на день Благовещения, в неделю пятую великаго поста

СЛОВО

НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ,
В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА

       Архангел благовествуя Пресвятой Деве воплощение Сына Божия, изрек: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. гл. 1, ст. 32, 33). Конечно знали Апостолы о сем Архангельском предсказании. И для того из них Иаков и Иоанн, взяв те слова не в своем смысле, просили Иисуса Христа, чтоб им вместе с Ним, когда стр. 196воцарится, сесть на престоле Царском, как нынешнее повествует Евангелие. Ибо когда они услышали из уст Христовых, что Он хощет итти во Иерусалим, почли, что наступило время Ангелом предсказанное о Его царствовании.

       Так Апостолы разсуждали и поступали. Но благословенная Дева, слыша сама те от Ангела слова, иначе их понимала, и совсем иною себя показала. Она не могла самой себе доверять, чтоб ей возвышенной быть до таковаго достоинства, дабы зачать и родить Сына Божия, и Царя вечнаго не для того, чтоб она тем Ангельским словам не веровала; но что таковой великой чести почитала себя быть недостойною. Како будет сие? (Лук. гл. 1, ст. 34). Как возможно мне вместить невместимаго? Как возможно заключиться в тесноте утробы безпредельному? Как возможно праху соединиться во един состав с Тем, который из праха словом создал человека? как возможно совершиться сему непостижимому таинству в тленном и униженном сосуде? Како будет сие? – Но стр. 197ежелиб всемогущему и премудрому Богу и угодно было чтолибо чудесное и безпримерное произвести; то она ли может способным к тому быть орудием? Для сего имеет Он Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, и другия безчисленныя чистейшия Существа. Они удобнее могут послужить Его премудрым намерениям, нежели я. Отъиди от мене, Святый Ангеле! отъиди, пощади Деву, пощади ея простоту и мысли и сердца. Я боюся, не искушение ли сие? Се в руках у меня книга. Я в ней вижу, что праматерь Ева таковому искушению была подвержена. Обещано ей стать Богом; и она тому поверив, погубила и блаженство человечества. Но моя боязнь тем есть большая, что мне обещается гораздо вышшее, нежели чем праматерь была искушаема. Отъиди, и оставь при мне сей священный страх.

       Но как Ангел силою и действием глагола Божия все сие опровергнул, когда ее уверил, когда изъявил, что на сие есть воля Всемогущаго неизменная, прежде век определенная, и во времени сем непременно совершитися долженствующая; тогда Святейшая Дева, яко в нестр. 198котором восторге, от боязни и радости рекла: се раба Господня! буди мне по глаголу твоему (Лук. гл. 1, ст. 38). Се аз брение! премудрый Художник да творит из него сосуд, каковый хощет. Лучше мне осужденной быть, нежели чтоб моим неповиновением хотя на минуту удержана была спасительная о человеке и всех тварях икономия. – И так преблагословенная Дева удостоилась высочайшей чести, от которой отрицалася и почитала себя ея недостойною: а Апостолы просив чести, получили отказ с посрамлением: не весте, чего просите (Матф. гл. 20, ст. 22). Смирение смиренную возвысило; а честолюбие честолюбивых унизило.

       Но для праздника хотя мало возлюбомудрствуем, находя удовольствие и увеселение в изследовании тайны Божия. Хотя нет сумнения, что смирение Пресвятыя Девы послужило ей к таковому возвышению, а гордое честолюбие причинило Апостолам постыждение; однако со всем тем открывается нечто вышшее и таинственнейшее в словах Господних. Он просившим Апостолам помянутой чести, сказал и сие: несть мое дати, но имже стр. 199уготовано есть (Матф. гл. 20, ст. 23). Сии слова, ежели просто их взять, означают, что не в Моей власти состоит таковую честь давать; но принадлежит тем, для коих она давно уже изготована. Что сие значит? как? не состоит то во власти Христовой? от кого же нам чести ожидать, как не от Бога? и кто Его в сем честей раздаянии ограничил? Что паки сие слово, имже уготовано есть? Как будто каждому из нас какую честь от Бога получить, прежде век уже назначено? Да и так будто назначено, как Бог прежде век по единому своему благоволению определил; а не так, как каждый то заслужил.

       Сии затруднения по возможности разрешим. Конечно все зависит от единой воли Божией: однако не так, чтоб не взирала она на произволение наше и подвиг: ибо воля Божия есть свята и праведна, и никак с нею невместительно, чтоб добродетель и порок почитать за одно; чтоб осуждать праведника вкупе с нечестивым, или прославлять того и другаго без всякаго разбора. стр. 200Судяй всей земли, не сотвориши ли суда? (Быт. гл. 18, ст. 25), сказал в лице Богу, раб Его Авраам. И хотя всякия дела у нас течением времени разделяются; но у Бога не так. Все, что во времени ни проходит, все у Него прежде век определено: ибо у Бога нет ничего будущаго. Все Он, яко вечный, единым, так сказать, мгновением объемлет и творит.

       Положив сие можем видеть, что, когда Господь сказал: несть мое дати, значит, что Он не может чтолибо кому даровать по единой своей воле, не видя человеческаго на то произволения и подвига: ибо есть правосуден и свят; а что Бог при своем даров раздаянии, или их лишении, требует и произволения и подвига человеческаго, сие явно из последующих Христовых слов: можете ли пити чашу, юже Аз пию? и крещением, имже крещаюся, креститися?(Матф. гл. 20, ст. 23). То есть: ежели вы, просители, желаете отличной удостоиться чести; то проходите подвиг добродетели мужественно. Взирайте на Меня, что Я хотя отлучен от грешник; но пию горестную чашу смерти, и крещением Моея крови крещастр. 201юся, и сим путем шествую к воздаянию и славе. Таковым одним подвижникам, а не другим, честь просимая уготована и дается.

       Но почто сказано, уготовано, а не дается? Как? будто все дается по единой воле Божией без всякаго на дела человеческия обращения и взора? Сим таинственным словом отсекается гордость человеческая, и всякое какоелибо наше о своих делах и заслугах высокое мечтание. Чтоб ты ни делал доброе, без помощи благодати Божия ни начать, ни продолжить, ни кончить не можешь; да и самое благое произволение от движения Духа Божия производится. Мы и помыслить что от себе, яко от себе, не можем; но все наше довольство от Бога есть (2 Кор. гл. 3, ст. 5), по Апостольскому учению: и по тому вся честь и слава в делах наших единому принадлежит Богу; и мы что от Него ни получаем, не заслугам своим то приписывать должны, но единому Его милосердию, да падет всякая высота человеческая, и да вознесется Господь един в день оный. А ежелиб стр. 202человек сколько нибудь о своих заслугах возмечтал; погубит и то, что казался быть заслуживающим, якоже Фарисей.

       И так, ежели о каждом из нас есть предвечное Божие определение, как кого наградить или отличить; то славнейшим из всех почтена преблагословенная Дева Мария. Ей прежде век уготовано быть чистейшим сосудом воплощаемаго Бога. Честь превосходнейшая, всякие человеческие и Ангельские заслуги превышающая! И хотя сие есть действие единаго благоволения Божия: однако нечто не малое было и в Святейшей Деве, что тому соответствовало. Как между родом человеческим, строптивым и развращенным, прелюбодейным и грешным, как могла обрестися едина таковая особа толико чистая, толико непорочная, толико благорасположенная, что Божия премудрость безпрепятственно могла в ней соорудить дом святыни своея? Конечно было в Марии что-то особенное, Богу угодное, паче всех сынов человеческих; а наиболее то, что, при всех таковых великих свойствах, не только она не возносилась; но их украсила и укрепила, и Бога победила кротостию и смирением.

       стр. 203Боже, воплотивыйся для нас из Святыя Девы! даруй нам дух чистоты, кротости и смирения, и молитвами ея соверши в нас дело спасения, которое было единственным концем Твоего воплощения. Аминь.

       Говорено в Чудове 1800 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.