Хотя Вышний живет в храмах нерукотворенных; хотя присутствием своим наполняет Он все места: но при всем том се видим мы сему величества безконечнаго Богу созданный храм: се видим воздвижен дом Господу Саваофу, седящему на Херувимех, и исполняясь удивления и радости, можем с Соломоном сами себе вопрос предложить: еда Господь с человеки поживет?1 Как? живый ли в свете неприступном с нами пребывати будет? До того ли может возвеличена быть малейшая из его тварей, чтоб быть ей вместилищем Бога невместимаго? О Боже! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко толико посещаеши его?2
Но так есть поистинне, возлюбленнии! невместимый с нами жити хощет. В том уверяет нас святое слово его: Вселюся в них, и похожду.3 И, аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим.4 И идеже будут два, или трие собрани во имя мое, ту есмь и аз посреде их.5
На основании сего милостиваго обещания во храмах святых благодатне обитает Бог. Ибо естьли где два или три, на каком бы то ни было месте, во имя его собираются; там и сам Он присутствовать благоволит: то кольми паче благодати сея должно удостоиться то место, где вся церковь, искупленная кровию его, торжественныя свои совершает собрания. Да и собирается не с каким превратным мира сего намерением, но прямо для прославления его благодеяний, для благочестиваго размышления его совершенств, для призывания благословеннаго имени его, и чтоб узреть чудеса от закона его.
Почему не просто храм сам, сие вещественное здание, но собираемый в нем собор Богопочитателей привлекает к себе благодатное Божие присутствие, и все те дары, которые с ним существенно соединены: хотя впрочем и самые храмы благодати сея некоторым образом бывают участны: так как и самой тот сосуд, в котором благовонное миро положено, и самой тот сосуд благоухание испускает.
Но дабы сии храмы святые были для нас всегда местом благодатнаго Божияго присутствия, надобно помнить следующее:
Первое, чтоб мы пред лице общаго Владыки в храмах Его святых являлись в союзе любви и согласия. Ибо без сего не приемлет Он приносимой нами жертвы, естьли она не удобренна вкусом любви. Каина приносящаго жертву тотчас Бог вопросил: Где Авель брат твой?6 что, аще право принесл еси; но не право разделил еси? не согрешил ли еси? Умолкни.7 То есть, приношение твое само собою свято: но намерение зло: нет в нем правоты. Ты завидуешь брату своему в низпосылаемом на него от меня благословении: чрез сие не отдаешь ты ему должнаго: да и меня лишаеши чести правосудия: не право разделил еси: согрешил ты: умолкни. И по тому Каиново приношение отвержено: и таковым неблагочестивым жертвованием и самое то место опорочено.
Естьли же в ветхом завете при жертвах закалаемых животных потребна была к ближнему любовь: то кольми паче сие нужно есть в новой благодати, где истинная жертва не состоит в пролитии крови, в сожжении животных, и в происходящем от того курении дыма, по воздуху разливающагося: но состоит она единственно в том, когда горит сердце наше священным огнем любви к Богу и к ближнему, и в курении усердных молитв в воню благоухания духовнаго.
И для того-то при совершении святыя нашея службы, молиться ли надобно? диакон вопиет: Миром, в согласии, в любви, Господу помолимся: приступаем ли к слушанию священнаго писания? Иерей прежде возглашает: всем мир. Начинаем ли действие освящения святых даров? паки диакон напоминает, чтоб святое возношение в мире приносили мы. Когда же приступаем и к таинственному причащению: паки совершатель таин миром нас ограждает. Везде проповедуется мир, везде согласие, везде любовь.
А из сего прямо следует, что церковная молитва домашней предпочитаема быть заслуживает. Ибо первым есть общаго согласия нашего доказательством, когда мы все вкупе в едином месте собираемся: а напротив когда друг друга убегаем, или кроясь по углам, некоторыя от других скрываемыя составляем сборища; то тем самим даем знаки нашего с другими несогласия и чуждения, и целость ризы Христовой раздираем.
Когда же согласие и любовь потребны, чтоб в сих храмах осиявала нас слава Господня: то кольми паче беречься надобно, чтоб не дерзать приступать пред жертвенник Господень, когда руки, как выражает писание, исполнены крове:8 то есть, когда мы обидели кого, да и не перестаем обижать. Ибо в таком случае пред всевидящим Судиею сильнее будет жалоба обиженных, нежели воню обиды изрыгающая молитва твоя. Как можешь ты Сердцеведцу сказать: услыши Господи правду мою:9 когда вопль от твоего притеснения страждущих входит во уши Господа Саваофа? Как же еще, не покрывшись стыдом, можешь к той же молитве прибавить: не во устнах льстивых? Нет! поди от места страшнаго сего. Поди, возврати похищенное, отри слезы тобою проливаемыя, и горесть их услади удовлетворением: и тогда-то уже приди, и совершай милость мира, жертву хваления.
Сверх же сего, по требованию Евангелия, надобно, чтоб службу Богу совершали мы в дусе и истинне. Дух есть Бог: и иже кланяется ему, духом и истинною достоит кланятися.10 Духом, то есть, не по наружности одной, не одними обрядами, не одними устами: но внутренностию, сердцем и душею. Примером в том да будет нам святая Анна, мать Самуилова, о которой слово Божие свидетельствует, что сердце ея вопияше ко Господу, но глас ея не слышашеся.11 И для того-то Апостол желает, чтоб мы хотя пять слов, но умом глаголали, нежели тысящу слов языком одним.12 И истинною, то есть, чтоб служба наша совершаема была на основании слова Божия, по благоучрежденному уставу церкве всея, а не по собственному изобретению, не по вымыслам человеческим: как то делают суеверы, недугующие болезнию раскола, и все те, кои, пренебрегая святыя церкве учреждения, выбирают, как Апостол говорит, самопроизвольное служение.13
А из всего вышесказаннаго следует, что нам прежде всего надлежит украсить внутренний храм сердца своего: надобно, чтоб сей храм блистал златом веры, и камением драгим добродетели, по оному верховнаго из Апостолов увещанию: и вы, яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, приносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом.14
И тогда-то уже и храм сей исполнится славы Господни: не будет простое здание, но дом Божий и врата небесная. Будет тихое волнующимся житейскою бурею пристанище. Будет местом утешения для всех болезнями телесными и душевными страждущих. Будет камень прибежища от лица вражия. Будет духовное Иисуса Христа училище. Вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность,15 кольми паче старость нашу.
И по тому благочестивые храмов Господних строители наилучшую от имения своего приносят Богу жертву: ибо чрез сие и всем ко храмам на служение Богу притекающим благодетельствуют, и чрез видимое храмов украшение невидимаго души своея благолепия яснейшие издают знаки: а по тому и праведное от небес заслуживают воздаяние.
Ты же, Владыко всех тварей! Ему же престол небо, и земля подножие, в сем воздвиженном имени Твоему храме всегда пребывати благоволи: молитвы в нем приносимыя да восходят к Твоему престолу благодати. Строителю же храма сего подаждь благословение Твое, равномерное его к Тебе усердию, или паче сходственное с безконечною Твоею благостию. Аминь.
Сказывано в селе Виноградове Сентября 10 1777 года.
19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра