На день Вознесения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Празднуем мы, благословенные Христиане! тот день, в который великий посланник Божий, исполнив звание свое, возшел на небеса, в недра Бога и Отца, и прямо уже мог ему сказать: Отче! дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю.1 Божественные же Апостолы были исполнены печали и радости. Печали: ибо ведаете, сколь чувствительно есть разставание с любезными лицы. Оставались они яко сироты, лишившиеся любезнаго родителя: а притом зависть Фарисейская и злоба Иудейская, и дух развращеннаго мира со всех сторон грозили им гонением: были, по предсказанию, яко овцы посреде волков.2 Но сия печаль растворяема была и радостию: ибо по неложному обещанию ожидали они новаго Утешителя, новой благодати, новой силы свыше. Ожидали нетерпеливо вступить в течение апостольства, и получить дух и премудрость, чтоб глаголати пред Цари, и не стыдиться. В таком быв расположении, бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога.3

Мы по примеру Апостолов также можем иметь причину радоваться и печалиться. Печалиться, естьли Спаситель скрывается от очес наших, и в нас, и с нами присутствовать не благоволит. Радоваться, ежели Он всегда при нас находится, и естьли мы со дерзновением нашея веры можем сказать: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.4

Как же сие получить мы можем? есть ли и мы члены, подражая главе своей, не будем ползать по земле, не будем униженную вести жизнь, не будем страстьми к персти приклоняться: но будем возноситься мыслями, духом, сердцем, и тогда станем мы праздновать и свое вознесение. Ибо кто низких мыслей, подлаго духа, отягчен бременем страстей, уныл, разслаблен: тот яко к земле привязан, пресмыкается по ней, персть лижет, лежит повержен яко олово в воде зельней.5

Но кто же возносится?

       Возносится вопервых тот, кто за правило своих поступок полагает не низкость чувств, но высоту разума. Чувства состоят в зрении, слышании, обонянии, вкусе и осязании: разум состоит в различении истинны и лжи, добра и зла. Чувства мы также имеем, как и все животныя: но разум свойствен единому человеку. Чувства относятся до тела: а разум до души. Чувства есть нечто для человека низкое: а просвещенный разум возносит его. Ежели кто управляет себя одними чувствами, то есть, то только делает и уважает, что приятно очам, слуху, вкусу, обонянию и осязанию: тот еще не есть прямо человек; понеже то только делает, что и всякое животное разума лишенное. Но кто управляет себя разумом, то есть, то избирает и делает, что утверждает здравый разсудок; хотяб то было и с досадою чувств, и противно нежности плоти: тот прямо есть человек, и его течение дел есть выше, нежели низкое ступание животных.

Чтоб сея высоты достигнуть, надобно иметь мужественный дух. Ибо между чувствами и разумом есть всегдашняя борьба. Что приятно чувствам, на пример: нега, гуляние, праздность, сладострастие, роскошь, корысть: то противно разуму. И по причине сей внутренней нашей войны человек часто сам в себе раздирается. На одну сторону манят его чувства, на другую преклоняет разум. Бедный человек иногда и видит добро, но силою страстей побеждается: видит доброе и похваляет, но худому следует. Хощеши ли ты праздновать свое вознесение? не следуй низкости чувств: восходи на высоту разума. Дозволяй чувствам своим то только, что утвердит разсудок; и тогда можешь с вознесшимся днесь Христом Господем сказать: Дерзайте, яко аз победих мир.6

Второе, кто возносится от плоти к духу, тот следует за вознесшимся Христом. Иныя суть требования плоти, иныя духа: они суть в одном составе нашем: но разныя их свойства, удовольствия и концы. Свойство плоти есть нега и праздность: а духа труд и прилежание. Плоти свойство есть сладострастие и невоздержание: а духа всегдашняя трезвость, бодрость и целомудрие. Плоть не печется о будущем; довольна настоящим: дух разбирает следствия, и предусматривает конец: плоть, что ни приобретает, чем ни веселится, есть временно, и обращается в тление: духа и приобретение и удовольствие есть постоянно, вечно и безсмертно. Почему кто только угождает плоти; тот плотян есть, то есть, так почитается, как бы в нем души не было; тот весьма себя унижает, ползает по земле, и ею питается. Да такой и о теле прямо не радит: ибо худое состояние души и тело приводит в непорядок. Но кто руководству духа следует: возносится выше самаго себя, оставляет землю, и входит во внутренния завесы, идеже вниде о нас предтеча Иисус.7

