СЛОВО в неделю пред просвещением

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ

       Церковь возвещает нам ныне добрую весть. Сию неделю имянует она неделею пред просвещением, то есть пред крещением Господним. А весть сию заставляет проповедовать Иоанна, мужа житием непорочным и строгим покаяния соблюдением знаменитаго. Что же возвещает он? Уготовайте путь Господень, стр.156правы творите стези Его (Иоан. гл. 13, ст. 36). Странное и неудобопонятное возвещение! Приходит Господь ко крещению не для того, чтоб освятить Себя, но чтоб освятить нас. Почему следовало бы ему проповедывать: уготовайте вы пути свои; вы правы творите стези свои. Ведает Господь путь Свой, и стези Его суть правы. Как можем мы уготовать Ему путь, и каким образом Ему шествовать, как можем мы поправить стези Его, аки бы Он нужду имел, чтоб мы исправляли путь и стези Его?

       Но сие сумнение, ежели оно в ком есть, решить удобно. Ведает Господь путь Свой, и стези Его суть правы. Не можем мы их исправлять. Но тотчас видим, что, когда поминается о пути Господнем и о стезях Его, видим, что куда либо Он хощет шествовать, и куда либо направляет стези Свои. Господи! вопросим мы со Апостолами: Камо идеши (Иоанн. гл. 13, ст. 36), камо уготовляеши путь Свой, и стези Твои куда направляются? куда? разве, что уготовляет Он свой путь к нам, и стези Свои направляет в души наши. Ежели так: то уже непременно следует нам уготовлять путь сей Господу своему; нам очищать и исправлять сии Его стези не для того, чтоб не ведал Господь путь Свой, и не стр.157был он всегда для Него готов; или чтоб стези Его не лежали по прямому пути, но чтоб мы на сем Господа к нам шествующаго не остановили, и чтоб не принудили Его с своих правых стезей совратиться.

       Что значат сии Его слова: Звах, и не послушасте мене; простирах словеса, и не внимасте (Притч. гл. 1, ст. 24)? Что значат сии слова: Хотех собрати вас, яко же собирает кокош птенцы своя под криле, но не восхотесте (Матф. гл. 23, ст. 37)? Что значат сии слова: Стою при дверях и толку, и аще кто отверзет двери, прииду (Апок. гл. 3, ст. 20)? Се на пути Господнем претыкания! се шествию Его к нам великия препятствия! се стезей Его правых совращение! Не слушать Его призывания, и не внимать Его словам, не хотеть Его к себе принимать, не отверзать на многия Его толкания дверей, что иное есть, как путь Господень заграждать, и совращать стези Его? По сему Иоанна крестителя проповедь и весьма основательно к нам относится: Уготовайте пути Господни, правы творите стези Его (Марк. гл. 1, ст. 3). Путь Господень есть к нам, и Он с Своей стороны готов, и стези Его к нам прямы. Но мы не должны путь сей спасительный заграждать, и стези Его не совращать, дабы Он безстр.158препятственно пришел к нам, и вселился бы в нас. Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Но кто сие проповедует? Иоанн. Когда он сию проповедь провозглашал? Тогда, как всех призывал ко крещению покаяния.

       Надобно при сем Христианам знать, что Иоанново крещение только покаянием предуготовляло ко крещению Христову, для нас им уставленному; но само собою не имело силы совершать и освящать крещаемаго. Довольно было для него, как для дружки Христова, чтоб чрез проповедь ко крещению Христианскому приготовить; а вся радость чрез крещение сочетания со Христом зависела от единаго жениха Христа, когда Он вступит с нами в духовный брак, как сам Иоанн то засвидетельствовал: Аз убо крестих вы в воде, Той же крестит вы Духом Святым (Матф. гл. 3, ст. 11).

       Познав сие, взойдем мы в изъяснение слов Иоанновых: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. В чем состоит сие пути Господня к нам уготование? Господь, когда посылал Апостолов, проповедовать свое Евангелие во всем мире, сию заповедь дал им: Шедше научите вся языки, крестяще их стр.159во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матф. гл. 28, ст. 19). Так по сему первое к пути Господню уготование состоит в том, чтоб Апостолам, хотящим принять крещение, научить, а им от них научиться. А потому, и приемники Апостольские, пастыри и учители, по заповеди Христовой, вопервых должны крещаемых обучать, а крещаемые, обучиться. По обучении довольном, одни должны уже крестить, а другие крещение восприимать. Сим взаимным исполненiем свято совершается тайна крещения; а без того бывает она или недействительна, или недостаточна.

