На крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Паки торжество, и паки тайна. Иное видим мы, иное понимаем верою. Крещение Господа нашего по видимому есть погружение в струях Иорданских: но вера открывает нам, что действием сим исполняется вечная правда, и нам приуготовляется баня омовения грехов.

Крещение наше есть подражание того: и мы в нем по видимому погружаем тело в водах купели; но невидимо вкупе в нем погружаем ветхаго человека с деяньми его,1 то есть все то, что в нас есть тлетворно и вредно, и становимся обновленными духом. Свидетель тому великий Павел: Елицы, говорит, во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся: Спогребохомся убо ему крещением в смерть. Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет.2 И на другом месте то же изъясняет: И сими убо нецыи бесте: то есть, и вы де были так, как и развратнейшие язычники: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего.3 Вот что Апостол свидетельствует.

Но я бы желал, чтоб то же каждому засвидетельствовала и собственная совесть его. Ибо что? когда Апостол столь превозносит силу крещения, но мы онаго действия в себе не ощущали бы? Что? естьли так живем, как бы мы были не освященны крещением, и всякая нечистота яко неизмовенна оставалася бы в душах наших?

Достойно разсуждения и внимания нашего, чтоб в сей час хотя кратко разсмотрели мы, какоеб тому было препятствие: ибо для сего наипаче день сей и уставлен, чтоб нам крещение свое на память себе привести, и оправдать святость тайны крещения, что не оно есть само в себе не действительно, но наше нерадение.

Сила тайны святаго крещения ослабевает, когда мы почитаем оное некоторым в обычай введенным обрядом: а более ни чем. Родился младенец: мы радуемся: и подлинно есть, для чего радоваться; ибо дыхание Зиждителево влиянно в новое существо, и устроен новый орган к прославлению величества Создателева. Потом приуготовляем сию новорожденную словесную тварь к крещению: но с каким разсуждением? Евангельское определение о сем есть таковое: Иже веру имет, и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.4 Но младенец еще ни глагола таин христианских понять, ни веровать не может. Почему церковь святая в сем случае недостаток веры младенческой дополняет довольством веры родителей. И по тому младенцев, яко верующих, крещает, что родители их веруют, и они устами детей своих в вере их церковь уверяют. А по тому и обязаны родители веру иметь не для себя токмо, но и для детей своих.

Но что? когда и родители сами веры мало понимают? Да пусть бы светом ея мысль их была мало просвещенна: не всех понятие довлеет к совершенному таин христианских постижению, но по крайней мере вера должна быть в сердце их; ибо когда сердце непорочно, чисто и добродетельно, вера в нем приятное для себя находит жилище. Что же? когда при непросвещенной верою мысли, еще и сердце развращенно? с какою убо верою таковые родители принесут ко крещению младенцев своих, еще веровати не могущих?

Но да не страшимся, акиб по недостатку веры крещаемых младенцев, и по недостатку веры приносящих к крещению родителей их не изливалась благодать освящения на крещаемых младенцев. Никак! Дух Святый дополняет недостаток сей: Глас Господень в силе:5 он пронзает младенческую душу, и оную освящает. Освящает: но тогда, когда младенцы немощны и неповинны, и тем склоняют они на себя Небеснаго Отца милосердое воззрение. Когда же начнут уже возрастать и действовать своим разсуждением: тогда их премудрый Божеский устав оставляет на свое произволение и на попечение родителей.

Здесь-то уже необходимо нужно, чтоб родители недостаток понятия, слабость разсуждения, и просвещения в вере, детей своих дополняли своим разсуждением, просвещением и верою. Кто может и должен для них быть лучшим учителем, как не те, кои им даровали жизнь, и впечатлели в них образ свой? Но что, естьли вера и в родителях недостаточна? естьли мысль их ею не просвещенна, а сердце развратностию своею в себе иметь ей место не допускает? В таковых печальных обстоятельствах дети остаются нещастливы: ибо вера в них не быв ни чем утвержденна, истребляется: а родители должны в том дать ответ праведному Богу, и понести мщение всемогущия руки Его. Таким-то образом сила тайны крещения хотя сама чрез себя и действительна, но нерадением нашим ослабевает.

К предупреждению сего нещастливаго следствия церковь при крещении младенцев определила быть восприемникам, чтоб они в случае или неимения родителей, или их малаго просвещения, или нерадения, всегда были восприемным детям наставниками в законе и добронравии. Но мы к нещастию искусны и доброе превращать: вместо того, чтоб искать восприемников благочестивых, добронравных, по честности своей у всех доброе имя заслуживших, ищем богатых, знатных, сильных, чтоб они чем нибудь одарить могли, и приспевшу младенцу в возраст, могли ему быть во временном щастии споспешниками: а иногда, естьли сии выгоды нам обещать могут, допускаем и иноверцов. О сколь в малом вера и нравы остаются у нас уважении! При самом священнейшем действии мешаем мы небо с землею, и бисеры свои пометаем в блато. Почему и сами восприемники видя наше не благое намерение, мало оному споспешествуют, а по крайней мере всегдашними быть детям нашим к добру руководителями не весьма обязанными себя почитают. И так сила святаго крещения, когда она с возрастающими летами должна возрастать, приходит во ослабление.

Но естьли бы уже и родители в сем деле не великое о нас имели попечение; естьлиб и восприемники оставляли: то по крайней мере мы сами пришед в возраст, пришед в зрелость разсуждения, слыша всегда поучения закона из священных уст церкве, должны часто на память себе приводить крещение наше, и к чему мы чрез то обязались: но и в сем мы не зело тщательны.

День сей прямо с тем церковь праздновать уставила, чтоб при воспоминании крещения Господня воспоминать нам и крещение свое. И се, Богу благодарение! видим мы мног благочестивых народ стекшийся и внутрь и вне сея священныя ограды, но едва ли и из сих не суть таковые, которые более к тому обрядами, нежели настоящею праздника силою, привлечены: то есть, чтоб узреть происходящий священный чин во испещренных одеяниях, чтоб узреть произносимыя различныя священныя изображения, и усладиться зрением многаго и различных чинов и состояний народа. Естьли сие только одно намерение привлекает нас: о сколь мало понимаем мы настоящую силу празднования!

Да вникнем, православные! в сокровенную тайну торжества сего. Сохраним душевную чистоту, дабы церковь уверить нам, что святыня крещения остается в нас нерастленна. Да не попустим неверным соблажняться, акиб крещение было у нас только омовение тела, а не души. Дадим славу Богу, хотящему нас Царскою крещения дверию ввести и в небесный чертог. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.