День сей на память приводит нам бывшия во отечестве нашем величайшия нещастия, и потом милостивое Божие от оных избавление. Во всегдашней памяти и то и другое содержать нам должно. Кроме того, что, как говорится, приятно прешедших бедствий воспоминание: но притом есть и полезно; ибо оно содержит нас во осторожности, чтоб паки не впасть в те же бедствия. Кто страдал жестокою болезнию, опасается уже тех причин, от коих она приключилась. Ежели чужия, как говорят, кольми-паче свои бедствия человека делают осторожным. Но и то забвению предавать не надлежит, каковым образом мы от того избавились. И как всесильная мир управляющая рука есть первое спасительное средство нас от всех бед избавляющее: то по тому Божия при таковых случаях оказанныя благодеяния всегда в мысли и в сердце содержать мы обязаны, не только для того, чтоб нам быть благодарными, и таковою благодарностию заслужить явленныя милости продолжение, но и чтоб в противном случае неблагодарностию не лишиться оныя, и не навлечь на себя тягости гнева его.
Почему в сей день празднуя торжественно Божие над отечеством нашим бывшее покровительство, торжественно же и свою пред ним и пред всем родом человеческим открываем благодарность. Ты же Боже! приими оную, и милость Твою продолжи ведущим Тя. Когда корабль благосостояния нашего сокрушался, Ты дав нам почувствовать, сколь мы бедны, быв оставлены от Тебя, паки на плачевный вопль наш предстал, простер руку, и из глубины потопления ввел нас в пристанище. Буди нам всегда кормчим, как в нещастии, так и в щастии нашем. И в щастии, говорю: ибо весьма не редко случается, что в щастии мы разслабеваем, а нещастием поправляемся. И как сия мысль сама чрез себя есть и важна и полезна, то составим из нея и настоящее разсуждение наше.
Никто нещастливым быть не хочет: а напротив всемерно всяк старается снискать и приумножить щастие свое. Но когда совсем тем Бог управляя миром и всеми в нем приключениями, посещает нас иногда и нещастиями, то из сего должно заключить, что и самое нещастие служит к пользе нашей. Ибо без того премудрый и преблагий тварей Отец не попустил бы чему нибудь такому быть, чтоб в себе кроме одного вреда не заключало. Благоразумный хозяин содержит в доме своем порядок, и все располагает к благоустройству его: кольми-паче тот, который есть свят, и всегда бодрствует в сем, его рукою управляемом мире, яко в благолепнейшем зрелище славы его, ничему противу порядка и пользы быть не попустит.
А когда противные приключающиеся нам случаи почитаем мы нещастиями, и то для того, что сокровенной в том пользы, по своему или естественному в понятии недостатку, или по малому в союз вещей вниманию, не усматриваем: и часто жалуемся в самое то время, когда Врач небесный подает нам чашу горести, в испитии которыя заключается спасительное врачевство. А потому, как таковая горесть, прямо горестью почитаться не может, поелику в ней содержится сладость исцеления: так и приключающияся нещастия прямо нещастием почитаться не могут, когда мы чрез то руководствуемся к лучшему.
Но знать надобно, что мы здесь чрез нещастия разумеем наружные бедственные случаи, при целости честности нравов и незазорной совести: но когда непорочность нравов потеряна, и совесть пороками отягощена, таковое человеческое состояние прямо есть нещастливое, и не есть действие Божия благоволения, но нашего произволения развратнаго. Почему и не принадлежит оно до настоящаго разсуждения нашего. Мы говорим о наружных бедствиях и напастях, кои не редко в нашу обращаются пользу: что лучше усмотрим, естьли между собою сравним щастливое и нещастливое состояние в помянутом нами смысле.
В щастии человек бывает радостен и весел. Таковое положение есть желательно, да и естественно. Ибо человек создан на радость, а не на печаль. Веселится Господь о делех своих.1 Но сие самое состояние не редко бывает опасно: в нем часто человек теряет пристойную осторожность, и в безопасности таковой не чувствительно восхищает его страсть. В радости мысли свободны, склонности вольны, кровь в жарком кипении: а потому удобно может он или мыслями погрешить, или склонности превратить, или страсть жар крови восхитить, и устремить к худому. Плаватель наслаждаясь тихою погодою, может удобно отдаться сну и безпечности: а чрез то позабудет предусмотреть наступающую бурю, или крыющийся камень, и ввергнет корабль свой во опасность потопления.
Но в нещастии человек отвсюду стеснен: а сие делает, что мысли в нем осторожны, склонности связаны, страсти молчат, кровь медлительным течением протекает: а чрез то меньше есть случая, или страсти свирепствовать, или мыслям свободно летать, или склонностям своевольствовать. Пирование Иродово было действием его щастливаго, по мнению мирскому, положения: но чем оно кончилось? пролиянием источника крове святейшия. Едва ли бы сие случиться могло, естьлиб беззаконный пирователь мнимым щастливаго состояния веселием упоен не был.
В щастии бывает человек на всякое дело скор. Ибо радость разширяя его сердце, и приводя кровь в вольное течение, делает стремительным, и воображая он, что все идет по его желанию, льстит себя во всем предприемлемом иметь успех: а чрез то не взяв надлежащей осторожности ошибается, и прежнее свое не редко теряет щастие. И для того-то разумные люди велят, благополучно плавая, памятовать непогоду.
Но в нещастии человек поступает с большим разсмотрением, и разсуждая свои бывшия неудачи, и от того худыя следствия на всяком, так сказать, шагу остановляется, и прилежно разсматривает предприемлемый путь, а по тому меньше с него заблуждает, и благополучно проходит оный.
В щастии человек искушается гордостию, начинает излишно мечтати о себе, презирать других, и дерзновенно превращать, что ни есть свято и праведно. Щастием упоенная мысль разслабляет его, и прежде всякому слову дозволяет вылетать из уст, нежели оно довольно будет разжевано. Дерзновенным языком не только терзает честь ближняго, но иногда хула его достигает и до небес. А чрез сие не только возбуждает противу себя полк обиженных и оскорбленных людей, но раздражает и самое долготерпение Божие.
Валтасар Вавилонский Царь, когда возмнил о себе, что он щастием побед, пространства владения, и богатства вознесен на высочайший верьх, возмечтал, что нет уже ничего во вселенной, чтоб могло его поколебать; и для того в час учрежденнаго пира, из котораго добродетель была изгнанна, а властвовала роскошь одна, приказал он для употребления пиянственнаго принести священные сосуды, в коих приносима была святейшая жертва Богу Израилеву. Содержай в руке своей судьбы царств и царей, не стерпел досады сея: ибо он гордым противится. И для того внезапу явившийся на стене перст подписал скорое его с престола низвержение и изключение из числа людей. Не думаю, чтоб таковая дерзость могла его обуять, естьлиб мнимое щастие его не ослепило.
Но нещастие смиряет человека: делает оно его снисходительным, ласковым, немощи других сносящим, и заставляет уста печатлеть благоразумным молчанием: а сие всех располагает к нему любовию, и открывает многия средства к возвышению его жребия, хотяб и нещастлив он был. Кто по земле ходит, тот упасть не умеет, или падение его бывает безопасное. Видим мы многих, кои в щастливом положении были необузданны и мудрованием и языком: но в нещастии смирили себя, пришли в раскаяние, и прибегли к Богу, о котором прежде или не помышляли, или и дерзновенным языком своим его касалися.
В щастии человек бывает поползновен к роскоши. Окружен отвсюду изобилием, не полагает пределов своим прихотям. Дух чрез то изнеживается, и приводит к праздности и лености: а сие к гулянию и мотовству: а чрез то к забвению Бога и добродетели. Александр, прозванный великим, был добродетелен, доколе еще был в некоторой боязни, чтоб как не поколебалось его щастие: но когда победами и успехами своих предприятий превознесся, отдался в роскошь, пиянство, и велел себя почитать богом, и тем помрачил славу своих благородных склонностей и побед. Да и слово Божие то же утверждает: седоша, говорит, людие ясти и пити, и восташа играти:2 то есть, когда Израильтяне всяким изобилием до пресыщения были удовольствованы, тогда впали в роскошь: а в роскоши изобрели суетное мудрование: вылили тельца, и начали ему, яко Богу, покланяться. И для того о них же обличительно Пророк воспел: Израиль уты, утолсте, разшире:3 и забы Бога спасающаго его.
Но в нещастии человек от всего того безопасен: ибо стеснен нещастием не о роскошных забавах думает, но размышляет, чтоб благоразумным и осторожным поведением поправить жребий свой, так как пораненный единожды зверь остерегается ловчей руки. И для того Псаломник о Израильтянах написал: Егда убиваше их, тогда взыскаху его, и утренневаху к Богу.4 По признанию всех, в христианской истории упражняющихся, никогда христиан нравы не были столь благочестивы и добродетельны, как когда они были под игом гонения и утеснения.
В щастии человек бывает ни чем не доволен: имея богатство, ищет большаго: имея честь, добивается вышшей: а чрез то не только безпокоит и мучит себя, но и всякие к приобретению того способы почитает дозволительными: и по тому впадает в неправду и развращение.
Но в нещастии далее мысли свои простирать боится и из предел справедливости выступить не смеет. Ограничивает себя своим, да и из своего другим благодетельствует, дабы склонением к себе милости человеческой и Божеской облегчить бремя свое.
Из сравнения сего видим, что случающияся нещастия не столь страшными должны казаться нам, так как и щастия не столь завистными. А остается только опасаться того нещастия, в коем нет кроме нещастия, то есть, развратности нравов и зазорной совести. Сие есть прямое и великое нещастие. Ибо оно заслуживает гнев Божий и осуждение, естьли онаго не отвратим покаянием и исправлением. Сего токмо да боимся. Впрочем Бог нам прибежище и сила: помощник в скорбех обретших ны зело.5 Все таковыя нещастия суть волнующиеся ветры, которые чистят воздух, плодоносну творят землю, и ведро возвращают с большим нашим обрадованием. И для того при всяком видимом злоключении, снося оное великодушно с святым Златоустом да не забываем говорить: Слава Богу о всем. Аминь.
Сказывано в Москве, в Казанском соборе, Октября 22 дня 1779 года.
19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра