на день Святыя Пасхи

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

       Мы не праздновали бы сего Воскресения, ежели бы не надеялись воскресения нашего будущаго. Ибо почто бы ныне праздновать Воскресение, ежели бы мы, по нещастию, думали, что после сей жизни и душа наша и тело умрут, и мы в том же состоянии останемся, каковыми были прежде рождения. Но мы веруем воскресению нашему: ибо веруем, яко Христос умер и воскрес. Он есть основание нашего воскресения. Он первородный из мертвых. Ежели бы толикий Праведник и святых Святейший умер, но не воскрес; то как бы мы грешники и ничтожные надеялись воскреснуть? Ежели стр. 391Христос не воста, глаголет Апостол; то тща вера ваша, тщетно и проповедание наше, да и суетно наше празднество.

       И так веруя, яко и Христос воскрес, и нас утвердил в несумнительной надежде воскресения нашего, радуемся днесь и веселимся, и торжествуем, и Церковь оглашаем пением, и взаимными друг друга сречаем приветствиями со святым целованием.

       Но не поудержаться ли нам радоваться, доколе не вникнем прилежно в сие таинство. Глаголет во Евангелии воскресший Господь, яко сотворшии только благая, воскреснут в воскрешение живота; а сотворшии злая, хотя воскреснут же, но в воскрешение суда (Иоан. гл. 5, ст. 29). О и радостное и страшное изречение! Что, ежели бы нам ныне гласом Божиим извещено было, что мы хотя и воскреснем и душею и телом, но в воскрешение не живота, а суда, то есть осуждения; могли ли бы мы сей праздник весело праздновать? Не должны ли бы были всю радость пременить на плачь и рыдание, бежать на горы и холмы, и вопить горам: падите на ны, и холмам: стр. 392покрыйте ны от лица Судии, седящаго на страшном престоле и осуждающаго нас на мучения вечныя? Поистинне сей праздник не был бы днем праздника, а днем отчаяния и погибели. Но Бог человеколюбив; не хощет смерти грешника и погибели, но хощет всем спастися и живым быти.

       Всем, глаголю; кольми паче нам Христианам. Не вотще Он воплотился, не вотще пострадал и умер, не вотще и воскрес. Не вотще призвал нас гласом Евангелия, отродил снова и очистил банею крещения, и доселе еще питает нас телом и кровию своею. Не вотще и Церковь Его собирает нас в недра свои, открывает нам все сокровища чудес Его, наставляет нас словом жизни, утешает пениями, веселит священными обрядами, утверждает в надежде вечныя жизни. А притом, хотя и угрожает воскрешением суда; но не для того, чтоб осудить, а чтоб исправить, и лучшими и благонадежными нас представить Судии живых и мертвых. И так все сие никак не есть тщетно.

       А чтоб все то было в нас действительно, вот и духовное к тому и стр. 393сильное средство представляет слово Божие. Оно нам объявляет, яко гаданием, что мы можем воскреснуть еще прежде смерти своея. Как! еще не умер, а уже и воскрес? Так поистинне. Вот вам в том свидетель Апостол Павел. И вы помышляйте себе, мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. гл. 6, ст. 11). Вот вам в том свидетель и сам Господь. Он о блудном сыне, пришедшем в раскаяние и справление, говорит: сей мертв бе и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Вот воскресение! И сие сказано не о умерших, но о живых; о живых чрез покаяние и исправление жизни, яко из мертвых воскресающих.

       Ты, грешник, ежели во грехе пребываешь и не покидаешь его; ты мертв а не жив: ты жив на злое дело; но на доброе мертв. Ты жив пред людьми; но мертв пред Богом. Когда же покаешся и исправишь себя, ты воскреснешь. И сие воскресение не только спасительно, но и необходимо нужно.

       С сего-то воскресения и надлежит начать. Ибо без сего в будущее общее воскрестр. 394сение мы не воскреснем, или хотя и воскреснем; но наше воскресение несноснее будет самой смерти: воскреснем, но в воскрешение суда, во осуждение. Оное воскресение единственно зависит от всемогущества Божия: а сие нынешнее наше Воскресение и от Божией благодати, и от нас. Восхощем уклонитися от зла и творити благое; и благодать Божия готова всегда нам в том содействовать, и мы оживем. А не восхощем творити добра, и уклонитися от зла; и благодать Божия нас оставит на произвол наш: ибо она жертвы от нас произвольной требует, и мы умрем, мы погибнем. Ибо лишимся надежды получить и впредь воскресение праведных.

       Но вы собралися здесь с радостным духом праздновать Воскресение Христово. Так оживите же прежде покаянием и жизнию Христианскою, и возрадуетеся. Востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Ефес. гл. 5, ст. 14). Ибо поистинне, хотя иный в сей праздник и пришел во храм, и с прочими Христианами кажется радостен и весел, но истинной радости в нем нет. Не может радоваться духовно нечистый сердстр. 395цем, и совестию обличаемый, и судом Божиим угрожаемый. Он радуется, но для других телесных вещей, яко-то, для светлейших Церковных обрядов, или еще и хуже, для лучшаго наряду, для вкуснейшей пищи, для случая к гулянью, а может быть для случая и ко греху, яко-то, для пиянства, или блудодеяния и других своевольств. Все сие есть тщетно, все сие истинной Христианской радости в сердце таковаго произвесть не может. Ибо он мертв; а мертвый как может радоваться? Днесь един праведник радуется. Да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. А кто праведник? Праведник есть грешник, (ибо кто без греха?) грешник; но кающийся, исправляющийся и начинающий доброе вести житие.

       Подумайте; ибо вы и сами то ведаете, какую радость тот чувствует, кто был блудодейством, или пьянством, или скупостию, или кражею, или другими пороками порабощен, но во всем том покаялся, все то совершенно отверг, и стал целомудрен, воздержен, и трезв, и милостив, и щедр, и подвижен на всякое дело доброе; какую радость таковый будет чувствовать? стр. 396О поистинне, велию и чистейшую, и которую изобразить трудно! Ибо она есть оный мир, превосходящий всяк ум (Филип. гл. 4, ст. 7), то есть, выше всякаго понятия и истолкования.

       Сею радостию имея исполненно свое сердце Христианин, и сей Воскресения праздник и прочие праздники будет праздновать весело, с восторгом душевным и богоугодно.

       Подумайте же, какова уже радость будет тех избранных Божиих, кои сподобятся в последний день воскреснуть в воскрешение живота, и предстанут пред лице Божие совсем свободны от всех страстей и непорочны? О поистинне, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. гл. 2, ст. 9)! Аминь.

       Говорено 1802 года, Апреля 13 дня в Троицкой Лавре.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.