на новый 1802 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1802 ГОД

       Сей день называем мы новым годом. Ибо когда течению солнца назначим по своему произволению известную точку, и сие течение дойдет до другой, по нашему же произволению назначенной точки; то мы окончание сего круга и начатие стр. 357новаго называем новым годом. Но почему он есть новый? Ибо все вещи таковым течением не обновляются, но стареют. Каждый из нас конечно стал старее ныне, нежели был в прошедшем году.

       Оставим же мы сие на произвол человеческий; а лучше поищем таковаго новаго года, в коем все бы возобновилося и все бы представилось в младом, в цветущем и прекрасном виде.

       В искании таковом никакой не встречается трудности. Се Апостол Петр, как бы упреждая искание наше, ясно провозглашает: новаго небесе, и новыя земли по обетованию Божию чаем, в них же правда живет (2 Петр. гл. 3, ст. 13). Новое, говорит Апостол, небо и новая земля суть те, в коих правда живет. А в нынешнем нашем небе и в нынешней нашей земле разве правда не живет? Сей вопрос решит другой Апостол Павел; он говорит: вемы, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже до ныне (Рим. гл. 8, ст. 22). Почему воздыхает и болезнует? Потому, объясняет Павел, яко стр. 358тварь суете повинуся неволею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. гл. 8, ст. 20): то есть, вся тварь подвержена суете и рабству не по своей воле, но по воле тако учредившаго Бога; однако с лучшею надеждою. С какою надеждою? С тою, дополняет Апостол, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (тамже ст. 21): то есть, что когда откроется со славою свобода чад Божиих; тогда и вся тварь свободится от своего рабства и суеты, и будет участвовать в славной чад Божиих свободе. Но в чем состоит сие рабство, сия суета, как наша, так и всей твари? Ибо для сего надлежит различить нашу суету и рабство от суеты и рабства всей прочей твари: ибо наше рабство есть произвольное, а прочей твари не произвольное; так, как сказал Апостол, яко тварь повинуся суете неволею.

       В чем же состоит наше рабство и суета? На сие Давид уже и готов со объяснением: Господь с небесе приниче на сыны человеческие видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вси непотребни быша: несть стр. 359творяй благое, несть до единаго (Псал. гл. 13, ст. 2, 3). Страшен таковый Божий на человеческий род приговор, особливо, что сказано, с небесе приниче Господь: то есть, с великим испытанием разбирал и пересматривал, нет ли кого на земли прямо богобоязливаго и добраго человека? но не обрел ни единаго. Так не есть ли сие суета, не есть ли рабство? Ибо, по изречению самаго Спасителя: всяк творяй грех, раб есть греха (Иоан. гл. 8, ст. 34). А потому всяк лишился неповинности и свободы сыновния у Бога Отца; следовательно всяк, по Апостоловому слову, должен воздыхать и болезновать, не возвратится ли ему когда прежняя славная свобода.

       Но как с нами воздыхает и болезнует и вся тварь, поелику и она подвержена суете и рабству; то в чем же состоит сия суета и рабство прочей твари? Ибо она, как не имеет воли и произволения; то и не может так развратиться, как человек. Божия безконечная благость все твари устроила, дабы служили человеку: вся покори под нозе его. Когда человек есть праведен стр. 360и свят; тогда и все твари употребляет он справедливо и свято: но когда человек развратен и беззаконен; то и все твари, служащия ему, превращает своим насилием и злым употреблением. Вот и тварь стала быть подвержена суете и рабству; поелику подвержена насилию и злоупотреблению.

       Но как Бог, колико есть благ, толико и праведен, не может терпеть греха, и отвращается грещника; то и побуждается своим правосудием разныя на человека посылать казни, с благим однако намерением, да приведет его в раскаяние и исправление. Но как человек всеми казней угрозами нимало не очувствовался, но еще их и презирал; то долготерпение Божие наконец уступило место правосудию, и могоразличными казнями отяготилась на роде человеческом рука Вседержителя.

