В день рождения Его Императорскаго Высочества

СЛОВО

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

Празднуем мы всерадостный день рождения Всероссийскаго Наследника, и приносим жертву благодарения промыслу Вышняго за его оказанное к нам благодеяние в сохранении жизни и в прочих успехах сея дражайшия для нас Особы. Кто бо ПАВЛОВО охранял и утвердил младенчество, аще не Бог духов и всякия плоти? Кто рукововодствовал Его во отрочестве, аще не Господь сил? Кто Его благополучно ввел в возраст юности, аще не общий всех тварей Промыслитель? Кто случившиеся Ему не однократные болезненные и печальные подвиги благополучно преодолеть помог, аще не всесильный врачь душ и телес? Кто Его просветил мысль разными знаниями, аще не Отец светов и Бог разумов? Кто в сердце его насадил добродетель, аще не тот, иже есть токмо един благ? И как Моисей, егда простирал руки на высоту, тогда Израиль побеждал противнаго Амалика: так, егда Августейшая Российская Матерь простирала к Вышнему руки свои, возсылая молитвы о любезном плоде чрева своего; тогда ПАВЕЛ брал победу над всеми трудностями, и радуясь о успехах своих, пел Господеви песнь победную.

Сия убо благодеяния Божия заставляют нас ежегодныя торжественныя благодарения жертвы приносить святому его промыслу. И как благодарность от Бога и человек приемлет то награждение, что принятыя благодеяния утверждаются и усугубляются: то и мы на благость Божию несумнительное упование возложить можем, что он, приняв жертву благодарности нашея, благодеяния свои к нам утвердить и умножить благоволит, токмо чтоб наше на него упование было истинное. Почему и можем мы взять в разсуждение добродетель надежды нашея на Бога, и разсмотреть свойства и плоды ея.

Упование на Бога есть внутреннее уверение, что при добродетели нашей и непорочной совести все устроит нам Бог во благое. Сия истинна не только для христианства, но и для всякаго, некоторым светом разума одареннаго, есть нимало несумнительна. Христианина слух непрестанно оглашаемь есть сими из святых книг словами: Упование мое, Боже, от сосцу мотере моея.1 Благо есть надеятися на Господа, нежели на человека.2 От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа.3 Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает,4 и прочими таковымиж Духа Святаго внушениями. А естественным светом управляемый тоже во устах своих не редко для себя и других повторяет: Положись на Бога: Бог не оставит: Бог надежда наша! и прочая подобная. Почему и не былоб уже нужды истинну сию еще доказывать, яко саму чрез себя ясную, и для всех несумнительную.

Но вот между тем слышим мы, что на Бога уповающие люди сетуя вопиют: Боже мой, Боже мой!вскую мя еси оставил?и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?5 Да притом сия на Бога надежда иногда и посмеваема бывает. На сие труждаемся, жалуяся вопиет Павел, труждаемся и поношаеми есмы: а за что? яко уповахом на Бога жива.6 Ибо некоторые, тлением века попорченные люди, уверяют себя, что подвержено все разуму человеческому. Надейся на себя, и не сумнись, чтоб по острым твоим ума расположениям не вышло желаемое. А притом держись сего правила: притворяйся и лукавь. А хотяб и не удался один переворот разума, употребляй другой. Не удался тот, удастся сей. А естьлиб совсем тем дело вышло к несчастию, сия судбина необходима. И сами называющиися благочестивые и богобоязненные не меньшим превращениям подвержены.

Вот камень претыкания на пути праведнаго. Вот из сего смраднаго кладязя может выйти тление нравов, ежели устие его камнем истинны не будет заграждено. И чем большее утешение и подкрепление человеческое сим трогается, тем больше требуется от учителя евангельскаго, надежду на Бога неослабно утвердить в сердцах христианских.

Упование на Бога, сказали мы, есть внутреннее уверение, что при добродетели нашей все устроит нам Бог во благое. Сие уверение происходит от разсуждения свойств Божиих, и из естества самой добродетели.

