на день Святаго Духа, и на праздник Пятьдесятницы

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТАГО ДУХА,
ИЛИ НА ПРАЗДНИК ПЯТЬДЕСЯТНИЦЫ

       Празднуем мы днесь сошествие Святаго Духа на Апостолов; но в самый же сей благодатный час из уст Апостольских слышим мы к нам приветствие таковое: вы храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. гл. 3, ст. 16). Сие есть нечто еще превосходнее, нежели что нынешний праздник обещает нам. Иное есть сойти в нас Духу Святому, иное Ему и жити в нас. Бытие вещи превосходнее, когда оно еще и продолжается, и продолжаться не перестает.

       стр. 408О как таковое зрелище должно быть восхитительно, ежели милость и истина сретятся; правда и мир облобызаются (Псал. 84, ст. 11)! Кажется по сему, что из неистощимых щедрот пребогатый нам изготовляется дар: а мы, простирая к принятию его руки, как осмотримся, видим, что уже сей дар в наших руках находится. Вы храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас.

       Поистинне блаженныб мы были и треблаженны, ежелиб на самом деле так было. Ибо подлинно, что пользует сокровище сокровенное? Что пользует, ежелиб мы праздновали сошествие Святаго Духа на других, а сами бы того не были участны? Что пользует, ежелиб мы нарицалися храмом, но храмом пустым, в коем не только Дух Святый не живет, но и не посещал его; а потому всуе и храмом нарицаемся? В самое то время, когда Израильтяне хвалились своим великолепным, от Соломона созданным, храмом, восклицая многократно: храм, храм, храм: в самое сие время рука Божия, отяготившись грехами сего народа, и град их стр. 409разрушала, и всех жителей огню и мечу и гладу и плену предавала, не пощадела же и самаго храма, но разбросала его до основания. А по сему нам надлежит весьма прилежно вникнуть, живет ли в нас Дух Божий, по желанию Апостола, и не вотще ли храмом Его нарицаемся.

       Но кто в сие глубокое испытание взойти осмелится? Кто весть от человек, яже в человеке, точию дух человека живущий в нем? (1 Кор. гл. 2, ст. 11). И как сие испытание есть духовное, и Христианин есть духовный человек; то оно и принадлежит ему единому собственно, по правилу данному на то от Апостола: духовный востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется (Тамже ст. 15). То есть, духовный может входить во изследование всего; но во изследование самаго его внутренния глубины никто взойти не может. Так истязывайте же вы сами себя, Христиане! разбирайте внутренность свою, разгибайте сокровенныя згибы сердца своего, обнажайте совесть свою: но смотрите, чтоб сие истязание происходило в присутствии и пред лицем стр. 410Духа Святаго. Ибо Он только может устроить, чтоб наше испытание было непогрешительно. А без того все пойдет превратно; ежели будем разбирать по духу плоти, по правилам слабаго разсудка человеческаго, по уставам суетныя Философии. Без Духа Божия совесть, страстями ослепляемая и совращаемая, добро почтет злом, а зло добром; одну наружность самою вещию, лицемерие истиною, зло прикроет или извинит казистыми видами, а и самое добро, но худым намерением превращенное, добром настоящим.

       Приступая же к таковому испытанию, настоит затруднение, каким образом и от чего оное начать? Но в том облегчает нас Апостол. Он, последуя Учителю Христу, говорит, что древо, добро ли или зло, от плодов познается: так и Дух Божий, ежели Он в ком есть, не может быть безплоден; так как солнце, где есть, не может оно не осиявать, и не согревать. Присутствие и пребывание Духа Святаго в человеке производит в нем плоды, достойные великаго и сильнаго действия Его благодати.

        стр. 411Плод духовный, вопиет Павел, плод Духа Святаго в человеке живущаго, есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. гл. 5, ст. 22, 23). О сладчайшие плоды! о безценное рая небеснаго произведение! Се ясный и наилучший порядок, по коему начните вы производить свое испытание и дома и на пути, и сидя и востая и лежа, и днем и нощию, и всегда и на всяком месте, а паче в сей день и во храме сем. А я, тому же Духу помогающу, вам предъиду, и хотя слабое преподам в том руководство.

       Плод духовный есть любы. Кто любит Бога всем сердцем, заповеди Его хранит, и ничего в мире любви к Нему не предпочитает, даже рад за любовь Его в потребном случае умереть; в том живет Дух Божий. Кто любит ближняго своего, не только его ни чем, ни подъкаким видом не обижая, но паче всякими образы и при всяком случае ему благодетельствует, даже не столько ищет пользы своей, сколько пользы ближняго своего; в таковом человеке живет Дух Божий.

