на день Вознесения Господня

стр.[233]СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       Аще вознесся Господь наш, и нам с Ним возноситься подобает. Он сам нас к тому побуждает. Востаните, глаголет, идем отсюду (Иоан. гл. 14, ст. 31). Да и обещает в том спомоществовать нам; Аще, сказал Он, вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Иоан. гл. 12, ст. 32). Сие слово, привлеку, означает не только то, что непременная Его есть воля, дабы мы с Ним возносилися; но что Он нас, яко насильно, повлечет за собою. О когдаб сие на нас грешных исполнилось! ибо, чтоб мы того или сами восхотели, или своими силами то совершили, едва ли сего от нас когда ожидать можно. Мы к плоти сильно привязали себя, по земле ползаем, перстию питаемся. Не горняя мудрствуем, а земная (Колос. гл. 3, ст. 2). Пророк давно, вместо нас, стр. 234исповедуется Господу: прилпе земли душа моя: живи мя по словеси твоему (Псал. 118, ст. 25). А по сему слову мы почитаемся хотя живыми, но самым делом мертвы; нужду имеем в оживлении; нужду имеем сколько нибудь подняться от земли, и следовать по следам вознесшагося Господа, нас за собою привлечь хотящаго. Востаните, востаните: идем отсюду.

       Но как зело великая есть высота от земли на небо; то и надлежит нам возноситься туда помалу, и яко из некоторых степеней устроить себе лествицу.

       Небесный Проповедник, егда явился на земли, дабы с оной вознести нас на небо, первую степень к тому положил покаяние. Покайтеся, провозглашал Он: приближися бо царство небесное (Матф. гл. 4, ст. 17). Покаяние сие состоит в том, дабы мы признали, что в нещастливом находимся положении, и что открыт нам способ выйти из сея бедности, и прейти в состояние блаженное. Сей есть первый степень лествицы, возводящия нас на небо: так как первый степень стр. 235больному к лечению и здравию признать свою болезнь.

       Но не малый есть подвиг достигнуть до сего просвещеннаго признания. Удобно больный телом признает свою болезнь; но не столь удобно признать болезнь душевную. В самое то время, когда человек находится по душе в нещастливейшем положении, и приближается к своей погибели; в самое то время весьма не редко случается, что он почитает себя щастливейшим в свете, и с оным безумцем сам себе говорит: душе! имаши блага многа, лежаща на лета долга: яждь, пий, веселися (Лук. гл. 12, ст. 19). Сие говорит тогда, когда лишен всех истинных благ; когда глад Божий постиг его, и когда душа его, яко земля безводная. Из таковаго чтоб выйти заблуждения, надобно, по Пророку, полагать восхождения в сердце своем (Псал. 83, ст. 6), то есть, постепенно возноситься от земли на небо.

       В духовном смысле можем мы положить разныя земли и разныя небеса. Плоть есть земля, а дух есть небо: ибо плоть есть из земли, и в землю возстр. 236вратится: а дух есть с небеси, и к небу возвращение его. Служащие плоти тленной не могут от нея награду получить иную, разве тление; а служащие духу безсмертному, вознаграждены будут безсмертием. Земля в круге тел есть низка, а небо превознесенно. И плоть в тойже земной низкости состоит; а дух по своему естеству стремится к вышшему. И потому надлежит от плоти возноситься к духу.

       Возношение сие состоит в том, ежели мы больше услаждения и удовольствия находим в чувствиях духа, нежели в чувствах плоти. Сладки для плоти пища и питие: но несравненно сладше для духа просвещение ума, и чистота сердца. Чтоб сей вкус снискать, надлежит телесную пищу и питие в строгую привести умеренность. Увеселительна в очах плоти различная тварей красота, а паче блеск злата и сребра: но для очес духа увеселительна истина и премудрость, возвышающая к источнику своему вечному. Для приобретения сего надлежит презреть, или весьма осторожно употреблять все то, что лестно в очах плоти, дабы оно не потемнило гораздо лучший и непомрачаемый стр. 237свет. – Услаждает слух плоти приятная музыка; но усладительнее для духа та музыка, егда орган твоего разума соглашен с гуслями добродетели. Обрати наиболее внимание свое на сию небесную гармонию, которую устрояет Дух Святый. – Обоняние услаждает чувство плоти; но любовь, коею пленена душа к Богу, несравненно усладительнее, и душа, обоняв благоухание своего прекраснаго Жениха, бежит в след Его и вопиет: в воню мира Твоего потеку (Песн. гл. 1, ст. 3). Осязание, некоторое чувствам плоти приносит удовольствие: но есть осязание и духовное, о коем упоминает Пророк: нощию взысках Бога руками моими (Псал. 76, ст. 3): ибо, как пишется в Деяниях, Бог есть столь близок к каждому из нас, что почти можем Его осязать и обрести. И Апостолы имели сие щастие, что осязали Слово животное (1 Иоан. гл. 1, ст. 1), то есть, осязали руками тот безценный ковчег, в коем Слово жизни обитало: И так, чтоб вознестись от земли на небо, надлежит, сказанным образом, возноситься от плоти к духу.

       стр. 238Но и в самом духе, так сказать, должно быть вознесение; от чего и к чему? От духа к духу же. Как и каким образом? Разум наш есть свойство духа, но сего самаго разума мудрование разделяет Апостол. Одно называет, по стихиям мира; а другое, по Христе (Колос. гл. 2, ст. 8). Мудрование по стихиям мира есть приобретение разных знаний и наук, которые делают человека ученым, но не делают лучшим; делают не худым гражданином мира, но худым гражданином неба; доводят, как ни есть, его до конца сея жизни, но далее его оставляют. Таковаго мудрования обыкновенный плод есть, надмение, что он презирает других, яко невежд, и с ним сравнятися недостойных: но мудрование по Христе, есть приобретение того знания, как сохранить непорочность, и доставить себе спокойствие внутреннее даже среди всех земных мятежей и искушений; а потом, по разрешении тела, соединиться с своим вечным и блаженным началом.

       Великое сих двух мудрований различие. И потому о первом мудровании стр. 239праведно изрек Бог во гневе своем: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр, где книжник, где совопросник мира сего? Не обуил ли Бог премудрость мира сего? (1 Кор. гл. 1, ст. 19, 20). А по сему надлежит нам возноситься от сего гордаго мудрования духа к смиренному духу мудрости Христовой. И ежели сию удостоимся получить благодать, что вознесемся от плоти к духу, и от духа мирскаго к Духу Христову; тогда подымемся выше, тогда взойдем на ту степень, которую небесный Проповедник провозгласил прежде всего: покайтеся.

       Не для того, чтоб сия степень была первая; но что она, в предшествии сказанных вознесений, прямо возводит на путь спасения. Ибо покаяние показывает мне мою бедность; следовательно открывает мне блаженство истинное. Покаяние меня сокрушает; следовательно укрощает страсти. Покаяние велит мне мерзиться своих грехов; следовательно очищает сердце. Покаяние велит мне гнушаться самим собою; следовательно приближает меня к Богу. И постр. 240тому-то Спаситель сказав, покайтеся; приложил; приближися бо царство небесное. Приближися. Сие великое слово означает, что небо от грешника зело есть удаленно и заключенно: но когда он начнет сокрушаться, и сам себя унижать, приходя в отчаяние, что не может вознестись на столь безмерную высоту; тогда, тронувшись сим милосердое Божество, само сходит к нему, и приближается к нему. Покайтеся: приближися бо царство небесное.

       Христиане! покайтеся, и не унывайте, не затрудняйтеся. Се бо царствие небесное само приближается к вам. Се вознесшийся Господь обещает всех привлечь к себе. Потечем в след Его, возмемся за ризы Его, попустим Ему влечь себя, или паче, да молим Его, что бы Он нас к себе и с собою привлекал. Привлекал; ибо не надежно наше собственное произволение; не надежно собственное усилие наше. Лучше всего, предать нам себя в волю Его, да устроит нашу временную и вечную судьбу по той благости, которою спасает грешников, спастися желающих. Аминь.

       Говорено в Москве, в Вознесенском монастыре 1800 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.