на день Рождества Христова

стр.[97]СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

       Велия благочестия тайна, вопиет Павел, велия благочестия тайна; Бог явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Великая тайна поистинне и превеликая! толикая и таковая, что никогда ни в каких велиих своих делах не являл Бог столько премудрости, столько благости, столько любви, столько снисхождения, сколько явил Он своим явлением во плоти нашей.

       Сие Божие явление Апостол называет тайною. Тайна: ибо в Божием непостижимом уме прежде всех веков была она сокровенна. Тайна: ибо, егда созидал Бог мир сей видимый; весь, так скажу, план творения своего основал Он на сем своем во плоти явлении. Тайна: ибо Бог, созидая мир сей телесный и вещественный, определил его во свое время славно и духовно возобновить: и сему всех тварей, а прежде стр. 98всех человека, духовному возобновлению, положил быть основанием сие свое во плоти явление. Тайна: ибо и самые Ангели, по Петрову слову, желают в оную приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12): то есть, хотя мало издалека на оную воззреть. Тайна: ибо ежели взирать на ню одними очами и чувствами телесными, ничего в ней не откроется, разве нечто неважное, низкое, или и отвратительное. Ибо что лестное в себе заключает сей бедный вертеп, сии нищетские ясли, сия бедность и нищета, сии телесныя младенческия немощи, кои окружали явившагося во плоти Бога? Тайна: ибо ежели об ней разсуждать одним природным нашим умом, ничего в ней не найдем, кроме непонятнаго, несбытнаго, невероятнаго, или и посмеятельнаго. И потому разсуждающим Иудеям явление Божие во плоти казалось быть соблазном, а Еллинам безумием. И лежал в яслех сей предвечный Младенец по пророчеству Симеонову, на падение многим (Лук. гл. 2, ст. 34).

       Так по сему явление Божие во плоти есть тайна, но и тайна великая; однако стр. 99вместе и малая, и униженная и ничтожная. Великая для тех, коим Бог оную открыть благоволил; но малая и униженная и ничтожная для тех, кои оную не понимают, или и не желают понимать, или и желают понимать, но разсматривая ю одним природным разсудком, находят оную совсем ему противным и невместительным. Так для кого же она велика? для кого? Для Павла, который говорит: Слышасте смотрение благодати Божия, данныя мне в вас, яко по откровению сказася мне тайна: якоже преднаписах вмале, о нем же можете чтуще разумети разум мой в тайне Христове: яже в инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его Апостолам и Пророкам Духом Святым (Ефес. гл. 3, ст. 2, 3, 4, 5).

       Для сих-то Богодухновенных мужей тайна сия была великая, и преславная и превосходительная. Ибо она им была открыта Духом Святым, а не изследованием разума человеческаго. Дух Святый свойственным Ему действием, взяв их и закрыв им очи от всего стр. 100видимаго и земнаго, показал очищенным мыслям их небеса, и всю их славу не видимую и духовную, где и сия явления Божия тайна открылась им во всем своем устроении, во всем блистании предвечнаго света.

       Но для нас сия тайна какова и колика есть? По мере, сколько кто оную познает, таковою и толикою она и покажется. Кто ее познает мало, малою и покажется пред ним. Кто об ней никакого понятия не имеет, а кольми паче, надмен гордостию ума, и понимать отвращается; тому она покажется никаковою или презренною: ибо и драгоценный бисер свиния попирает ногами. Но кто толико просвещен Богом, что познает ю много, она явится ему великою; и чем выше постепенно возвысится его мысль, тем большею она покажется, и достойною величия Божия.

       Но могут ли Христиане достигнуть до познания сея тайны великия? Ах! Христиане! но для кого же предназначил Бог открытие сея великия тайны, как не для Христиан, кои уже удостоены сея благодати, что они веруют в явившагося во плоти Бога? Кому более приличны сии пророческия слова: блажени есмы, Израстр. 101илю! яко угодная Богу нам разумна суть (Варух. гл. 4, ст. 4). Должность убо есть Христианина всетщательно углубляться в познание тайны сея. И ежелиб мы не могли достигнуть до познания сего; то почто же бы избранный сосуд Павел молился о Ефесеях, следовательно и об нас, пиша тако: Поминание о вас творю пред Богом в молитвах моих, да даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведати вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых (Ефес. гл. 1, ст. 16, 17, 18). Павел молится о нас, да удостоимся сего просвещения, чтоб познать тайну сию. Сильна сия за нас Апостольская молитва; но мы и сами о том молиться непрестанно должны.

