на день Вознесения Господня

стр.[283]СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       Празднуем днесь Вознесение Господне. Ибо веруем, яко Господь пожив с нами на земли, потом вознесся на небо, и седе одесную Бога и Отца. Но не можем скрыть Егоже Божественнаго и для нас утешительнаго гласа: и се Аз с вами есмь до скончания века во вся дни (Матф. гл. 28, ст. 20). Христе Спасителю! когда обещаешися с нами быти всегда до скончания века, почто убо от нас отлучаешися? Ты жив с нами на земли, нас наставлял, утешал, к духовной жизни приуготовлял, больных наших изцелял, мертвых воскрешал, и самое лица Твоего зрение всех одушевляло и изливало радость: а возносяся от земли, и скрывая себя во облаке, всего того лишаеши нас. Но оставим сии жалобы, яко с Духом Христовы икономии несогласныя. Весть премудрый Господь, что творит. стр. 284Лучше, глаголет Он сам, лучше есть вам, да Аз иду (Иоан. гл. 16, ст. 7).

       Подлинно смутились было и Апостолы, когда услышали о Христовом с ними разлучении; и Он утешая им говорил: да не смущается сердце ваше, ниже устрашается (Иоан. гл. 14, ст. 27). Ежелиб кому из верующих Вознесение Христово и разлучение Его с ними причиняло какую скорьбь или сумнение; не можем мы лучшаго ко утешению и ко объяснению преподать, как что Отец сам при сем случае смущающимся ученикам своим предлагал. Довольноб было для того и онаго единаго Его слова: лучше есть вам, да Аз иду. Ибо когда обитающая в Нем премудрость утверждает, что лучше есть для нас, да Он с нами видимо разлучится; то почто уже более о Его разлучении или скорбеть, или сумневаться, или далее любопытствовать? Но, к подкреплению веры нашея, послушаем, какия Он смущающимся о разлучении Его ученикам ко утешению причины предлагал.

       Скажи нам Господи! почто лучше для нас, да от нас идеши? Причины стр. 285многия и важныя. Первая: аще бы любили Мя, глаголет Он ученикам, возрадовалися бы, яко рех, иду ко Отцу: яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю (Иоан. гл. 14, ст. 28, 31). Вторая: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Иоан. гл. 16, ст. 7). Третия: мир ктому не видит Мене; вы же видите (Иоан. гл. 14, ст. 19). Четвертая: любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю Его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23). Пятая: иду уготовати место вам (Иоан. гл. 14, ст. 2). Шестая: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Иоан. гл. 16, ст. 22).

       Кто таковыми важными, и в мире прежде неслыханными причинами не возбудится отложить всякую скорбь и сумнение о разлучении Господнем? Но мы хотя кратко, (ибо во всю их глубину взойти, долгое время, и великий, а не мой ум потребны:) хотя кратко объясним каждую причину особь.

       стр. 286Вопервых: иду ко Отцу: яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю. Определения Божия суть вечны и святы. Что прежде век определено, тому непременно во свое время должно исполнену быть. Положено в предвечном совете Божием, да во свое время Бог явится во плоти на земли; а потом человечество с Божеством соединенное, да взято будет на небо, и став соучастно Божественныя чести, да приидет паки в назначенный день судити живых и мертвых. Таковое определение основано на премудрости всеведущей, и прямо относится к полному совершению нашего блаженства. Так кто же бы дерзнул пожелать, дабы иначе было, нежели как Богом определено, и оставался бы Христос на земли всегда с нами? Нет! лучше есть для нас, да Он идет ко Отцу, и пусть творит тако, якоже заповеда Ему Отец.

       Но почему лучше? Потому, что аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. Сия причина требует размышления. Как? почто другой утешитель? разве Он сам не доволен был ко утешению всякому? или другой обещаваемый утешитель стр. 287должен сильнее быть, паче Его самаго? Вспомните здесь общую слабость человеческаго естества, которая нам открыта в лице самых Апостолов. Они видели Господа Иисуса в человечестве; а потому видели Его всем немощам человеческим подверженна. Алкал, жаждал, скорбел, не имел где главы приклонити; потом страдал, поносною смертию умер. Все сие соблажняло учеников, и приводило иногда в колебание, не простый ли Он человек; даже иногда и оставляли Его, и следовать за Ним не хотели. Но уже и по самом Его воскресении многое их одержало недоумение, и не веровали тому, так, что говорили; се лежит Он во гробе, яко мертв: а мы надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля (Лук. гл. 24, ст. 21). И Спаситель принужден был обличать их неверствие и жестокосердие. Почему таковое об Нем чувственное понятие, и предмет в глазах, всех соблажняющий, и от всех неуважаемый, и не доволен был к их утверждению и утешению. Нужно было сей предмет человеческия бедности, от человека по чувствам одним разсуждающаго, скрыть, и дать стр. 288ему большую силу, котораяб уже никакова чувствам соблазна не подавала, а толькоб просвещала, утверждала и утешала. Сия-то духовная сила по Вознесении Апостолам и всем верующим послана; и она-то есть тот Утешитель, котораго Господь обещал послать. Сия Духа Его сила открыла верующим очи. Она их заставила взойти во глубину слова Божия, и объяснила таинства Его. Они уже не видели во Христе никаких человеческих немощей, а одну силу Божию, толикия чудеса чрез Него произведшую; уверовали всему тому неусумнительно, и самое Его воскресение почли неложным и истинным; ибо нашли и все то согласно с Пророческими о Нем предвещаниями, и со всеми преждебывшими прообразованиями о Нем и знаменованиями.

       А что сия Духа Божия сила их просветила и утвердила; доказала то их проповедь, по вселенной возглашенная с толикою мудростию и с толиким успехом; и что она же послужила к их утешению, доказало их небоязненное на всякия страдания и смерти шествие, даже что радовались во страданиях своих и веселились, что они удостоились получить биение за имя Господа Иисуса. Вот что стр. 289воздействовало Вознесение Господне от земли на небо; и вот в какой силе открыл себя посланный от Него Дух утешитель!

       Но паки почто лучше, да идет Он от нас? Мир ктому не видит Мене; вы же видите. Не скорбите Мои ученики и все верующие, что Я лице свое акибы скрываю от вас. Оно от вас скрыто быть не может. Оставте держаться одного чувственнаго взора, общаго всем животным. Плоть не пользует ничтоже (Иоан. гл. 6, ст. 63). Вы сами видите, что сими телесными очами на Меня взирают и ненавистные Фарисеи, и злобные Иудеи; и самые Мои распинатели, так же взирают, как и вы. Но что сие зрение их пользует? Вам потребно иное зрение, иные очи. Вам потребны зрение и очи разума, духа, веры, так чтоб и невидимое сими телесными очами вы видели несравненно яснее. Видели бы вы небо, и все сокровенныя сокровища его, видели бы все таинства Божия, и проникнули бы глубину их; виделиб самаго невидимаго Бога, и в Нем зрели бы все духовное. стр. 290И так мир, одними чувствами управляемый, и по одному видимому о всем разсуждающий, хотя ктому не видит Мене; но вы очами духа, разума и веры всегда Мене видите.

       Но почто паки лучше, да Он идет от нас? Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю Его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим. Сие еще утешительнее: ежелиб трудно было вам, о верующие! любомудрым зрением восходить до Меня, живущаго в свете неприступнем, и закрытаго от вас облаками и небесами; вот вам легчайшее к тому средство: любите Меня, свяжите сердце свое с Духом Моим, волю свою поручите воле Моей и следуйте единственно ей, а не воле своей. Я видя таковую вашу к себе привязанность, облегчу вашего зрения возхождение ко Мне. Я сам прииду к вам, оставив небеса; прииду и с Отцем Моим, и вселюся в вас, в вашем сердце поставлю себе обитель, буду с большим удовольствием жить в вас, нежели в небесах, буду с вами неразлучен; а потому не только удобно всегда видеть Меня, но духом своим Меня и чувствовать, и ощущать и осязать стр. 291можете: а чрез то и самое царствие Божие будет внутрь вас.

       Но паки почто лучше, да Он идет от нас? Иду уготовати место вам. Почто уготовлять? оно уже уготовано прежде сложения мира, по словам Евангелия. Сие сказано по снисхождению к слабости человеческаго понятия. Люди немощные в вере еще не могли понимать о предвечном для нас устроении царствия Божия. Почему и следовало Спасителю сказать, что, ежелиб и подлинно по вашему немощному понятию места для вас в небе были неизготованы, так Я пойду и оныя вам изготовлю.

       Но почто готовить таковыя места, когда уже выше сказано, что Он и с Отцем обещался обитать в них, где вкупе в них есть и царствие Божие? Сие решится тем, что верующие, при всем в душе их обитании Божием, еще в мире сем находятся, в подвиге находятся, боряся непрестанно с миром, плотию и диаволом, подвержены разным искушениям, скорбям и страданиям; то, хотя для верующих обитание Божие в них есть и довольно к их подкреплению и утешению; но не составляет оно еще совершеннаго и конечнаго стр. 292блаженства их. И потому потребно еще место в горнем мире, гдеб убежали от них совсем скорбь и печаль, и воздыхание, а былаб едина жизнь безконечная, была бы едина радость и торжество.

       К утверждению сего служит и последняя причина, изъявленная Спасителем о Вознесении своем: паки узрю вы и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас. Паки; когда паки? Егда приидет Сын человеческий во славе своей, и соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их, якоже разлучает пастырь овцы от козлищ (Матф. гл. 25, ст. 31, 32). Тогда-то верующие и избранные узрят Его не в зерцале, не в гаданиях, не очами веры, не одними внутренними ощущениями; но узрят Его лицем к лицу; узрят Его, якоже Он сам в себе есть (1 Кор. гл. 13, ст. 12); узрят, и беседовати будут с Ним, якоже бы кто беседовал с своим другом (1 Иоан. гл. 3, ст. 2). Тогда-то совершенно возрадуется сердце их, и радости сея ничто не помутит, никто не силен оныя лишити их.

       О Христе! вознесися на небеса и по всей земли слава Твоя. Вознесися и летай, стр. 293летай на крылах ветров; прииди во свое время, и тогда воззри на нас, яко на овец, а не на козлищ; удостой нас радости обещанныя, юже никтоже может отъяти от нас. Аминь.

       Говорено в Троицкой Лавре 1801 года, Маия 2 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.