на день Преподобнаго Сергия

стр.[87]СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА СЕРГИЯ

       Течение летняго круга выводит пред очи наши ясный день памяти Преподобнаго отца Сергия. И вы празднолюбцы паки собралися вкупе с нами насладиться празднованием священнаго дня сего. Радостный собор! духовное торжество! пусть к миру пристрастный услаждает чувства свои мирскими увеселениями: но добродетельный и благочестивый муж единственное духа своего удовольствие поставляет в том, чтоб или поучаться в добродетели, или взирать на примеры праведников, или выше возводить свое совершенство, или некоторыя свои исправлять слабости, а чрез то помалу подыматься от земли и приближаться к небесам, или паче, соединяться духом своим с Духом Божиим.

       Сему благому расположению конечно много содействуют празднования Святых. Ибо и они были человеки; были подобострастны нам; от общих человеческих немощей не изключены: но видистр. 88те, до чего достигли они? до какой чести, до какой славы? Уже ли они взошедши в двери небесныя, затворили их для нас? уже ли они, шедши добродетельным путем, никаких на оном для нас следов не оставили? Никак! двери небесныя, в кои взошли, еще более их для нас они разширили: путь, коим шествовали, еще его для нас они угладили. По трудному пути кто идет первый, бывает труднее, нежели тому, кто ему последует. Ежелиб шествуя по сему пути, какое для нас было и затруднение, жизнь Праведных оное облегчает, ежели о ней часто и внимательно размышлять будем. Так хотя мало помыслим теперь о жизни празднуемаго нами праведника, и потщимся какуюлибо из того приобрести себе пользу.

       Мы Сергия с Церковию именуем Праведником. Каким же образом достиг он до сего великаго и преславнаго наименования, особливо, что мы признаем его Праведником не пред человеками токмо, но пред очами самаго Бога? Сие требует великаго разсуждения, чтоб почесть кого Праведником пред самым Богом. Ибо надобно разсмотреть и объяснить противныя тому места слова Божия. Оно стр. 89говорит: яко вси согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим. гл. 3, ст. 23). Оно говорит: яко несть праведен никтоже (Рим. гл. 3, ст. 10). Оно говорит: вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть даже до единаго (Псал. 13, ст. 3). А Апостол еще выразительнее тоже утверждает: яко от дел закона не оправдится всяка плоть предь Ним: законом бо познание греха (Рим. гл. 3, ст. 20). То есть, закон только открывает, сколь великие мы грешники; но сам собою не делает нас праведниками. Ежели сии, и премногия таковыя слова Божия места взять просто в разсуждение, не делая им истиннаго объяснения; то кого из человек можем мы признать праведником, да еще пред самим Богом? Никто сию истину лучше не понимал, как Сергий Преподобный. Не учился он в училище мирском; но просветился во училище Христовом. Он понимал, яко несть праведен никтоже пред Богом; и для того-то прибег к покаянию, для того-то отвергся мира и вступил в подвиг многотрудный и стр. 90прискорбный. Он разсуждал, что ежелиб был он праведен; не для чегоб ему толико себя изнурять и умерщвлять: ибо праведнику свойственно едино веселие и радость.

       Ежелиб в мире сем все происходило порядком и по воле Божией; не для чегоб было его удаляться: ибо такой мир добродетель не ослабил бы, но паче бы укрепил. Но Преподобный знал, яко несть праведен никтоже пред Богом; и потому благоразсудил искать другаго пути ко оправданию. Он знал, что мир сей есть исполнен соблазнов; и потому почел безопаснее, колико можно человеку, от него удалиться. Он видел, колико волнуется житейское море; и по тому от малодушия и бури искал убежища в уединении, искал удалиться с Пророком бегая, и водвориться в пустыне (Псал. 54, ст. 8). Чувствовал еще и в самом себе борьбу между плотию и духом: один призывает к тому; другая влечет к другому, совсем противному, да еще и пагубному. Но при том чувствовал несчастливое человека грешника положение, что плоть всегда берет верх над стр. 91духом, всегда над ним торжествует; следовательно человека и по природе грешника, еще более делает грешным, еще более гневу Божию подвергает.

       Видя таковое страшное, уже не со стороны, но внутрь самаго себя борение, что творит Сергий наш? Приемлет вся оружия Божия, Евангелием открытыя и подаемыя, и ими противу плоти ополчается. Яко храбрый воин мужественно идет на побеждение, или по крайней мере, на усмирение сильных страстей плоти. Оружия же его были смирение, трудолюбие и воздержание. Смирением отсекает главу гордости; трудолюбием прогоняет праздность, мать пороков; воздержанием погашает разжение плоти.

       Когда мы говорим о смирении и гордости, не разумеем смирения и гордости мирския; но разумеем смирение и гордость духовную.

