В день Преображения Господня

СЛОВО

В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Днесь исполнилось пророчество Исаиино: Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и вознесется превыше всех холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему.1 Днесь Фаворская гора есть сия Пророком предреченная гора Господня. Она осиянна особливым Божественным светом славнаго Господня Преображения: так, что сорадуются ей и прочия горы и холми по Пророку: Горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы Божии от лица Господня, от лица Бога Иаковля.2

Сходил некогда Бог на гору Синайскую: но сходил в громах, во огни и молнии, так, что не токмо все предстоящие, но и сам Моисей был трепетен. Ныне же нет ничего устрашающаго: а напротив Петр усладившися зрением, возжелал и всегда остаться на месте том вопия: добро нам зде быти.3 А сие показывает, какое есть различие между законом и благодатию. Закон преступникам возвещал гнев Божий и осуждение: и по тому он дан был Моисею в громе и молнии: но благодать Евангельская возвещала оставление грехов и примирение с Богом: и для того гора Фаворская осиянна была светом услаждающим, и лице Спасителя, яко возвестителя и ходатая благодати, представляло приятнейшее солнечное светило.

Но сколькоб ни приятен, сколькоб ни превосходен был тот свет, в коем возсиял на горе преобразивыйся Господь; нас удивлять не может: ибо удивительно ли тому возсиять, яко солнцу, который живет во свете неприступнем, и который есть сияние славы и образ ипостаси Божия?4 Нам более при сем случае о том прилежно размышлять должно, как бы и мы могли быть сим светом осиянны: и бояться, чтоб при таковом возсиявшем светиле не остаться нам во тьме и мраке.

А для сего изследуем, что действием Преображения Господня благий и предвечный совет Божий в пользу нашу определил? Не допуская нас в сем до затруднения Божественный Павел, то уже и изъяснил. Он говорит: Вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным: ихже бо предуведе, тех и предустави; какими предуставил быть? сообразными быти образу Сына своего, яко быти ему первородну во многих братиях.5 Вот для чего во славе явился днесь на горе преобразивыйся Господь; чтоб, то есть, Вы были подобны прославленному и сияющему образу Сына Божия, и чрез тоб яко похожие на него могли назваться братиями ему: а он между таковыми братиями был бы первый: яко быти ему первородну во многих братиях. О! тогда-то уже подлинно могли бы мы праздновать достойно не токмо Преображение Господне: но и преображение собственное свое. И не льзя нам отрещися от сего: слово Божие нас к тому везде одолжает; оно говорит: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела.6 Яко чада света ходите.7 Да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна, посреде рода строптива и развращена, в них же являетеся, яко светила в мире.8

Какия же суть дела тьмы, и какия дела света; сие различие теперь нам узнать есть и полезно и нужно.

Дела тьмы, суть дела от невежества происходящия. Во всем наших дел течении должен быть союз: ибо всякое дело имеет обстоятельства и предваряющия и последующия. Естьли кто только смотрит на одни настоящия дела обстоятельства; а не разсуждает предъидущих: и не предусматривает последующих, тот не может не погрешить. Он ходит во тьме неведения, и сам себе на пути своем поставляет претыкания. Так на пример в житейских делах, кто так живет, то есть, управляет дом, детей, обходится с другими, производит промыслы и торги; но ни о чем будущем, то есть, что из чего имеет произойти, не думает: тот поступает неблагоразумно, и не льзя, чтоб он в делах своих имел желаемый успех.

Подобно Христианин когда так живет; что дела свои ни под правило закона Божия не подводит, ниже о том помышляет, что надобно во всех делах своих дать отчет совести, церкви, Богу: того мысль помраченна есть невежеством, и все дела его суть дела мрачнейшия нощи. Таковой человек малым чем отличен от младенцов, да и от самых животных безсловесных: он управляет себя одними чувствами, то есть, приятностями настоящими и наружными, хотяб из того выходили следствия печальнейшия. Поступков его основанием есть или одна привычка, или предразсуждение, то есть, как другие подобные ему поступают, или к чему-нибудь пристрастие: а всего того источником есть нерадение и разслабление душевное.

Но дела света суть дела на здравом разсуждении, паче же на законе Божием основанныя. Что очам телесным есть свет солнечный: то очам мысленным есть свет разума; а самому разуму есть то закон Господень. Светильник ногама моима закон твой, говорит к Богу Пророк, и свет стезям моим.9 Не говоря о чувствах, коим одним естьли в делах душевных следовать, никак не льзя не быть им погрешительными; не говоря о чувствах, и самое мыслей наших понятие есть недостаточно, и разсуждение наше не редко бывает ошибочно. Не чувствительно тут вмешивается самолюбие, других развратныя советы и мнения, вредныя беседы и сочинения: они разстроивают порядочное разсудка течение, и под видом истинны заставляют нас ложь принимать за истинну.

В таковых опасных для нас случаях попечительный промысл Божий закон свой, яко вечное истинны правило, не токмо впечатлел в совести нашей: но тоже самое и в священных открыл нам книгах; дабы мы его усмотреть могли не токмо очами мысленными, но и самими очами телесными. В сем зерцале, естьли только очи твои не покрыты мглою нерадения и пристрастия, истинна открыта всегда сияет: и дела, на сем основании производимыя, суть дела света.

Дела тьмы суть дела, за которыя мы принимаемся с стыдом, или в коих напоследок стыдимся. Совесть едва ли совсем в ком истреблена быть может. Может она затмиться; понеже не есть Бог: но не может истребиться: понеже от Бога есть. Она дерзающую на беззаконие руку тотчас удерживает: а естьли страсть сильнее, и превозмочь оную не может; то внутренность она безпокойством, а лице наполняет стыдом. И для того-то человек когда что против совести делать предпринимает: скрывается от людей, не только сторонних, но и домашних; ищет сокровеннейших углов и вертепов; ищет темноты, по свидетельству Евангелия: Всяк делаяй злая, ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть.10 О сколь тщетно человек сам себя обманывает! чем более ищет таковой темноты; тем более сам обличает себя: следовательно тем более совести дает свободности, поразить его своим правосудным определением. Нет столь мрачнаго угла, гдеб суда ея избежать было можно: кольми же паче не льзя скрыться от суда Божия, котораго очи тьмами крат светлее солнца, и самую бездну проницают.

Но дела света суть дела, в коих мы не токмо не стыдимся, но радуемся, и желаем, и ищем, чтоб оныя всем открыты были. Радуемся: понеже они сходственны с требованием совести нашея. Ищем их другим открыть: понеже всякое доброе дело есть полезно не себе токмо, но и другим; и сие существенное его есть свойство, чтоб благоуханием своим и других чувства услаждать.

Есть притча, что будто некоторый человек нашел такой камень, который когда в своих руках держал, ни кем не был видим. Естьлиб сей камень нашел доброй человек; то бы он его бросил: ибо он ни самому себе, ни делам своим никогдаб скрытым быть не захотел. Да сие сходно и с Евангелием. Никто же вжигает светильника, и поставляет его под спудом, но на свещнице, да светит всем, иже в храмине суть.11 И по тому благия дела скрыты быть не терпят, и суть дела света: ибо, по Апостолу, все являемое свет есть.12

Дела тьмы суть дела повергающия нас в мрачное уныние и тяжчайшее томление. Сколькоб худое дело в своем начале лестным и сладким ни казалось: но после раждает горчайший плод раскаяния и печали. Когда по соделании его помыслит человек, что он разстроил внутренний порядок свой, зделал насилие совести, в добром течении своем сам себя остановил; помыслит, что соделанное зло не может с рук его сойти без стыда, порицания, позора и наказания: тогда сам себя стыдится; сияющий свет солнечный мрачным ему кажется, ищет скрыться, ищет удаленнейшей юдоли плачевной, гдеб найти хотя сие тщетное утешение, чтоб не иметь других обличителей, кроме совести своей. Лежит нещастливый в рове преисподнем, в темных, и сени смертней:13 и только остается для него сия отрада, что узнает он свое нещастие, и по тому имеет надежду, что по пролитии дождей слезных имеет возсиять благодати ведро.

Но дела света суть дела радости и веселия. Кто спокоен? кто доволен самим собою? естьли не тот, которому совесть ни в чем не попрекает. Когдаб сильная буря все стихии возмущала, когдаб густейшими тучами покрывались небеса, и наглостию ветров и дождей все приводили бы в волнение и трепетание: муж опочивающий во объятиях добродетели и тогда есть благодушен. В сердце его рай, никогда незаходящим солнцем освещаемый, и провеваемый дыханием Святаго Духа.

Вот видите, благословеннии Христиане! какое есть различие дел тьмы и дел света. А к сему прибавим и то, что Апостол дела темныя уподобляет дровам, сену, тростию: а дела света, злату, сребру, камению драгому:14 и когда, де, наступит тот последний день, который огнем открывается; тогда сии дрова, сие сено, сие тростие силою того огня сгорят: а только нещастливый всего того стяжатель останется цел к мучению своему: а злато, сребро, камение драгое не токмо не сгорит, но еще паче возсияет, и стяжавый сие сокровище пребудет на веки с полным их удовольствием.

И по тому кто убегает дел темных; а держится дел света: тот восходит на гору совершенства, осиявается светом благодатным, преобразуется, образу Сына Божия подобным становится, и достойно празднует на земли Преображение Господне; понеже с ним вкупе празднует и преображение собственное свое. Да что я говорю, на земли: мы Евангельским гласом обнадежены, что праведницы возсияют яко солнце во царствии Отца Небеснаго.15 До сего славнаго преображения не можем достигнуть мы, естьли здесь прежде не преобразимся покаянием, исправлением жизни и добродетелию.

Ты же, преобразивыйся во славе Господи! нас на земли лежащих подъими, и возведи в гору святыни Твоея, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный: и да удостоимся в день оный последний, в день всемирнаго преображения, получити милость со всеми чадами света во светлостех святых Твоих. Аминь.

Сказывано в Москве в Новоспаском монастыре, 1777 года Августа 6 дня.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.