На сретение Господне

СЛОВО

НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Естьлиб праздники наши блистательными только от других дней отличны были обрядами, а не былиб плодоносны: не столькоб они заслуживали уважение наше. Что бо пользы, естьли мы многими и различными пениями оглашаем сию священную ограду, и увеселяющими зрение обрядами составляем наше духовное ликование: но таковыми же возвращаемся домой, каковы в сие место и пришли? в таковом случае мыб более оказали старания о услаждении чувств, нежели души и совести.

Нет! не сия есть слава церкве Божия. Ея намерение есть, чтоб обрядами только привлечь наши чувства, а чрез то подать нам случай к дальнейшему размышлению и пользе. Мать, отроча свое заохочивая к наукам, некоторыми его маленькими привлекает подарками, не с тем, чтоб он только думал о дарах, но чтоб чрез сие вселить в него ко учению охоту. Подобное есть во Уставлении празднований церкве Божия и намерение и желание.

Се и ныне кроме многих других обстоятельств представляет нам праведнаго Симеона, и добродетельную Анну. Мало для нас, естьли мы только узнаем, что один был праведен, а другая добродетельна. Нет! стыдноб было христианину, видеть пред очами примеры мудрости и доброжительства, а оным не подражать. Тогда слава твоя, христианине! когда ты изнемог уже от старости, но пришед во храм, и услышав о престарелом Симеоне, выходиши из церкве с ободренным духом, чтоб великодушнее сносить немощи старости, и с спокойствием ожидать смертнаго часа. Тогда честь твоя, жена! когда ты препровождая жизнь в невоздержности и распустности, взошед в церковь, и услышав о добродетельной Анне, выходиши оттуду с намерением исправить свою жизнь, и пример Аннин изобразить в поступках своих.

Разсмотрим же мы теперь сии святые примеры, и их, как некоторыя врачевства, приложим к ранам своим.

Анна заслужила, чтоб Евангелие таковым отзывом почтило ее. Она, де, живши с мужем седьмь лет от девства своего. И та вдова, яко лет осмьдесять и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь.1

Брак есть честен, и союз супружеский благословен Богом. Благословен, но с тем, дабы сохранить силу Творца в произвождении подобных себе, и к непрерывному человеческаго рода продолжению: благословен, чтоб супружникам стать родителями, и иметь то удовольствие, чтоб увидеть себя окружаемых благодатными детьми, яко новорождениями масличными.2 Блажен, кто с святым сим намерением вступает в супружеской союз! Он избирает супругу не по страсти, но смотрит на добродетель ея. Он взирает не на богатство, но на честность воспитания ея. Он уловляется не столько красотою ея, сколько ея благонравием. Он не столько уважает знаменитость рода ея, сколько честность составляющих ея родство. Таковое избрание, яко на благоразумии основанное, учинит брак благословенным, и супружников блаженными. Их сожитие будет любовию растворенно: никакой сторонний предмет не возможет искусити их добродетели: ибо честность, а не страсть управляет их душею. Плод чрева их непорочен: он играть будет в их отеческих объятиях, и утешаться их лобзаниями святыми. Воспитать его во благонравии первое их будет тщание. Да и не трудно им будет его во благонравии воспитать: ибо будучи сами добродетельны, и подавая в домашнем обхождении всегдашний пример честности, не дадут случая видеть младенцу какой либо соблазн, или претыкание. Он будет носить на лице образ их: но тот же образ сохранит и во нравах своих. Таковой сын будет родителям сладчайшим утешением, заставит других завидовать их щастию.

Когда же сим сокровищем обогатят себя родители: то тем самим и дом их в наилучшем состоять будет благоустроении; будет яко чаша исполненная вином благовонным. Добродетельная супружница обыкновенно бывает и благоразумная домостроительница.

Я не могу удержаться, чтоб при сем случае оставить, как честную и домостроительную жену описывает Соломон: кто, де, получил честную жену, получил он сокровище дражае камения многоценнаго. Она во всю жизнь трудолюбива. Не выпускает из рук волну и лен, и делает для домашних потреб. Подобна кораблю, великий торг производящему. Востает рано в нощи, и раздает брашно домочадцам, а рабыням назначает работу. Семена своими руками насаждает. Препоясавши крепко чресла свои, утверждает мышцы свои на дело: лакти свои простирает на полезная, и руки свои утверждает на вретено, и не угасает свеща ея всю нощь. Руки свои отверзает убогому, длани же простирает нищему. Не заботится о доме муж ея, когда где замедлит: ибо все у нее одеты. Одеяние своими руками делает мужу своему, другое для будущаго времени ему и себе заготовляет, твердое и красное. Завидуют везде щастию мужа ея. Уста свои украшает скромностию, и осторожна в разговорах. Редко исходит из своего дому, и брашна леностнаго не вкушает.3 Вот как описывает честную жену премудрый Соломон! Может ли что союза сего быть любезнее? может ли что быти его благословеннее? Таковым образом жительствовала с мужем своим похваляемая Евангелием Анна.4