Третие, кто возносится от жизни сей к будущей; тот следует за вознесшимся Господем. Евангелие всегда к тому располагает нас, чтоб мы к жизни сей не страстно себя привязывали, и думали бы, что мы по благим судьбам Божиим граждане есмы не столько земные, сколько небесные. Хотя мы на земле живучи и земное пренебрегать не можем: но надобно одно другому предпочитать. Наше житие на небесех есть,8 не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем.9

Кто убо к жизни сей так пристрастен, что не хотел бы с нею никогда разстаться: тот видно благ будущих не понимает, а потому и не желает. Так должны мы жить, как бы всякой день имели умереть. Христиане не должны отвращаться жизни сей: но и пристрастным же вожделением к ней непристойно быть привязаным. Аще живем, Господеви живем: аще умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы.10 И для того-то церковь Божия при всегдашнем Божественныя литургии совершении напоминает нам, чтоб мы горе имели сердца.

Но всех славнейшее есть вознесение, когда грешник востает от своего падения. Ах как презренное и зело низкое есть его состояние! Послушайте, как слово Божие грешника описывает в тех местах, где представляет его самого о себе глаголющаго: Прильпе, говорит, земли душа моя. Живот мой аду приближися.11 Вменен бых с низходящими в ров: яко язвени спящии во гробе: положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней.12 Естьли кто востает из сего ада, из сего рва, из сего гроба, из сея темноты и сени смертной: не возносится ли он, не празднует ли он вознесение сколько вожделенное, столько и славное?

А оно совершается покаянием, исповедию, причастием святых таин, и исправлением жизни. По истинне, кто начинает раскаяваться в своем преступлении и выходить из рва темнаго греховнаго: тот начинает чувствовать легкость, бодрость, радость, как будто он сам себя от земли к верху подемлет. Какая радость человеку потерявшему благодать, и паки оную обретающему! Какая утеха грешной душе от уныния востающей и начинающей обновлятися жизнию! Давид в подобном быв состоянии, когда благость Божия сняла с него тягость греховную; в восторге радостном возопил: О Господи! аз раб твой, а не греха, аз раб твой: растерзал еси узы моя,13 которыя меня обременяли, и теперь уже в радости душевней пожру тебе жертву хвалы.14 Да что я говорю, грешник покаянием разрешаемый радуется? радуются и все Ангели на небеси о едином грешнике кающемся.15

Сие радостное и славное вознесение есть нам грешным особливо свойственно. Мы пока не вознесемся на небеса: выйдем прежде из глубины греховныя. Не возможно возлететь на высоту небесную, доколе отягощены мы плотскими пристрастиями. Чтоб итти за Спасителем нашим, надобно облещися силою свыше: то есть, получить разрешение от союза неправды, нашу душу запутывающаго, и потом уже на крилах покаяния возноситься к Богу и Отцу, нас заблуждающих во объятия свои принять всегда желающему.

Ты же вознесыйся от нас на небо видимо, но невидимо всегда с нами пребывати изволивый Спасителю! Ты святыми усты Твоими рекл еси: Идеже будут два или триесобрани во имя Твое, тамо есмь и аз посреде их.16 Се мы днесь собрались не два и три, но всею церковию, и кажется в союзе любви и согласии: прииди и пребуди с нами, и подняв нас от земных страстей, удостой напоследок внити и в горнее жилище святых, о котором Ты возносяся глаголал еси: иду и уготовлю вам место.17 Веруем слову Твоему Сыне Божий: яко слово Твое истинна есть. Аминь.

Сказывано в Москве в Вознесенском монастыре 1777 года.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.