       Познание мирских вещей приобретается науками: ибо зависит от труда и природных наших способностей. Но познание Божие, как превосходит наши силы, потребно испрашивать того молитвами от Отца светов. Един Он есть учитель и источник духовнаго просвещения.

       стр. 102При том приметьте нечто удивительное в словах молитвы Павловой; он испрашивает у Бога, чтоб были просвещенны очи сердца нашего. Почто сердца, а не ума? Ибо обыкновенно мирское познание приобретается умом, и всякую вещь понимаем мы умом, а не сердцем, так, что сердце, хотяб было и развратно и совсем не так расположено, как требует познание и наука: однако человек остроумный может многое познание снискать и стать Философом. Но Павел напротив желает и молит Бога, чтоб Христианам, для познания тайны Христовы, даровал просвещенные очи не ума, но сердца. Что сие значит, братие? То, что Сам во плоти явивыйся великий Учитель изрек: Блажени чистии сердцем; яко тии Бога узрят (Матф. гл. 5, ст. 8). Познание Божие открывается не высокоумным, но непорочным; не мудрым, но простосердечным; не многоученым, но благонравным. Чем кто непорочнее и неповиннее, тем более успевает он в познании Христовом.

       Путь Божий совсем иной, нежели путь человеческий. Человек избирает стр. 103то, и дивится тому, что чувствам лестно, и у всех почитается славным и громким: но Бог избирает то, что пред миром по наружности презренно, но по внутренности пред Ним велико. Видите звание ваше, братие, говорит один из таковых избранных Богом, яко не многи ли премудры по плоти, не многи ли сильны, не многи ли благородны? Но буих в мире избрал Бог, да премудрых посрамит; и немощных в мире избрал Бог, да посрамит сильных; и худородных в мире и уничиженных избрал Бог, и не сущих, да сущих упразднит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. гл. 1, ст. 26, 27, 28, 29). О колико сие есть утешительно для Христианина, да и для всех человек! Всяк ли может наукам учиться? всяк ли имеет к тому способность? всяк ли довольное на то иждивение? всяк ли искуснаго скоро найдет учителя? Но чистое сердце, добрую душу всяк иметь может, и неученый, и бедный, и униженный. А имея сие, вот и свет Божий и откровение таин вселяется стр. 104в таковую душу. Ибо чистии сердцем Бога узрят, не ложно обещает Евангелие.

       Но и явление Божие во плоти, и вся икономия Христова не для чего инаго устроена, как чтоб сделать нас лучшими, чтоб нас переродить, переделать по плану Божиему, прежде всех веков изобретенному и положенному. А сей план не в том заключается, чтоб нас сделать высокоумными, высокоучеными, богатыми, сильными, по миру славными. Нет! совсем начертание сего плана есть иное: а имянно, чтоб нас развязать с миром, чтоб с Павлом мы распялися миру, а мир нам; чтоб ни к чему в мире мы пристрастны не были; чтоб ни начто не льстились, ничему бы не дивились, что мир представляет лестнаго и удивительнаго; чтоб с благами мира, ежели они нам случатся, не иначе поступали, как странные и прохожие с гостинницею, не имея к ним никакой привязанности, а всякий час без смущения и охотно готовы их оставить; одним словом: так бы поступали, как бы мы не были граждане сего мира, но граждане небесные.

       стр. 105Сие то есть славное намерение, и премудрое устроение оныя великия тайны, яко Бог явися во плоти. Восхитительно познать красоту и высоту тайны сея! Христианин! будь чист сердцем, и ты узришь Бога, а в Нем и тайны Его. Но не смущайся, ежели, живя в мире, и с плотию связан, и от греховных немощей не совсем свободный, еще в просвещении Христианском несовершен ты; еще остатки природныя темноты свет сей не допускают видеть в полном сиянии. Блажен ты, аще удостоишься здесь тайны Божия зреть, яко в зерцале и гадании. А совершенное и полное света сего сияние предоставлено оному блаженному веку, егда сподобимся узреть Бога лицем к лицу, не по делам нашим, но благодатию Господа нашего Иисуса Христа, явившагося во плоти. Аминь.

       Говорено 1798 года, в Троицкой Лавре



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.