Нынешний праздник можем мы почесть праздником добродетели, благословенные Христиане! ибо, когда совершаем память праведника Божия, то тем отдаем честь добродетели, и силу ея в слабых душах утверждаем. Сколь же сие есть для нас полезно и нужно! ибо то-и дело слышим мы, что пристрастившиеся к пороку люди иногда думают, а иногда и дерзают говорить: что, де, люди знающие вкус и перевороты мирские, с лучшим живут успехом, нежели те, которые одной, по их мнению, безплодной держатся правды. О вы! коих мысль столь помраченна, и сердце слабо, приидите и воззрите на празднуемаго нами днесь угодника Божия, преподобнаго Сергия. Что? напрасно ли он столько в подвиге добродетели трудов употреблял? тщетны ли те слезы, тот пот, которыя он проливал, и теми напаевал насажденное в душе своей Божественное семя? О! никак. Се, сколько веков прошло: но имя его любезно во устах наших; память его благословенна, и следы святыя жизни его суть достопочтенны. Может быть, подражать святому жизни его подвигу, покажется иным, быть делом трудным и скучным: но мы теперь сие разсмотрим, и увидим, что иго, которое нес святый Божий, было иго благое и бремя легкое.
Когда преподобный Сергий избрал иго Евангельское нести во ограде уединенныя жизни; то без сумнения последовал он сему Евангельскому гласу: Приидите ко мне труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе, и обрящете покой душам вашим.1
Сей глас Евангельский всех праведных столь возжег сердца, что они не давали сна очам своим, и ресницам своим дремания, доколе не обрели покоя сего. Да и кто себе покоя не желает и не ищет? а когда какой труд, хотя и великий, но приводит наконец к покою сладкому и выгодному, то для таковаго покоя предприемлемый труд не может быть тягостным.
Но надобно знать, в чем состоит покой сей, не только для того, чтоб нам более его узнав, более пожелать, но и для того, чтоб не погрешить ища того покоя, который может быть был бы совсем не тот, к каковому призывает Евангелие.
Сей покой не состоит в том, чтоб оставить все мирския должности и попечения, то есть, чтоб оставить дом, жену, детей, промыслы, и удалиться в уединенное место. Нет! Сии попечения нам от праведной судьбы назначены: В поте лица твоего снеси хлеб твой.2 Да они же не токмо не отводят от спасения, но и суть средством ко спасению: ибо исправлением должности своея пользуем мы общество, и воспитанием детей приуготовляем добрых граждан. И для того Апостол пишет: яко жена чадородия ради спасется.3
Да и приметьте вы в Евангелии: оно призывая нас к покою, тотчас придает: Возмите иго мое на себе. Вот иго: и хотя сказано, иго мое, а не мирское; но всякой труд, всякое попечение по учреждению Божию отправляемое, с пользою своею и общею, есть иго Божие.
И не может извиниться таковой, что он вместо того будет упражняться в единой молитве и богомыслии. Ибо одно дело Божие другому подрывом служить не должно, и сии дела суть совместны: одно другому не только не противно, но и одно другому помогает.
Естьли же в сем не состоит покой Евангельский; кольми паче не может он состоять в праздности: ибо праздность есть порок во всяком человеке, кольми паче в том, который взялся искать покой Евангельский. Да и на чтож уже руки и силы телесныя? ибо без дела надобно будет их ослаблять, здравие вредить, и не употреблять на тот конец, на которой их Творец употребил. Нет! обещает Евангелие нас успокоить: но притом говорит: Возмите иго мое на себе. А притом праздность и действие молитвы ослабляет; ибо отворяет дверь страстям: а они вшедши, бодрости твоея и бдения свещу удобно погасить могут.
Так в чем же состоит Евангельский покой? Состоит в спокойствии совести. А совести спокойствие тогда есть, когда она тебя ни чем не зазирает: когда ты так располагаешь своим состоянием, что исправление дел мирских не отвлекает тебя от Бога, когда служа требованиям телесным, нет опасности позабыть тебе свою душу. А для сего и нужно необходимо первое, не заняту быть излишними хлопотами. Что есть излишними? когда кто к собиранию прибытков столь жаден, к честям столь алчен, что о том единственно думает: а о совести, а о душе ни мало не помышляет. Сия суета есть порочная и Евангелию противная. Не льзя быть без попечения: но таковыя заботы суть непомерныя, языческия, и прямо не человеческия. Естество наше так устроил Создатель, что оно и малым быть может довольно. И для того-то слово Божие нам напоминает: Блюдитеся, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими.4
Второе, не только излишнее мыслей развлечение восхищает покой наш, но еще и паче мирские соблазны. Мир весь во зле лежит.5 Худыя содружества, неверности друзей, неверности сосед, сильных людей насилия, судей неправедных прицепки, развратных и нечестивых людей беседы, своевольствующая везде роскошь, похоть и гордость, ненависть, зависть, интерес, суть столько же сетей, коими неповинная душа удобно уловляется. Горе миру от соблазнов! Тлят обычаи благи беседы злыя.6 Сколько добродетельных людей от таких соблазнов развратилися, и всяк вельми остерегаться должен, чтоб не пристало к нему тление века. О праведном Лоте, между развратными Содомляны живущем, слово Божие говорит: Видением и слухом праведный, жив в них, день от дне душу праведну беззаконными их делы мучаше.7 Отлучитеся убо от таковых, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся.8
При таких мира развратностях и опасностях благо есть и премудро, избрать состояние небурное: то есть, уединенное, в котором бы ты мог упражняясь в молитве и богомыслии, трудом своим снискивать себе хлеб, будучи удален от мирских сует и соблазнов.
Сей-то покой ибрал празднуемый нами преподобный Сергий. Он в сладком своем уединении, в скудной, но спокойной келлии очи свои возводил всегда к живущему на небесах, очи исполненныя слезами покаяния. Мысль его беседовала с Богом: язык прославлял Владыку всех: сердце жилищем было всякия добродетели, а по тому и Духа Святаго: руки же его служили требованиям телесным, и никому не был в тягость. И так был удален от неумеренных сует служащих телу, удален и от соблазнов мира, работал Господеви со страхом и трепетом:9 работал в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда несмутныя мысли, незаботливый разсудок и спокойный дух. О дражайшее и любезное состояние!
Да подражаем сему праведнику Божию: а подражая и мы сподобимся снискать тот покой, котораго ничего на свете нет дороже, по тому особливо, что он нас не только не отводит, но прямо приводит и к вечному покою. Аминь.
Сказывано в Москве в Высокопетровском монастыре Сентября 25 дня 1777 года.
19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра