На день Рождества Пресвятыя Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА
ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.

Церковь Божия руководствует нас из празднования в празднование, и из торжества в торжество, дабы таковыми действиями не токмо подкреплять веру нашу, но и наполнять нас духовною радостию: а чрез то прогонять от нас всякое уныние, и уверить, что служба Богу нашему не есть какоелибо трудное и скучное дело; но дело радости и веселия исполненное, а по тому заслуживающее, чтоб на сие духовное служение не иначе спешили мы, как люди, миру пристрастившиеся, спешат на мирския потехи и увеселения.

Се и в настоящий день празднуем мы рождество Преблагословенныя Девы Марии, когда сия от родов избранная отроковица, яко новое пресветлое светило возсияла в мире сем, и яко заря предвозвестила нам имеющее быть скорое восхождение несозданнаго Солнца, Спасителя нашего.

Всяк, кто ощущает в себе действие веры, и благодать Святаго Духа, не возрадуется ли душею, и не признает ли, что с рождеством преблагословенныя Девы вкупе открылось и блаженство наше?

А чтоб сего открывшагося блаженства самым делом быть нам участными: разсмотрим мы хотя кратко, на какой конец раждается человек? ибо из сего усмотрим мы должности свои, и вместе узнаем, какая причина есть, что мы празднуем дни рождения великих людей, особливо день сей Рождества Пресвятыя Владычицы нашея.

Бытие есть начало действия. Ибо которой вещи совсем нет, та и действовать не может. А как скоро какая вещь получит бытие свое; взойдет в союз мира, и с прочими тварями поставится на ряду: то тотчас и начнет производить действия свои. Солнце, как еще оно не было, светить не могло: а как только возжено рукою всемогущею; то тотчас и начало светить, обтекать круг вселенныя, согревать и споспешествовать тварям в действиях их. Семя как стало быть семенем, и положилося в землю: тотчас и начало пускать корень, потом стебль, после цветы и плоды. То же и о всех тварях сказать надобно.

И тем-то всякое дыхание хвалит Господа. Хвалит: так как художником сделанная вещь, когда хорошо начнет действовать, чрез то прославляет искусство художника. А притом, как художник радуется, видя свое дело в действии и порядке: так и сам Господь, премудрый художник, видя твари, к концу от него предуставленному благопоспешно текущия, радуется. Возвеселится Господь о делех своих,1 поет Пророк. А напротив как художник печалится, видя дело свое, не по его желанию и намерению происходящее: так и Божие благоволение оскорбляется, когдаб твари превращали учрежденный им порядок. Изъясняет сие примером вертограда Исаиа Пророк: вертоград был насажден на месте выгодном, на месте тучном, и всякое о нем прилагаемо было старание. И ждах, глаголет Господь, да виноград той принесет гроздие, но принесе терние.2 Почему прогневавшись Господь, истребил все оное безплодное растение.

Сие о прочих тварях уподобительно приведенное разсуждение приложим мы к человеку.

И человек получая бытие, получает и начало действия. Для чего? для того, что тогда получает уже он и способности и силы и орудия к действию. На пример, очи к зрению: уши к слышанию: язык к глаголанию: ум к познанию истинны: волю ко избиранию добра: память, чтоб всегда в сем ковчеге хранить познанныя истинны. Получает также и склонности; например, склонность любви не к страсти, но к люблению добродетели: склонность гнева, чтоб с негодованием отвращаться порока и развратности: склонность ненависти, не к завидованию в щастии другому: но чтоб с прискорбием взирать на людей развращающих путь Господень. Склонность ревности, чтоб гореть духом во умножении славы Божия и в приведении других на путь истинны: склонность радости, чтоб говорить с Давидом: Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе:3 склонность печали, чтоб с сокрушением раскаяваться в преступлении, и проливать слезы покаяния.

Вся сия получив человек от Бога, тотчас начинать должен действия свои. А естьлиб он из сих даров Божиих не делал надлежащаго употребления: то почто бы ему их и иметь? да почто бы ему уже и бытие получать?