       Подвержена земля и живущие на ней, по временам, иногда наводнениям и потопам, иногда пожарам, иногда землетрясениям, от коих падали великие грады в бездну морскую, и из бездны морской возставали безплодныя горы. По временам мучимы были гладом, и надежда плодородия в очах изчезала или стр. 361от сожжения солнечнаго, или от безмернаго излияния дождей. Фиял ярости Господней изливался до того, что даже посылана была и подлая саранча для съедения всякаго растения, дабы человека, своего владыку, но законопреступника и наказать и посрамить. Не забыты и поветрия и моры, и человеков и скотов, а при том и страшными бурями все было превращаемо. Но еще к большему несчастию попускал Бог взаимно самих себя съедать и изтреблять междоусобиями и войнами, почти непрестанными. От чего славныя Царства рушились и погибли, и великие грады разорились, и в тех самых огромных зданиях, где блистало великолепие и плавали в роскоши, повелел Бог обитать всякаго рода гадинам и диким зверям. О Боже! до какого несчастливаго состояния доведен, или паче довел себя, бедный человек! однако всеми сими страшными ударами и поражениями не пришел и не приходит он в раскаяние и исправление.

       Теперь, разсуждая о таковых многоразличных казнях, видим, что тех казней орудиями кто были, как не твари? Огнь, вода, земля, моря, животныя и земныя, и водныя и воздушныя, и возстр. 362дух, и самое солнце, и все – все вооруженным стало ко истреблению нас. – Но на то ли сии твари созданы? На то ли, чтоб человека поражать и губить? Ах, нет! они сей суете коловратной, сему рабству зловредному подверглися неволею, а обращены на то всесильною рукою Судии неба и земли в наказание грешника.

       После всего сего есть ли уже какая ко избавлению от сего несчастия надежда? Есть. Ибо Апостол уверяет, что мы до ныне воздыхаем и болезнуем не тщетно; но ожидаем, что когдалибо откроется слава свободы чад Божиих. Да и вся тварь вкупе с нами воздыхает и болезнует также в надежде, что и она возучаствует в славной чад Божиих свободе.

       Когда же сие будет? Тогда, когда по Петрову слову, откроется новое небо, и новая земля, в них же правда живет (2 Петр. гл. 3, ст. 13). Но каким же средством обновятся небо и земля? Тем, по глаголу тогоже Апостола, что небеса с шумом пройдут, стихии же сжигаемы разорятся; а земля, и яже на ней дела сгорят (тамже ст. 10). Поистинне, когда на земли нечестивыя все дела сгорят, то минуют стр. 363и злоупотребления тварей, изчезнет суета, уничтожится рабство, откроется свобода чад Божиих; а потому и небо и земля явятся в новом прекрасном виде; будет небо ново, и земля нова.

       Тогда-то, тогда-то начнет прямый новый год. Время безконечное, год вечный, и никогда в своей красоте и славе неизменяемый. О радость! о торжество!

       Но поумедлите еще радоваться и торжествовать. Ибо тот же Апостол прилагает, что нынешния небеса и земля для огня блюдутся на день суда и погибели нечестивых человек (2 Петр. гл. 3, ст. 7). Сии слова должны нас и устрашить и ободрить. Страшить: ибо горе нам, ежели ожидать дня суда и погибели нечестивых человек. А ободрить: ибо хотя совершенно новое небо, и новая земля, и новый год откроются в известное единому Богу время; однако мы тот новый год и ныне праздновать можем и должны. Ибо не льзя нам вдруг взойти в новость новаго небеснаго года, а должны наперед здесь начать хотя помалу, помалу и постепенно обновляться. – Обновляться же покаянием и исправлестр. 364нием жизни и злых своих нравов и привычек. Ибо никак не возможно, чтоб мы, быв ветхи злыми делами, и доведши себя до крайней обветшалости нераскаянием и ожесточением, никак не возможно, чтоб вдруг изменилися в новость святыни небесныя. Оставляй пороки, развязывайся с худыми привычками, преодолевай страсти разсудком и верою, и тако восходи постепенно до онаго новаго небеснаго года, который есть уже вышший и последний степень совершенства.

       А к покаянию, ежели не что другое, то хотя вышесказанныя многоразличныя и страшныя, непрестано на нас насылаемыя казни, должны нас подвигнуть. Ибо нам еще, благодарение Богу! се время продолжается, се год за годом наступают; а для чего? Заключу то Петра же Апостола словом: для того, что долготерпит Господь нам, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. гл. 3, ст. 9), а принося истинное покаяние, и сей начинающийся год и последующие, полезно и богоугодно праздновать будем. Аминь.

       Говорено 1802 года, Генваря 1 дня, в Чудове монастыре.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.