        стр. 412Плод духовный есть радость. Кто мыслию всегда восхищается к небесам, и оную радость блаженных уже здесь предвкушает, и сею радостию имея исполненно сердце свое никакими здешними несчастиями не огорчается, но все преносит великодушно, да еще и с благодарностию, даже тем сладчайшим чувствием, как бы вне самаго себя восхищаясь, радуется и в самых за правду и Бога страданиях; в таковом Христианине живет Дух Божий.

       Плод духовный есть мир. Кто не чувствует в себе, чтоб в каковом пред Богом и человеки преступлении совесть Его зазирала: а ежели в чем, яко человек и согрешает, в том крепко прилеплен он ко кресту, то есть, ко оному великому средству нашего с Богом примирения кровию единороднаго Сына Божия, а потому пребывает мирен и с самим собою и с человеки и с Богом; в таковом Христианине живет Дух Божий.

       Плод духовный есть долготерпение. Кто ни в чем не ропщет на Бога, ниже на человеков: на Бога; ведая, яко Он чрез все пути ведет нас к лучшему: на человеков; ибо уверен, стр. 413что ежели они его в чем оскорбляют, делают сие по тайному побуждению благодетельныя воли Господни, а по тому все приемлет с благодушием; ибо уповает несумненно, яко скоро или не скоро все окончится благополучным для него успехом; в таковом человеке живет Дух Божий.

       Плод духовный есть благость. Кто добродушен, простосердечен, всякому делает добро не по размышлению, не повидам собственной корысти, не ища славы, ни воздаяния от человек, по единой доброте сердца, по единой благодарности к Богу; в таковом живет Дух Божий.

       Плод духовный есть милосердие. Кто с добрым Самарянином впадшаго в несчастие всем снабжает, беднаго наделяет, сироту воспитывает, вдовицу призирает, больнаго врачует, печальнаго утешает, невежду наставляет, грешника исправляет; в таковом живет Дух Божий.

       Плод духовный есть вера. Кто не следует мудрованиям мира сего, а в святой простоте верует неложному глаголу Божию, и побуждению управляемыя им совести своея, ведая, что чистой стр. 414душе есть учитель сам Бог; в таковом Христианине живет Дух Божий.

       Плод духовный есть кротость. Добрый Христианин есть незлобивая овца, Израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. гл. 1, ст. 47), у коего язык в сердце, а сердце на языке, обманут быть может, но никого не обманет; как в таковом не пребудет Дух Божий? На кого, глаголет, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? (Исаии гл. 66, ст. 2).

       Плод духовный есть воздержание. Кто стремление страстей обуздывает разумом, а паче страхом Божиим, не дая им воли, а держа их во всегдашнем покорении; в таковом живет Дух Божий.

       Се плоды Духа Божия, в человеке живущаго! Испытывайте вы себя по сему, и познавайте, удостоились ли вы быть храмом Духа Святаго. А к большему того познанию противу сего поставте человека, в коем живет дух неприязни, дух диавольский. Ибо точно для сего Апостол изчислив помянутые плоды Духа Святаго, в том же самом мес стр. 415те изчисляет и плоды духа нечистаго, в человеке живущаго. Явленна, говорит, дела плотская, яже суть прелюбодеяния, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, зависти, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, ненависти, убийства, пиянства, безчинны кличи (Гал. гл. 5, ст. 19, 20, 21), и подобная сим. О как страшно таковое бесовское жилище! о как несчастлив сим адским полком осажденный! Но сколько же напротив всевожделенно обиталище Духа Божия! Сколько блажен таковаго обитателя в себе содержать сподобивыйся!

       Павел с восторгом удивления на него взирает, и присвояет ему право превосходнейшее, единому Богу свойственное: над таковым, говорит, несть закона (Тамже ст. 23). Он не имеет нужды в законе; он превыше закона. Он творит добро не по принуждению, не по страху, не по повелению, не по напоминанию, не из награды; но по единой своей воле, по единой любви, по единой охоте, по единому усердию, по единой привычке к добру, по единому тому, что он противнаго закону и творить не может.

        стр. 416Что Христиане! вот таковые-то избранные Божии сей день достойно празднуют: то есть, радуются, веселятся и торжествуют, имея в себе Чиноначальника Духа Божия. О да сподобимся и мы сея великия благодати, молим Тя, Утешителю, Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси блаже души наша! Аминь.

       Говорено в Троицкой Лавре 1802 года, Июня 1 дня.



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.