Притом почтен еще человек свойством Божественным, самопроизволением. Почто? примечайте. Сей дар Божий есть самый больший. Ибо чрез сие восхотел Бог дел наших честь и славу, котораяб ему единому принадлежала, разделить с нами. Всякая тварь, не имеющая произволения своего, когда исполняет порядок: честь делает своему художнику, а не себе. На пример: древо приносит плоды, солнце светит; ластовица, муравей, пчела, хитростныя дела производят. Но мы в сем случае дивимся только мудрости Создателевой, а не им: ибо они то делают не по произволению, но по необходимости естественнаго их учреждения, и сами своего дела совершенно не понимают: так как заведенные часы не имеют произволения итти, или не итти, и своим порядочным течением делают только честь зделавшему их художнику; и за тем Пророк говорит: Прославится ли секира без секущаго ею? или пила без влекущаго ю?4

Но человек самопроизволен, и по тому когда идет порядком уставленным, которым бы он мог и не итти: в таком случае есть слава Богу, таковое чудное творение произведшему; да есть же честь и человеку, что закону своего Художника сам добровольно, усмотрев пользу и красоту учрежденнаго порядка, сам добровольно следует.

Чему здесь больше подивиться можем мы? благости ли и премудрости Создателевой, или столь чудному естества нашего учреждению?

Чем же более в деле сем открывается благость Божия и премудрость: тем более стараться нам надобно, чтоб сие свойство не превратить на другой конец, то есть, чтоб способности и дарования не употребить во зло.

А как? Бог нам дал бытие, яко начало действия, как выше сказали мы. Но когда ты разслабляешь себя леностию, и на подобие Евангельскаго разслабленнаго лежишь, не имея никаковаго полезнаго движения: когда руки не на труды простираешь, а на грабление и убийство: когда очи обращаешь не на требующих помощи, но ими показываешь внутреннюю свою к другому ненависть и зависть: когда уши склоняешь не к принятию полезных наставлений, но бесед развратных и клеветы: когда язык обращаешь не на учение и глаголание истинны, но на ложь и обман: когда вкус питаешь не принятием пищи и пития к подкреплению изнемогших сил, но роскошию и пиянством: когда все тело не занимаешь пристойною работою, но делаешь из него не чистый сосуд страстей: когда ум не просвещаешь знанием Божияго закона, но изобретением разных хитростей вред другому причиняющих: когда волю склоняешь не ко избранию добра, но заставляешь ее следовать прихотям страстей: когда память только служит к тому, чтоб не позабыть других оскорбления, и без отмщения их не оставить.

Когда таким образом влиянныя в нас от Творца способности и дарования и силы употребляем мы: то можем ли сказать, чтоб мы поступали сходно с тем концем, с коим они даны нам? Произволения дар хорошо ли употребляем мы? да и естьли польза в том, что бытие получили мы? Когда так: то можем ли мы праздновать и день рождения своего? О! хотя страшно, а надобно сказать: лучше бы было, аще не бы родился человек тот.5 Ибо естьлиб не родился он; то подлинно не мог бы чувствовать того удовольствия, какое имеет человек, дарования Божия в пользу употребляющий; но не мог бы чувствовать и мучения, какому присуждает правосудие Божие человека развратнаго. Но он удовольствия чувствовать не может, а мучение может, хотябы и хотел лишиться тягостнаго бытия своего. В той последний суда Божия час людие поищут смерти, и бежит от них,6 говорит слово Божие. О лучше бы было, аще не бы родился человек тот.7

Что? когда он живет на земли: одна только есть для земли тягость; да еще и посрамляет Творца, своего премудраго Художника: так как вещь зделанная, ежели непорядочно действует, делает стыд тому, кто сделал ее. И отсюду-то начало свое берет оное страшное для всех тварей Господне изречение: Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни, и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли.8 Раскаялся, в сожаление пришел: О Боже! опять лучше бы было, аще не бы родился человек тот.

Сколько убо состояние таковаго есть печально: столько радостно тех, кои жительствуют по закону Божию.

Того ради да подражаем, благословенные Христиане, шествующим по благой добродетели стези: употребим свои силы, способности и дарования телесныя и душевныя на тот конец, на которой их Творец определил: чтоб и сие наше бытие временное протекало со удовольствием благих дел, и напоследок моглоб оно перемениться и на вечное блаженное пребывание молитвами Преблагословенныя Девы Марии, еяже столь достойно празднуем мы всерадостный день всечестнаго Рождества. Аминь.

Сказывано в Москве в Рожественском монастыре, 1777 года Сентября 8 дня.



Оглавление

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.