Не льзя, чтоб при сем не обратить строгость нравоучения христианскаго на некоторые брачные наших времен союзы. Не малая часть, не уважая, или пренебрегая святость законнаго супружества, привыкши к своевольству, препровождают дни свои в развратности и распустности. В плотских сладострастиях столь погружаются, что, по Апостольскому словеси, яже тай бываемая, срамно есть и глаголати.5 Наказание с преступлением правда Божия соединила нераздельно. За таковою развратностию тотчас следует упущение должности, презрение от честных людей, в произвождении на вышшие степени встречающияся препятствия, истощение родительским потом снисканнаго имения, бедность и нищета, постыдное по домам милостыни испрашивание. Сверьх того различныя болезни изнуряют тело, приводят оное в отвратительное гноение, и прежде времени жизненное дыхание погашают. Уже не говорю о бедственном состоянии души, и о последующем чрез всю вечность за то наказании.

А некоторые возчувствовав все сии пагубныя следствия, и вступают в брак: но при самом начале полагают уже основание будущаго своего нещастия, и в самое святое действие вмешивают страсть. Во избирании будущия в жизни своей помощницы смотрят на богатство, разбирают знаменитость рода, прельщаются надеждою богатаго наследства, пленяются наружным видом других пленять могущим: а благонравие где? где доброе воспитание? где уважение честности рода? где надежда, найти в супружнице подкрепление добродетели своей, в домостроительстве помощь, в воспитании детей споспешество? Сии окрестности почитаются или излишними, или маловажными, или случайными. Что же потом? несколько дней или месяцов не успеет пройти, как уже и начинает дух несогласия всевать ссоры к немиролюбному житию. Тленность красоты со временем увядает. А чрез то утухает жар не основательной любви. Надежда, получить какоелибо имение или выгоды, чрез много различные случаи уходит из рук: супружница представляется незаслуживающею внимания и отвратительною. Дом чрез нарушение согласия приходит в упадок. Дети остаются без воспитания: мало, что остаются без воспитания: еще притом развратностию своею мучительно терзают нещастливых родителей сердце. Чем помочь столь бедно погружающемуся кораблю? Одна добродетель сие волнение может утишить и привесть к пристанищу. Но ее нет: она еще при самом начале вступления в брак пренебрежена. Ищут разводов, то есть, чтоб расторгнуть те священныя клятвы, которыми они ко взаимному себя люблению обязали пред лицем олтаря. По получении сего нещастливаго расторжения предаются власти своевольной жизни: дети остаются без родителей, акиб они уже мертвыя были, или не знают, кому они из родителей принадлежат. Вот какия следствия нарушения порядка Богом уставленнаго!

Когда мы слышим, что Евангелие похваляет Анну; что она в девстве вступила в брак с мужем своим, и с ним единым столь хранила верность супружества, что и по смерти его единожды посвятивши ему сердце свое, живши в вдовстве восемьдесят четыре года верность оную соблюла ненарушимо; когда мы сие слышим: должны взять во образец ея супружескую верность и целомудренную жизнь. Сей образец ежели в чьем сердце возмет днесь действие свое: то празднование наше будет не безплодно; на поле церковном произрастший прекрасный цвет не зрение очес токмо увеселил, но и напитал алчущую душу, и предохранил от горькаго вкушения греха.

Но как мы препровождая жизнь в небезтрудном подвиге добродетели, должны иметь некоторое ободрение: то и в сем нас подкрепляет похвальный пример праведнаго Симеона. Смерть обыкновенно страшна, но не всякому. Добродетельный старец достигши до глубокой старости, смертный час стречал с бодрым и радостным духом. Ныне отпущаеши, говорил он, раба твоего с миром.6 Что было сему причиною? Он препроводил жизнь в честности: ни чем ни должности своея, ни чести своея не опорочил: никому никакова нещастия не причинил: а по тому и воображал, что смерти час есть дверь, чрез которую взойдет он к праведному Судии, котораго правосудие всякое доброе дело не оставит без награждения. И для того говорил не столько престарелыми устами, сколько бодрым духом: Ныне отпущаеши мя отселе с миром, то есть, с спокойствием, с радостию, с надеждою, со упованием всего лучшаго.

Естьли и мы по сему вести себя будем: жизнь наша будет спокойна, довольна, щастлива; а смерть вожделенна, и благия надежды исполненна. Что да удостоимся получити милостию и человеколюбием Бога нашего. Аминь.

Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.