравы испортились: как же им и быть не таковым? Когда служители церкве, сии священнаго веры залога блюстители, не только не в уважении, но едвали не в пренебрежении и презрении. Может быть у некоторых едвали есть человек униженнее, как совершитель Божественных таин. Презренный смехотворец развратнаго зрелища большаго от некоторых удостоивается почтения.
Сие не к тому говорится, акиб с стороны нашей сие происходило или от досады, или от мщения, или от предприимчиваго о себе мнения. Никак: Бог свидетель! служители Евангелия давно с Павлом определены быть отребиями мира и в уничижении поставлять славу свою. Но дал бы Бог, чтоб сие оканчивалось на одном нещастии и терпении пастырей! дал бы Бог, чтоб только на сем оканчивалось! Надобно опасаться, чтоб сие общей в нравах развратности не было или плодом или причиною. Когда презрен держащий в руках священный веры залог: не простирается ли сие и до самого залога? Не простирается ли сие и до самого того, который сей великий залог им поручил? Ибо кажется не возможно, чтоб сей драгоценный залог был паче всего любим и уважаем, а презрен бы был тот, коему он поверен.
Естьли же сие происходит от неуважения к самому закону, то как нравам быть добрым? Когда ученик презирает своего учителя, можно ли ожидать успеху, и не заключается ли по справедливости, что таковой ученик и к самой науке усердия не имеет? Но я, де, и без таковых учителей знаю Бога и честность. Дал бы Бог, чтоб сие было не сомнительно! ибо тем любезнее бы тебе были те, коих звание состоит в том, чтоб обучать знанию Бога и честности. Но многие, де, из них непросвещенны и в жизни неисправны. Но кто ты еси судяй чуждему рабу?2 Ты паче по возможности твоей споспеши к лучшему их благосостоянию, и твоею к ним любовию подкрепи их упадающий дух. Отдай им должное, когда не по заслугам их, то по священному сана их знамению. В прочем всяк своему Господеви стоит или падает. Не изключен и ты из общей слабости. Повергая на другаго камень, осмотрись, и сам не имаши ли греха?
Нравы испортились: да и как им не быть таковым, когда пренебрежено воспитание? Между простыми мало о том есть и помышления. Дни младых лет препровождают дети в праздности и резвости: когда же возрастут, принимаются за промысл: какой? Чтоб снискивать пропитание чреву. А где наука нравов? Где обучение честности? Где то училище, в коем были бы наставлены, как преплыть сие великое море, и уметь управить свой корабль без опасения от бури и волнения многочисленных искушений? О сем, хотя и необходимо нужном, но зело малое есть попечение. Иные же, хотя то и не пренебрегать кажутся, но поставляют оное в одних наружностях, более до устройства тела и временнаго щастия, нежели до благосостояния души и спасения вечнаго надлежащих. Младые дети, безценное родителей сокровище, поверяются пришельцам, веры и честности неизвестныя людям, которые преходят моря и земли, да приобрящут малейшее пропитание, котораго видимо в своем отечестве сыскать не могли. Как же быть добрым нравам? Что в младости будет вселено, то останется навсегда. После того приходят таковые к сему священному училищу: но труд уже бывает тщетен. Углубившийся безплодный корень с трудностию может исторгнут быть.
Нравы испортились: да и как им не быть таковым, когда правосудие, воздающее всякому свое, ослаблено? Корысть и деньги превозмогают: и беззаконное лицеприятие преобращает порядок. Есть ли сильный одно показывает мановение, держащий в руках правды весы уже трясется, дабы как не зделать ему чего неугоднаго. И так нередко неповинный страждет, а достойный осуждения оправдается. По нещастию же, чем кто развратнее, тем более находит за себя ходатаев. Которые же и ревнуют по правосудии, и те ослабевают, не видя ободрения и награждения: а напротив усматривая, что другой нарушая без устыдения правду, но умножив корысть, чрез то себе и чести, и награждения и заступников более, нежели надобно, находит. Как же могут быть нравы добрые, когда таковое есть добродетели с пороком смешение?
Нравы испортились: да и как им не быть таковым, когда премногие везде стречаются примеры развращения? Роскошь своевольствует: безчиние нравов есть не ограниченно; да еще и в тех, коиб должны подавать другим добродетели пример. Меньшие от больших перенимают: да и перенимать иногда противу воли своей должны: ибо могут себя подвергнуть презрению и осмеянию. Сильная разливается река, стремлением коея все восхищается. Како убо быть добрым нравам, когда добродетель столь презренна; а чрез то и самые добрые люди искушаются, чтоб ей не столь высокую ставить цену?
Все сие разсудив, и вообразив, что будтоб и ныне здесь Спаситель предстал: не возопиет ли к таковым Он гневным гласом. О роде неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе терплю вы?
Но как во Иудеи, между множеством развратных, были верою и честностию отличные: так и слово мое не всех оплакивает. Суть истинные Израильтяне, тлением века не зараженные: суть таковые, для коих благочестия и добродетели, терпит Господь и других ожидая покаяния и исправления.
И потому обще все мы должны молить Господа Вседержителя, да подаст нам силу и крепость творити волю Его. Да всадит в сердце наше страх свой святый, и да научит нас боятися судеб Его, яко никому же хощет Он погибнути, но всем спастися, и в разум истинны приити. Аминь.
Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, Марта 29 дня, 1780 года.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра