На освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

Хотя Вышний живет в храмах нерукотворенных; хотя присутствием своим наполняет Он все места: но при всем том се видим мы сему величества безконечнаго Богу созданный храм: се видим воздвижен дом Господу Саваофу, седящему на Херувимех, и исполняясь удивления и радости, можем с Соломоном сами себе вопрос предложить: еда Господь с человеки поживет?1 Как? живый ли в свете неприступном с нами пребывати будет? До того ли может возвеличена быть малейшая из его тварей, чтоб быть ей вместилищем Бога невместимаго? О Боже! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко толико посещаеши его?2

Но так есть поистинне, возлюбленнии! невместимый с нами жити хощет. В том уверяет нас святое слово его: Вселюся в них, и похожду.3 И, аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим.4 И идеже будут два, или трие собрани во имя мое, ту есмь и аз посреде их.5

На основании сего милостиваго обещания во храмах святых благодатне обитает Бог. Ибо естьли где два или три, на каком бы то ни было месте, во имя его собираются; там и сам Он присутствовать благоволит: то кольми паче благодати сея должно удостоиться то место, где вся церковь, искупленная кровию его, торжественныя свои совершает собрания. Да и собирается не с каким превратным мира сего намерением, но прямо для прославления его благодеяний, для благочестиваго размышления его совершенств, для призывания благословеннаго имени его, и чтоб узреть чудеса от закона его.

Почему не просто храм сам, сие вещественное здание, но собираемый в нем собор Богопочитателей привлекает к себе благодатное Божие присутствие, и все те дары, которые с ним существенно соединены: хотя впрочем и самые храмы благодати сея некоторым образом бывают участны: так как и самой тот сосуд, в котором благовонное миро положено, и самой тот сосуд благоухание испускает.

Но дабы сии храмы святые были для нас всегда местом благодатнаго Божияго присутствия, надобно помнить следующее:

Первое, чтоб мы пред лице общаго Владыки в храмах Его святых являлись в союзе любви и согласия. Ибо без сего не приемлет Он приносимой нами жертвы, естьли она не удобренна вкусом любви. Каина приносящаго жертву тотчас Бог вопросил: Где Авель брат твой?6 что, аще право принесл еси; но не право разделил еси? не согрешил ли еси? Умолкни.7 То есть, приношение твое само собою свято: но намерение зло: нет в нем правоты. Ты завидуешь брату своему в низпосылаемом на него от меня благословении: чрез сие не отдаешь ты ему должнаго: да и меня лишаеши чести правосудия: не право разделил еси: согрешил ты: умолкни. И по тому Каиново приношение отвержено: и таковым неблагочестивым жертвованием и самое то место опорочено.

Естьли же в ветхом завете при жертвах закалаемых животных потребна была к ближнему любовь: то кольми паче сие нужно есть в новой благодати, где истинная жертва не состоит в пролитии крови, в сожжении животных, и в происходящем от того курении дыма, по воздуху разливающагося: но состоит она единственно в том, когда горит сердце наше священным огнем любви к Богу и к ближнему, и в курении усердных молитв в воню благоухания духовнаго.

И для того-то при совершении святыя нашея службы, молиться ли надобно? диакон вопиет: Миром, в согласии, в любви, Господу помолимся: приступаем ли к слушанию священнаго писания? Иерей прежде возглашает: всем мир. Начинаем ли действие освящения святых даров? паки диакон напоминает, чтоб святое возношение в мире приносили мы. Когда же приступаем и к таинственному причащению: паки совершатель таин миром нас ограждает. Везде проповедуется мир, везде согласие, везде любовь.

А из сего прямо следует, что церковная молитва домашней предпочитаема быть заслуживает. Ибо первым есть общаго согласия нашего доказательством, когда мы все вкупе в едином месте собираемся: а напротив когда друг друга убегаем, или кроясь по углам, некоторыя от других скрываемыя составляем сборища; то тем самим даем знаки нашего с другими несогласия и чуждения, и целость ризы Христовой раздираем.

Когда же согласие и любовь потребны, чтоб в сих храмах осиявала нас слава Господня: то кольми паче беречься надобно, чтоб не дерзать приступать пред жертвенник Господень, когда руки, как выражает писание, исполнены крове:8 то есть, когда мы обидели кого, да и не перестаем обижать. Ибо в таком случае пред всевидящим Судиею сильнее будет жалоба обиженных, нежели воню обиды изрыгающая молитва твоя. Как можешь ты Сердцеведцу сказать: услыши Господи правду мою:9 когда вопль от твоего притеснения страждущих входит во уши Господа Саваофа? Как же еще, не покрывшись стыдом, можешь к той же молитве прибавить: не во устнах льстивых? Нет! поди от места страшнаго сего. Поди, возврати похищенное, отри слезы тобою проливаемыя, и горесть их услади удовлетворением: и тогда-то уже приди, и совершай милость мира, жертву хваления.

Сверх же сего, по требованию Евангелия, надобно, чтоб службу Богу совершали мы в дусе и истинне. Дух есть Бог: и иже кланяется ему, духом и истинною достоит кланятися.10 Духом, то есть, не по наружности одной, не одними обрядами, не одними устами: но внутренностию, сердцем и душею. Примером в том да будет нам святая Анна, мать Самуилова, о которой слово Божие свидетельствует, что сердце ея вопияше ко Господу, но глас ея не слышашеся.11 И для того-то Апостол желает, чтоб мы хотя пять слов, но умом глаголали, нежели тысящу слов языком одним.12 И истинною, то есть, чтоб служба наша совершаема была на основании слова Божия, по благоучрежденному уставу церкве всея, а не по собственному изобретению, не по вымыслам человеческим: как то делают суеверы, недугующие болезнию раскола, и все те, кои, пренебрегая святыя церкве учреждения, выбирают, как Апостол говорит, самопроизвольное служение.13

А из всего вышесказаннаго следует, что нам прежде всего надлежит украсить внутренний храм сердца своего: надобно, чтоб сей храм блистал златом веры, и камением драгим добродетели, по оному верховнаго из Апостолов увещанию: и вы, яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, приносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом.14

И тогда-то уже и храм сей исполнится славы Господни: не будет простое здание, но дом Божий и врата небесная. Будет тихое волнующимся житейскою бурею пристанище. Будет местом утешения для всех болезнями телесными и душевными страждущих. Будет камень прибежища от лица вражия. Будет духовное Иисуса Христа училище. Вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность,15 кольми паче старость нашу.

И по тому благочестивые храмов Господних строители наилучшую от имения своего приносят Богу жертву: ибо чрез сие и всем ко храмам на служение Богу притекающим благодетельствуют, и чрез видимое храмов украшение невидимаго души своея благолепия яснейшие издают знаки: а по тому и праведное от небес заслуживают воздаяние.

Ты же, Владыко всех тварей! Ему же престол небо, и земля подножие, в сем воздвиженном имени Твоему храме всегда пребывати благоволи: молитвы в нем приносимыя да восходят к Твоему престолу благодати. Строителю же храма сего подаждь благословение Твое, равномерное его к Тебе усердию, или паче сходственное с безконечною Твоею благостию. Аминь.

Сказывано в селе Виноградове Сентября 10 1777 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.