В неделю Мироносиц

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ МИРОНОСИЦ.

Великий пример благочестия представляют нам, ныне Евангелием восхваляемыя, святыя жены мироносицы. В самое то время, когда стража крепкая воев обстояла гроб Господень, когда Иудейские начальники искали на смерть всех Иисуса Христа последователей, или которые хотя некоторые знаки оказывали своей к нему преданности; когда было уже обнародовано оное грозное определение, что, аще кто исповесть его Христа быти, отлучен сонмища да будет,1 то есть, да будет почтен врагом церкви и отечеству; в самое сие время святыя жены, забыв слабость женскую, преодолев все страхи, и самую жизни опасность, пришли ко гробу Животодавца: прежде оросили его слезами, а потом драгоценными ароматами искали помазать оное тело, из уст котораго почерпали сладчайшее миро учения.

Какое великое жен сих ко Господу Иисусу было во первых усердие! ибо оне еще прямо и воскреснуть ему едва ли были уверены: пришли бо к нему уже из мертвых воставшему: но пришли к нему, яко еще в мертвых сущему: однако и к мертвому, яко в живых сущему, горели усердием. Второе, какая была благодарность! ибо оне наслаждаясь его учением, и в жизни ему служили от имения своего, и по смерти то же благодарное сердце засвидетельствовать не оставили. Третие, какая была щедрота, которая увеличивала их благодарность и усердие! Не пощадели они имения своего: купили драгою ценою ароматы, да помажут умершее тело. Не подумали, что тело, во гробе лежащее, в том нужды не имеет, и умершее лице того чувствовать не может. Напрасной будет убыток: лучше сии деньги употребить на убор, на украшение, чтоб было, на что других очи обратить: особливо, что был тогда великий праздник пасхи, и для таковаго праздника надобно явиться в лучшем наряде. Никак: все то презрели благоразумныя жены: но почли употребление своего имения там не излишним, где следовало им свою благодарность оказать: почли лучшим своим украшением добродетель душевную и веру к Богу нелицемерную.

Сверьх сего приметно в них и мужество, как выше сказали мы. Ибо иметь мужественный дух, не мешает немощь женскаго состава. Не тот мужествен, кто силою телесною других одолевает, кто борется с зверями, кто побеждает целые полки, и берет города: но кто страсти свои умеет побеждать, и склонности содержать в руках своего благоразумия.

На сем основании многие мужи, или и герои, были слабее многих немощных жен: а на против многия жены оказали себя мужественнее и знаменитее героев. Соломон говорит: Многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же превознеслася еси над всеми.2 А кто ты? жена домостроительная, жена благочестивая и умевшая детей своих воспитать во благонравии.

Так не подают ли нам великий пример к подражанию святыя жены? и во первых усердие их и вера не приводят ли в стыд слабых христиан? те шли зело рано на гроб. Мы имеем ли столько усердия притекать ко храму Божию, где святый престол поистинне должен быть почитаемь гробом Господним, где не мертвое тело, да и то уже воставшее, но самое животворящее тело и кровь Господа нашего во святых его тайнах к нашему насыщению предлагаются?

Едва ли мы по маловерию своему не заслуживаем, чтоб Ангелом нам было сказано: Воста, несть зде:3 нет для вас благодатнаго Божияго присутствия: хотя вы и причащаетеся, но во осуждение. Хотя и приносите вы молитвы: но они обращаются в грех. Хотя пред лице Божие и являетеся: но без приношения жертвы мира и любовнаго сожития; а слово Господне от вас требует, да не явишися пред лице его тощ.4 Воста, несть зде: варяетвы в Галилеи, то есть: язычники живут добродетельнее, иноверцы живут благочестивее: Ни во Iзраили толикия веры обретох.5 Воста, несть зде. Се место, идеже положиша его, то есть, по разсуждению Златоуста, когда нынешних Христиан сравниваем мы с древними Христианами, которые были всегда единодушны вкупе, у коих была душа и сердце едино, и различными чудесами и знамениями прославляли веру свою, то уже, де, нынешних Христиан собрания подобны таковой жене, которая получив богатое наследие, все оное истощила: и показывает одни только праздные ковчеги и сосуды, указывая, что в сем сосуде такое-то сокровище прежде хранилось: в сем ковчеге такое-то богатство прежде было положено: но все сии ковчеги и сосуды суть уже праздны: Воста, несть зде: се место одно, идеже положиша его!

Жены мироносицы зело рано приидоша на гроб.6 В подражание, думаю, сего церковию уставлены утренния и всенощныя бдения, чтоб мы от нощи утренневали к Богу; и пока еще мысли не отяготились разными заботами, пока чувства свежи, и не утомились еще многими иногда и худыми предметами, спешили бы поклониться Солнцу правды.

Подражаем ли в сем мы мужи благоговению жен? и храним ли свято уставление церкве? но едва ли охотно приходим и к Божественной литургии; да и то не редко по одной мнимой наружной благопристойности, или, чтоб то время не так скучно проходило, почитаем для развлечения мыслей оное препроводить в церкви, смотря на других, или себя выставляя к смотрению другим: а к утрени приходить, уже у многих почти и из обыкновения выходит. Но злый искуситель берет свое. То самое нощное время, когда Давид будучи Царь, в полунощи воставал, исповедатися имени Господню, самое сие время охотно препровождаем в пированиях невоздержания, на зрелищах, на комедиях, на обезображенных харями зборищах, позорствуя, и всем искушениям подвергая свою добродетель. О времена! О нравы! И так мы часто с одним простым благочестивым народом совершаем всенощныя торжества, и с сим малым стадом воспеваем вышняго Пастыреначальника. Не таковы были святыя жены: они оставив нощной покой, свойственную женскому полу негу, отрясши от очес своих сон, и дремание, бодрым духом зело рано заутра приидоша на гроб.

Но посмотрим и на благодарность их. Слово жизни, посеянное на сердцах их небесным Сеятелем, было не безплодно. Кроме просвещения в познании воли Божия, произрастило оно в них краснейший плод благодарности. Оне к своему Учителю столь были привязаны, что и самый гроб его почитали местом упокоения своего, и при нем седя, со умершим как бы вместе умереть хотели. Лишившись безценнаго сокровища его наставлений, богатство тленное почитали уже для себя не лестным; и не разсудили на лучшее что оное употребить, как положить в том месте, где их душа и жизнь была сокровенна.

Так ли мы благодарны к тому, которой нам все даровал? Бог от нас ничего не требует. Он сам всем вся подает. Но требует, чтоб мы, в лице бедных и неимущих, ему самому за его дары благодарность свою свидетельствовали. Но на что употребляем мы имение свое? на пышные наряды, на уборы домов, на излишнее чревоугождение, на суетныя зрелища, на вредных смехотворцов. А дети остаются без должнаго воспитания: сироты не имеют, что учителю за труд заплатить: неимущия девицы по скудости подвергают искушению свою чистоту, не имея о себе пекущагося, нищие гибнут гладом, разоренные остаются без утешения, больные без призрения: а храмы Божия, яко истинный гроб Господень, не только без драгоценнаго жен святых мира, но не редко и без всякаго приношения и устроения. О изрядные врученнаго нам от промысла имения строители! Прииди, человече, и подражая святым женам, купи ароматы, купи хлеб, и напитай алчущаго: сие вменится тебе, якобы ты помазал тело Господа Иисуса.

Естьли же сия добродетель всем есть прилична: то паче женам. Их полу есть первое украшение, снабдить беднаго, принять страннаго, воспитать сироту. Сего от них сам Павел особливо требует, когда говорит, что та, де, есть прямо честная и богобоязненная жена, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благому последовала есть.7

Обще же и все мы да памятуем пример святых жен: да воображаем в мысли своей их веру, благодарность, щедроту, и мужество. Добродетель благовоннее есть всяких Аромат: ценою крове Христовы да купим себе сие безценное миро, и в лице требующих нашея помощи, да помазываем нозе Господа Иисуса нас ради умершаго и воскресшаго. Аминь.

Говорено в церкви Троицкой, что в Кожевниках, 1777 года.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.