       Грешен ли кто; старается или извинить свои грехи, или их почитать некоторыми простительными слабостями, и не стоющими того, чтоб суд Божий входил в их разбирательство, да еще строгое. Праведен ли кто; представляет себе свои исправления большими, стр. 92нежели они суть в самом деле; или, что он уже заслужил по справедливости от Бога награжден быть; или, других, подобных себе, яко грешников, презирает, и пред ними мысленно себя возносит.

       Сим сокровенныя гордости ядом не был заражен Преподобный; но смиряя себя во всем чувствии сердца, что он грешнее всех пред Богом, гордость духа сокрушал, а чрез то не престая, на большее возвышался совершенство; однако не попускал самому себе того чувствовать, а препоручал всего себя единому милосердию Божию. И так сими оружиями, смирением, говорю, побеждал гордость, трудолюбием праздность, воздержанием похоть злую.

       Но как при всем том видел подвижник наш, что и плоть с своей стороны сильно противится, и мир соблазнами колеблет, и диавол рыкает, и все свои усилия находил не столь успешными, чтоб их совершенно победить мог; так что же творит он? Прибегает к Богу, ко Господу Сил, помощнику в бранях; прибегает молитвами, ударяет в двери Его милосердия сокрушением сердца, обливает престостр. 93ла Его подножие потоками слез. Боже! вопиет он, Господи Саваоф! научи руце мои на ополчение, и персты моя на брань! Изнемогаю в борьбе сей страшной, и паду, аще ты в помощь мою не вонмеши, и помощи мне не поспешиши. С сим сокрушением, с сими воплями, с сими слезами прибегал он каждый день и вечер и утро, и в полудне и в полунощь, и на всякое время от юности своей и до старости, и до последняго издыхания.

       Но что при сем творить молитвеннику; что творить Богу? Божия правда требует удовлетворения; Божия правда требует жертвы, котораяб своею силою равномерна была тяжести грехов. Никакой человек, никакая тварь таковаго Богу удовлетворения учинить не сильны: все реки слез, все моления, все сокрушения весьма суть недостаточная жертва, чтоб правосудие Божие тем совершенно было умилостивлено; особливо, что всякой, без изключения, человек, при всех своих слезах, и сокрушениях и молениях еще всегда остается подверженным греху, и едина только смерть оный пресекает.

       стр. 94Сия Евангельская истина не скрыта была от просвещеннаго Богом Сергия. Он знал Апостольский глас: что аще законом правда, то Христос туне умре (Гал. гл. 2, ст. 21): то есть, ежелиб человек сам собою, своими собственными делами мог стать праведником; то напрасна бы была смерть Христова. Знал он и другое тогоже Апостола слово: Ныне кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и Пророк: правда же Божия верою Иисус Христовою (Рим. гл. 3, ст. 21, 22).

       Зная сие, тотчас притекает Сергий к сей правде, уже не человеческой, но Божией; не к тому способу, как ему самому себя оправдить, но к тому великому и святейшему образу, какой сама премудрость и благость Божия изобрели ко оправданию человека. Прибегая к сему неистощимому и чудному утроб Божиих излиянию, вопиет он из глубины души: Творец мой по созданию, но Отец по искуплению! я ни мало не уповаю на мои все сокрушения, на мои все моления, на мои все слезы, а кольми паче, на какия либо заслуги и дела свои: а единственно стр. 95прибегаю к сей великой жертве, принесенной за меня на кресте, к сей священной крови, излиянной для очищения моего, к сему несказанному твоему истощанию принятием плоти моея, к сему я единственно прибегаю: сия жертва моя; сие всесожжение мое; сей Агнец мой; я в Нем сам пожертвован, я в Нем сам сожжен, я в Нем сам заклан. Ибо избранный сосуд твой уверяет меня, что аще един Сын Твой за всех умер; Ты почитаешь, что все верующие в Него как бы с Ним вкупе умерли (2 Кор. гл. 5, ст. 14). Сим великим таинством заклинаю щедроты Твоя, да поможеши мне победити врагов моих, да очистиши мя, и из грешника да сотвориши праведником.

       Таковая молитва Богу была благоволительна и всеприятна. Ибо дал Он нам обещание с клятвою принимать и исполнять наши моления, о имени Иисуса Христа, Ему приносимыя. И так Сергий получил желаемое; победил удобно оружием креста мир, плоть и диавола, и стал Праведником пред самым Богом: и мы уже можем и должны его прославлять Праведником по точному учению Евангельстр. 96скому: Оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение верою в крови Его: во еже быти ему праведну, и оправдающу сущаго от веры Иисусовы (Рим. гл. 3, ст. 24, 25, 26).

       Сим путем, каковым шествовал Праведник наш, и мы должны шествовать, ежели хотим быть оправданны пред Богом, и удостоиться блаженства вкупе с Праведником нашим, егоже молитвами да сподобимся сея благодати о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

       Говорено в Лавре, 1798 года, Сентября 25 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.