       Чему же должны обучать пастыри и учители? Конечно правилам Евангелия. А они требуют, чтоб отрещись диавола и всего служения его, то есть, отрещись от идолопоклонства, и познать единаго истиннаго Бога, и Его же послал есть, Иисуса Христа; быть во всегдашнем подвиге противу мира, плоти и диавола, и так жить, как бы был странник и пришлец на земли; а почитать единственно отечеством своим небо, и туда токмо и мыслию и духом стремиться, и там ожидать за подвиг свой вечной и блаженной награды. В мире скорбни будете (Иоан. гл. 16, ст. 33): но радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. гл. 5, ст. 12). Сие стр.160есть сокращенное и существенное Христианства учение; а учащихся долг есть, все то слушать с разсуждением и вниманием, и все то принимать со усердием и вседушевно, так что, ежелиб иное и превосходило слабое понятие наше, пленить ум свой в послушание веры (2 Кор. гл. 10, ст. 5); то есть, более доверять Богу в сердце глаголющему, нежели своему разсудку весьма слабому и в понятии, особенно дел Божиих весьма недостаточному.

       В таковом Евангельском учении уверившись, и сердечно его приняв, довольноль только сего, чтоб уже приступить и ко крещению? Нет! никак. Иоанн проповедовал крещение в покаяние; да и Спаситель, везде призывая к вере Своей, начинал сим словом: покайтеся; и ученики Его, храня своего Учителя правило, тоже утверждали: Покайтеся, и да крестится кийждо из вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа (Деян. гл. 2, ст. 38).

       Потребно убо по принятии Евангельскаго учения, тем самим расположить себя к покаянию. А покаяние состоит в том, чтоб заключить о себе, что дотоле, до сего самаго времяни, жил ты беззаконно, и был под гневом Божиим; окаевать свою прежнюю жизнь, сокрушить свое сердце воображением прежних своих стр.161беззаконий, и ожидать оставления грехов и очищения и святыни от единаго милосердия Божия, по силе жертвы Христовой, принесенной на кресте во удовлетворение грехов всего мира; а притом твердое положить намерение, чтоб впредь жить иначе, жить свято и непорочно, точно наблюдая Его заповеди, при наставлении Христовых правил и благодати Его, всем Его любящим во благое споспешествующей. Таковое покаяние, ежели оно искренно, произведет чудную измену. Просветившись таковым учением, и расположив сердце свое таковым покаянием, ты уготовал путь Господень, правы сотворил стези его. Приступай уже ко святому крещению, перераждайся, омывай себя банею паки бытия (Тит. гл. 3, ст. 5): совлекай ветхаго человека ветхую одежду, облекайся в новаго, облекаемаго одеждою святыни и правды, облекайся во Христа, преставай быть рабом, становись сыном Божиим, становись наследником Богу и снаследником Христу, и в разширении от радости сердца, взывай к Нему: Авва, Отче! (Рим. гл. 8, ст. 15). Я уже в Тебе не признаю более гневнаго Судию, но милосердаго и любезнаго Отца. Ты мне уже не Судия, а Отец, и Отец любящий меня; а я сын, любимый Тобою, и к Тебе сыновнею любовию горящий, Авва, стр.162Отче! Таковым-то образом совершается святое крещение, и человек творится прямо крещенным и Христианином истинным.

       Почему те человеки и те народы, которые крещены не таковым образом, то есть, не быв научены прежде Евангельскому учению, и не сокрушив сердце свое покаянием, выше нами объясненным, кольми паче, ежели еще ко крещению принуждены, или каким мирския корысти видом на то склонились; всех таковых крещение не может почитаться Евангельски совершенным и достаточным; разве после Бог, по каким либо Своим милостивым судьбам, то исправит и раждающимися от них чадами дополнит.

       Должно из сего изключить детей, раждаемых от правоверных Христиан. Они хотя, по возрасту своему, ни учения Христианскаго уразуметь, ни покаяния надлежащаго принести не могут; однако до святаго крещения допустить их Церковь дозволила. Ибо родители их суть уже в завете Христовом, в семействе Христовом; Не странни и пришельцы, но сожители святым и приснии, то есть, свои у Бога (Ефес. гл. 2, ст. 19). Почему и дети их из того завета изключены быть не могут. Завет, в которой допустить их родистр.163телей благоволил Бог, надлежит и до детей их. Апостол Петр точно утверждает, говоря о крещении, что сие обетование вам есть, и чадом вашим (Деян. гл. 2, ст. 39). Подтверждает то и пример закона Божия, даннаго Израильтянам; обрезание не только узаконено для возрастных, но и для младенцев, рожденных от Израильтян, которые в осьмый день по закону были обрезываемы. Обрезание было точное проображение крещения Христова. Не должно быть сильнее проображение, нежели самая прообразуемая им вещь. Обрезанием принимаемы были и дети в завет Божий и причисляемы к чадам Авраамовым, кольми паче дети Христианских родителей надлежат до завета Божия, и должны крещением ознаменованы быть, яко завета участные, и стать чадами Авраамовыми, или паче чадами Христовыми. Недостаток их просвещения и покаяния дополнят благочестные родители, когда они придут в возраст; тем более, что как они сами состоят в завете Христовом, то и имеют долг и детей своих представить завета того достойными.

       Слышите, родители! какой на вас возложен от Бога и от Церкви Его долг: вы их раждаете, мать болезнует стр.164в рождении, отец заботится о их воспитании. Ведаю, колико приемлют они трудов и попечений, и скорбей и иждивения в воспитании детей. Но крайне опасаться должно, и весьмаб было горестно, ежелиб все сии труды и попечения и иждивения были напрасны.

       Два суть начала, на коих основано воспитание. Одни мирския, другия Христианския. Мирския начала суть те, кои изобретены от людей, и подтверждаются обыкновением, чтоб детей воспитать для сей жизни: то есть, обучить их светским наукам, и зделать их способными к обращению с людьми века сего, и уметь проходить должности мирския, по правилам мирским. Другия начала суть Христианския. Они требуют, чтоб прежде всего глубоко вкоренить в сердце правила добродетели и страха Божия. Сие ведет к небу, и делает человека безсмертным и блаженным на веки; да оно же служит весьма с великою пользою, и к благополучию мира сего. Ибо человек воспитанный, не имея насажденнаго в сердце своем страха Божия и добродетели, и в прохождении мирских должностей будет слаб и развратен, и возобладают им разныя страсти, и ничего или приобресть не может, или и приобретенное, яко блудный сын, все расточит. Несчастлив в сей жизни, несчастлив и в будущей. Вот каковы суть воспитания стр.165начала! По каким же ведут родители любезных чад своих? К несчастию нашего времени, у многих едва ли не предпочитаются правила мирския Христианским. Обучают только тому, что нужно для мира сего; а о благонравии и благочестии едва ли и думают. На сие взирать, тем есть доказательнее, а притом и болезненнее, что воспитание детей своих поручают иноплеменным, людям в честности неизвестным, толькоб в мирских науках были знающи. Люди иноверные, кои того, чего вера детей требует, не приемлют, или и приемлют с посмеянием; или другия какой либо своей неизвестной веры мысли внушают, а чрез то превращают все. Все, говорю: ибо они не только воспитанников своих развращают, но чрез них готовят развращение и всему обществу. Ибо в них вложенныя странныя, а иногда и злонамеренныя мысли заразят и других, а другие иных. И так целая священная всего общества связь прервется, и к конечному все приведет разрушению. Сие зло так усилилось, что едва ли то и отвратить можно, разве призрит на нас милосердием своим с высоты Господь Саваоф.

       Но чтоб сие несчастие, сколько уже можно, облегчить, надобно самим родителям прежде себя исправить, и собою пример показать. Суетны все наставстр.166ления и родителей и учителей, ежели они не утверждаются добрым примером. Смотрите на путь Господень, смотрите на стези Божии. Он, когда хотел людей привести к покаянию, кого избрал в проповедника? Иоанна. Кто же был Иоанн? Муж святейший, воздержанием и житием Ангел; только, что по плоти и по одежде казался человек, но по душе был житель неба. Таковый проповедник должен быть действителен, таковаго проповедь должна проникнуть до глубины каждаго сердца; и для того, свидетельствует Евангелие, вси народы текли к нему, и крещалися от него, исповедающе грехи свои.

       Нет ныне Иоанна. Но сам Бог всегда нам вопиет гласом своим, и в уши и в сердца, и в доме и во храмах: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Марк. гл. 1, ст. 15). Аминь.

       Говорено 1805 года в Вифании.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.