СЛОВО на день святыя Пасхи

стр.[391]СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

       Сколькоб весело на дворе ни было, блистало бы солнце, воздух теплый и благорастворенный, и всюду зеленость и цветы привлекали бы к себе чувства: но когда на сердце не весело, дух смущен, и совесть безпокойна, или бы тяжкая болезнь одержала, тогда ни что не веселит. И сияние солнца кажется темно, и благорастворенность воздуха, и наружная красота унывнаго и больнаго более отягощает, нежели услаждает; по воображению досадному, что другие тем пользуются, и увеселяются, а он един во всех тех приятностях участия иметь не может.

       стр.392 BORDER=А напротив, когда бы и все на дворе было ненастливо, ветры и бури возмущали бы воздух, проливался бы дождь реками, или бы хладная стужа приводила бы во оцепенение чувства все; однако, когда на сердце весело, дух спокоен, совесть мирна, и притом крепок и здрав; тогда все то ничего не мешает быть и спокойну и бодру и радостну. Источник истинныя радости течет не извне, но из внутренности нашей. Ищи его не инде где, но в самом себе, в душе своей.

       Благословеннии Христиане! приложите вы сие подобие к самим себе и к нынешнему празднику. Не есть ли ныне краснейшее ведро в Церкви Божией? Все усладительно и великолепно. Храм оглашается сладкими пениями, освещается нощь, и яко в день пременяется, обряды церковные, отличные и восхитительные; в домах прешла постная скудость и скучность; одеяние на всех отменное; на улицах игры, пения и лики. Все услаждает, все увеселяет; даже от непомерности радости таковой некоторые отягощают свои чувства объядением и пиянством и сладострастиями. Как, кажется, при сем человеку не быть радостну и веселу? Но признайте вы сами, что теперь же в тяжкой болезни возлежащий воздыхает и стонет; в великой печали и прискорбии и стр.393 BORDER=нищете находящийся малодушествует и плачет. Почто все то ему не помогает? и при общем всех веселии, они не веселы, как бы всего того не было? Для того, что та одна наружность больнаго не исцеляет, и прискорбной не утоляет печали. Искать сего надобно в самих себе.

       Мы прейдем от наружнаго ведра ко внутреннему, от телеснаго ненастья к душевному. Есть и в душе нашей ведро; есть и в душе нашей ненастье. Когда ты непорочен, смертнаго греха в себе не чувствуешь, и совесть ни в чем не обличает, тогда в тебе есть благодатное ведро, сладостная тишина, и радостный восторг духа. Но когда ты отягощен пороками, страсти тебя к себе влекут неволею, и совесть в том обличает и мучит, тогда в тебе есть ненастье; буря возмутительная, и все по наружности блистательное, кажется тебе темно; все по наружности радостное кажется тебе неприятно и отяготительно; везде и весь день ходишь унывая и сетуя.

       К чему мы сие говорим? К тому, что когда ты в душе своей чувствуешь ведро, тогда и праздник сей для тебя есть радостен и спасителен: но когда душа твоя обуреваема есть ненастьем страстей, и безпокойством совести, тогда для тебя и праздник сей не есть радостен, но печален, и малоспасителстр.394 BORDER=ен. И для того слово Божие возглашает: Несть радоватися нечестивым (Исаии гл. 48, ст. 22).

       О Боже милосердый! не положил Ты покаяния праведным, Аврааму, Исааку, и Иакову: но положил покаяние грешным. Кому же нужно чувствовать облегчение, как не отягощенному? Кому нужно сияние, как не потемненному? Кому желательно здравие, как не больному? Кому искательнее радость, как не печальному? Ежели и сам пастырь добрый радуется, когда обрящет овцу заблуждшую, то не должна ли и самая бедная овца радости сея быть участна? Так поистинне! но видите вы сами, что всех тех благодатных выгод лишаются не все без разбору грешники, но только грешники не кающиеся. Кающиеся же грешники вкушают сладость праздника сего, участвуют в радости благодати Христовой.

       Грешники! слушайте со вниманием многократно повторяемый глас церковный: Христос воскресе! Когда сия великая особа, хотя умерла для удовлетворения за грехи наши, но воскресла во славе; то и нам, яко умерщвленным грехом, надлежит со Христом ожить покаянием; не только же ожить, но и стать участными славы и радости Христовой.

       Как же сие быть может? Я хочу вам на память привести блуднаго сына, сего сына разпутнаго и развращеннаго. стр.395 BORDER=Помните вы, как его принял отец, как его нарядил, какое для него пирование, какое торжество устроил. Но для чего? Для того, что отец признал, яко сын его мертв бе, и оживе; изгибл бе, и обретеся (Лук. гл. 15, ст. 32). Был мертв развратностию, а ожил покаянием. Изгибл бе предавшись тлению страстей, но обретеся, взошед в свою совесть, вообразив отеческую сердобольную любовь, и всех благ исполненную при родители жизнь.

       Мы с большим блуднаго сына братом и со всеми праведными, осмелимся вознегодовать на отца; почто он таковой любви и чести удостоивает развратнаго, и все его наследие промотавшаго сына; каковой любви и чести достойны быть кажутся только одни добродетельные, которые исполнили его отеческую волю, и во всем ему угождали?

       Дражайший и любезнейший отец мог бы нам справедливо сказать, что некогда сказал во Евангелии: Или несть леть ми сотворити, еже хощу во своих ми? аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь? (Матф. гл. 20, ст. 15). То есть, зависть твоя должна ли меня зделать неблагодетельным и злым? Но он вместо того, утешая и нас, говорит: Вся моя, твоя суть (Лук. гл. 15, ст. 31). Что вы от меня не получили, что бы стр.396 BORDER=только получить могли? Все то, что я, яко Бог, ни имею, все то сообщил и вам. Вы уже вместить большее что, места не имеете. Ежели же что от безмерной бездны благости моей во мне остается, снесите, чтоб и сей брат ваш того был участен. О благость безпримерная, и единому Богу только свойственная!

       Когда же отец толико радовался о ожившем и обретенном своем сыне; то можно ли сумниться, чтоб и сын толикому снисхождению не удивлялся и не изумлялся, и восторгом радости не был бы восхищаем до безмерности?

       Мы похожи своим житием на блуднаго сына; зделаемся же похожи на него и покаянием; и тогда радость праздника сего излиется в душах наших.

       Вы не смотрите на других, которые быв грешники и беззаконники, и не приходя в чувствие и в раскаяние, однако играют, веселятся, роскошествуют, и ни о чем более не заботятся. Не смотрите на них. Они более сожаления, нежели подражания достойны. Они живут, не яко человеки, кольми паче, не яко Христиане, но яко животные безсловесные; их предел есть жизнь сия, а кончина, погибель вечная: Горе вам смеющимся ныне, возглашает Божие слово, яко восплачетеся (Лук. гл. 6, ст. 25). А вы блажени плачущии, стр.397 BORDER=радостными слезами покаяния, яко утешитеся (Матф. гл. 5, ст. 4), и здесь, в теплых недрах матери своея Церкве, и тамо в блаженных недрах небеснаго Отца, Ему же, для нас, нашу плоть принявшему, и пострадавшему и умершему и воскресшему, да будет от нас слава, благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

       Говорено в Вифании 1806 года, Апреля 1 го дня.



Оглавление

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.