Премудрость Божия, устроившая мир, все вещи так между собою связала, что из известнаго вещей союза, известныя неотменно должны выходить следствия. Так например удобренная земля и добрыми семенами насеянная, при благорастворенном воздухе и при благовременном дожде и солнечном сиянии, неотменно произращает плод. Подобно и все вещей союзы, не физические токмо, но и нравственные, разположил Бог. Ибо иначе прервался бы вещей союз, и вышлоб нечто чрезъестественное. Что же? Одна ли добродетель человеческая выключена из сего премудрости Божия распоряжения? чтоб все то есть в свете вещи имели известныя причины, концы и следствия: а одно то, что человеческое составляет благополучие, подверженоб было удаче и неизвестности? Никак. И добродетель имеет свой союз, да и союз наикраснейший. Употребив надлежащия, законом совести предписанныя, действия, выйдет добродетель: а положив добродетель, из нея прямо выходит удовольствие самим собою, радость совести и спокойствие душевное, истинныя пользы приобретение, обществу заслуга непорочная, и прочия выгоды безчисленныя. А естьлиб добродетель была препровождаема худыми следствиями, то и пересталаб она быть добродетелию. Ибо в сем, чтоб быть добродетели, и быть ей вместе причиною несчастия, заключается явное противоречие, почему и быть сему не возможно.

Что же благообразно устроила премудрость Божия, тоже самое утверждает и правосудие его. Хотя нам Божественныя свойства совершенно и непостижимы: но некоторыя их следы в нас самих Творец впечатлеть благоволил. Чем кто совесть имеет непорочнее, тем охотнее определяет добродетели награду. Сия склонность родилась вместе с сердцем человеческим: следовательно проистекла она из источника присносущнаго. А потому, как святый Давид разсуждает, Яко создавый око не смотряет ли?7 можем и мы без сумнения заключить, что влиявый в человека склонность к правосудию, сам не правосуден ли? Создавый око не смотряет ли? Представте себе человека точно следующаго руководству просвещеннаго разума и гласу совести, следовательно прямо идущаго тем путем, который показал ему Бог. Но куды он дойдет путем сим? к потере истинных выгод своих, к несчастию, к погибели. Какое странное должно быть такое умствование, и сколь от правосудия Божия удаленное! Естьли он удержание мзды наемничи в слове своем почитает грехом вопиющим на небо, то не воздаст ли он сам праведнаго воздаяния работающим ему со страхом и радостию? Праведен Господь, и правду возлюби, правоты виде лице его.8

Естьли же с стороны правосудия Божия столь сильная есть для добродетели надежда, то чего уже она должна уповать от его безконечной благости? Коль благ Бог Израилев правым сердцем!9 Благости его свойственно есть даровать еще более, нежели мы заслужили. Ибо создав нас по образу своему и по подобию, какие наши мог иметь заслуги? Кто прежде даде ему, и воздастся ему?10 Да и всегда безсмертная его десница простерта есть ко благодетельству. Сие сам на себя возложил он обязательство. Он покланяется от нас под сими святейшими титлами: Творец и Отец. Творца свойство требует охранять тварь свою: а отца, пещись о благополучии детей своих. Но как те свойственно суть чада его, которые родительския его черты изображают на себе подражанием святости его, то и особливый милосердия источник на них изливается. Сие Спаситель наш изъясняет во евангелии подобием родительския любви к детям своим: Кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у него.11

И так из разсуждения свойств Божиих ясно видно, что когда ты сердце свое расположишь к добродетели, а мысль утвердишь в сем уверении, что при твоей добродетели Бог споспешит тебе во благое, то в сем и будет заключаться твое на Бога упование.

А из сего вот что прямо следует. а) Что упование наше на Бога не состоит в одном токмо мысленном умозрительстве, но в самом деле, то есть, не в том, чтоб положиться во всем на Бога, а самому, опустив руки, сидеть со всяким разслаблением. Нет! сие былоб искушать Бога, акиб нашему разслаблению и лености мог быть он помощником. Чтоб Бог управил дела твои во благое тебе, ты с своей стороны дары его и способности употребляй на тот конец, на которой он определил, и наблюдай уставленный им порядок: и тогда-то сретится твоя добродетель с милосердым Божиим о ней благоволением, и сие будет тебе твердым упования на Бога основанием. И потому те обманывают сами себя, которые препровождая жизнь зазорную без всякаго раскаяния, но тем не менше говоря, что Бог милосерд, не безпокоятся, чтоб находились они в бедствии спасения. Надобно исправить свою жизнь, и подвести ее под правило добрыя совести, и тогда упованием Божия благоволения утешать себя. Грешнику бо рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя, ты же возненавидел еси наказание:12 и проч:

Второе: как сказано о добродетели, что она премудростию Божиею введена в такой союз, из котораго неотменно должны добрыя выходить следствия, так и порок, в таком находится союзе, что нельзя из него не вытти худым следствиям. Те причины, из коих он родится, те окрестности, кои его окружают, в сию тесную ввергают его необходимость. Порок тем самим, что порок, есть и будет всегда вреден и пагубен. И потому тех упование есть суетно, которые от своих худых дел и предприятий чего-нибудь успешнаго ожидают. Сия зла сотворил еси, представляет Давид Бога к таким людям глаголющаго, сия сотворил еси: и аз умолчах, и ты вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен,13 прикрою худыя твои намерения, или еще и благопоспешу им? Нет: Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя.14

Третие: которые единственно уповают на разума своего вымыслы, на богатства и достоинства, тех упование есть нетвердое. Разума просвещение, высокая честь и вещей житейских изобилие, суть подлинно дары Божия, и потребны к благополучию человеческому, но на основании добродетели. Якоже камень драгой в златой оправе, так просвещение в добродетельной душе: якоже град верху горы стояй: тако достоинство и честь в человеке непорочном. Якоже роза утреннею напоенная росою, тако богатство в руках мужа благословеннаго. Но без добродетели все то есть одна тень, некоторый блеск издающая, но блеск невещественный, и скоро исчезающий.

Сие доказывать примерами, то есть, что сколь многих высокия разума вымыслы, вместо успеха, остались посрамленными: сколь многим чести и достоинства никакой не принесли помощи, когда развращение подвело их под изследование суда Божия: сколь не редко неблагословенное богатство было причиною погибели; доказывать сие примерами, много потребноб было времени. Довольно то утвердить словами Духа Святаго: Проклят всяк уповаяй на тварь, а не на Бога жива.15

Теперь остается решить самое большее затруднение, которое нам представляет не мысль спорливая, но кажется самый опыт едва ли не всеми примечаемый, или но крайней мере многих безпокоящий и соблажняющий: а имянно, что не редко, де, бывают добродетельные несчастливы, а злохитрые благопоспешны. Сие искони причиняло великое для честных душ смущение. Вмале, говорит Давид, не пролияшася стопы моя, мир грешников зря,16 а к нему пристает и пророк Иеремия: Господи! Что, яко путь нечестивых спеется?насадил еси их, и они укоренишася.17 Да и нам не редко случается, что когда утешаем кого в неповинном несчастии, и подкрепляем его сими словами: не разслабевай в своей добродетели; случается на то слышать сии возражения: но как же, де, такой то при развратности своей всем доволен, злохитрыми способами получает себе от других доверенность и почтение, и вредныя его намерения благопоспешны; а ты, де, с своим добросердечием остаешся в презрении, в бедности, а иногда и в гонении?

Чем же нам сей облак разогнать? во первых таковым возразителям сказать мы можем: когда вы подлинно думаете, что порок столь благопоспешен, то следует уже вам сожалеть о своей честности, и спокойными остаться во объятиях порока и беззакония: но может ли что быть сего ужаснее?

Но чтоб более мысль сумнящихся успокоить, надобно знать, в чем состоит истинная добродетель и настоящий порок? в чем состоит истинное счастие и несчастие человеческое? А потому, дабы утвердить, что такой то добродетельной подлинно несчастлив, надобно взойти в его сердце, узнать его склонности и намерения, разобрать все его дела и их окрестности, все ли так устроены, как надлежит, разсмотреть его дарования, все ли приведены в действо, и так ли употреблены и употребляются, и прочая, и прочая. Но видите, что сие изследование есть дело суда не человеческаго, но Божия. А как сей суд есть всевидящ и праведен, то и надобно заключить, что он нашел в том добродетельном человеке, или и в самой его добродетели некоторые недостатки, а естьлиб при всей своей непорочности был бы он еще несчастлив, то сие несчастие будет мнимое. Часто насылает Бог некоторыя противности к предосторожности, чтоб мы не разслабли. Наказание Божие свойственно не есть наказание, но его врачевание. Сей есть обыкновенной премудрости Божия поступок, чтоб случающимися противностями больше дать действия человеческим дарованиям, и тем придать им большее сияние, и большую надежду к возмездию. То же и о порочных счасливых сказать должно: или есть в них некоторыя добродетели того награждения достойныя, или то счастие мнимое, или еще и руководство к большему несчастию. Воньми сему учению, христианин! оно есть душа дел твоих. Ты плаваешь по морю житейскому, сим кормилом управляй корабль твой. Буря волнений при сем небесном сиянии в тишину пременится, уклонись от зла и твори благое, и при сем уверяй себя, что скорее звезды с небес спадут, скорее стихии истают, нежели, чтоб то было не твердо, что составляет благополучие человеческое, что нас соединяет с Богом, и в сей надежде пой пред ним: На тя уповаша отцы наши, уповаша, и избавил еси их: к тебе возваша, и спасошася, на тя уповаша, и не постыдешася.18

Уповаша отцы наши, предки наши. Ибо сею на Бога надеждою всегда укрепляла себя и укрепляет православием и благочестием сияющая Россия. Все благочестивейшие Государи наши за первое поставляли, при восприятии каковых либо дел возлагать на Бога надежду свою. Основатель града сего царскими устами своими часто произносил сей стих: Буди Господи милость твоя на нас, якоже уповахом на тя.19 И потому Бог столько им и в нуждах помогал, и во опасностях покровительствовал, и по смерти прославил. Сего же на Бога упования, яко же и престола Их преемница есть Великая и Благочестивейшая МОНАРХИНЯ Наша. И в Ея устах часто слышится божественный глас сей: Аще Бог по нас, кто на ны?20 Ибо ведает священнейшая душа Ея, что человеческое есть действовать, а Божие совершать, и счастливым увенчавать концем. И потому свои о общем благе труды и попечения посвящает тому, который благоволит о добродетели, и который ведает, каким образом наши малосильныя, но от добраго намерения произшедшия, предприятия желаемым прославить успехом. Каковое Божие над Нею и отечеством Ея благоволение мы и самым делом видим и проповедуем. Ибо поистинне во многих случаях открылось для нас славы и благополучия более, нежели мы чаять могли. И потому всяк исповедать должен, что было сие плод надежды на Бога благочестием украшаемыя МОНАРХИНИ.

Тем же путем шествует и Пресветлейший Всероссийский Наследник. Сердце его добродетельно и упованием на Бога утвержденно. Ибо благочестие в Нем яко врожденно есть. Он, естьли можно так сказать, воспитан во храме, и возрас при ногах жертвенника. Божии судьбы посещением своим благоволили искусить сердце Его, столько ли оно при противном вещей течении во уповании на Бога не поколебимо, сколько при благопоспешном. Ибо вера в таковых более случаях открывается. Но Благоверный Наследник здесь то наипаче доказал, сколько в Нем на Бога надежда есть действительна. Не ему ли свойственны на мраморе златом достойны начертанны быть сии слова: Отняв упование на Бога, истинно не много причин будем мы все иметь, для чего в свете жить. И для того сияет над главою Его слава Господня. Во обрадование великодушнаго сердца Его се уже светом небесным возженны Ему брачныя свещи, дабы сим огнем воспаленныя ПАВЛА и МАРИИ сердца были вечным России залогом, яко пребудет над нами благословение Господне от ныне и до века. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Их ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ в Санктпетербурге 1776 года, Сентября 20 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.