Слово на день Срeтения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

При нынeшнем праздновании Евангелие выводит пред нас двух старцев, Симеона и Анну (Лук. гл. 2, ст. 36). Мы взирая на них и видя их до престарeлости человeку возможной доживших; а притом в благочестии и добродeтели созрeвших, что, или им скажем, или о себe заключим? Скажем им: радуйтеся старцы Праведнии о Господe: вам, яко правым, подобает похвала (Псал. 32, ст. 1). Радуйтеся, окончав благополучно течение свое. Радуйтеся, яко до толикой дожив старости, сохранили вeру и соблюли непорочность. Радуйтеся, что вы прожив столь многое число лeт, всeх тeх избeжали пороков и страстей, которые у других со умножением лeт, не уменьшаются, но умножаются. Радуйтеся, яко старость лeт имeете счастие премeнить на присноцвeтущую юность вeка некончаемаго и блаженнаго. Радуйтеся, яко уже отбeжали от вас дряхлая старость, немощи плоти, печаль, болeзнь и воздыхание.

Таковым образом воспривeтствовав Святых старцев, что же при сем о себe самих заключим? Мы или и сами престарeлы, или в средних лeтах, или в младости. Кажется, что одни престарeлые какое либо при сем могут получить наставление или утeшение. А младые помыслят, что мы еще от старости удалены; и по тому в сравнение с ними нейдем. Вы младые в сравнение с ними нейдете? Да ктож вас увeрить может, что завтрешний день не будет для вас послeдний? Ибо Христианин не о числe лeт мыслить должен, но как ему течение жизни сея окончать, какоеб число лeт ея ни было. Ежелиб мы не имeли никакой надежды о безсмертии и о будущем судe; то для нас всеб равно было, когдаб ни умереть: или по любви к жизни сей желалиб, сколь возможно, долeе прожить; но ни мало бы не имeли нужды заботиться, в каком бы душù разположении ни умерли. Ибо мнили бы, что когда кончилася жизнь, то кончилось уже все. Но не таковà вeра истиннаго Христианина. Почему Симеон и Анна всякому возрасту, и младым и старым могут служить наставлением и утeшением.

Но младые скажут, что Симеону можно было желать отпущену быть от сея жизни, желать смерти; когда он уже до крайней дожил старости; и когда уже ему таковая жизнь могла быть в тягость. Таковое младых возражение имeло бы мeсто, ежелиб Симеон, ежели бы Анна, желали охотно смерти; только для того, что они уже жили столько, сколько человeку жить можно, и что им жизнь соединенная со всегдашнею слабостию и болeзнями, и с потерянием вкуса ко всяким удовольствиям жизненным, стала быть тягостна. Но мы видим во оных Святых старцах противное тому.

     Симеон желал отпущен быть от сея жизни; не для того, что стал уже зeло престарeл; не для того, что жизнь ему сия стала уже быть скучною и тягостною: но для чего? Яко, говорит, видeста очи мои спасение Твое (Лук. гл. 2, ст. 30). Таковая желания Симеонова причина никак не может присвоена быть одной старости. Ибо видeть спасение Господне никак не принадлежит одним престарeлым; но и младым, и всякому возрасту. Можно ли подумать, что Симеон, когда был млад, то не видeл, или и не желал видeть спасения Господня? Он напротив для того-то и во старости видeл спасение Господне, что быстрым взором на оное взирал и в самой младости: и ежелиб и в младых своих лeтах гласом Господа своего был он вызываем из сея жизни: он и тогда тоже бы сказал: нынe отпущаеши раба Твоего с миром (Лук. гл. 2, ст. 29): ибо и тогда бы не меньше видeли очи его спасение Господне.

Но я еще могу сказать, что для того он таковое расположение имeл в старости; понеже оное начал от самой младости. А ежелиб он в младых лeтах о сем никогда не помышлял, и очи его былиб тогда помраченны, чтоб видeть спасение Господне; а взиралиб только на едину мира сего суету, и тeм бы только услаждались; то сумнюсь, и зeло сумнюсь, чтоб и в старости лучшее мог он имeть разположение. Конечно, сколькоб он ни был престарeл, но без сего устрашился бы смерти, и на глас зовущий его к вeчности, сказал бы с праотцем своим: услышах глас Господа ходящаго в раю, и скрыхся (Быт. гл. 3, ст. 10).

И так престарeлые и младые, всякий возраст и всякое состояние обратите в свою пользу сей великий примeр, и не вотще празднуйте праздник сей. Будьте всегда готовы к смерти, и не бойтеся сего, толькоб вы сподобились от сея жизни отпущены быть с миром. Не бойтеся; только приучите очи ваши душевныя видeть спасение Господне. Вы в таковом будучи расположении, когда предстанет смерть, вы ее увидeть не можете: для того, что тогда весь взор очес ваших будет занят зрeнием спасения Господня; слeдовательно, сердце ваше объято будет тогда не страхом, но радостию, не смертию, но жизнию, не разрушением храмины тeлесныя, но открытием новаго здания, нерукотвореннаго, вeчнаго не небесeх.

     Но потребно ли, дабы я вам объяснил, что есть видeть спасение Господне, и как достигнуть до сего совершенства. Ежелиб кто сего от меня требовал, требовал бы он почти невозможнаго. Ежелиб мнe других наставлять, что есть видeть, и как видeть спасение Господне, надобно, чтоб я то понимал, и сим таинственным и Божественным видeнием просвeщен был. Но я сим не только похвалиться не могу; но напротив искренно себя признаю быти грeшником, и страстями и пороками помраченным; а только имeю нужду с подобными мнe грeшниками вопить ко Господу: Открый очи мои, и уразумeю чудеса от закона Твоего (Псал. 118, ст. 18). Посли свeт Твой и истинну Твою, та мя наставят и введут в гору святую Твою (Псал. 42, ст. 3).

Так кто же сему наставит нас, скажете вы? Тот, иже есть Отец свeтов, Тот, иже просвeщает всякаго человeка грядущаго в мир (Иоан. гл. 1, ст. 9). Тот, который не велит нам называться учителями и наставниками для того, яко един есть наш Учитель и Наставник Христос (Матф. гл. 23, ст. 10): Тот, иже утаевает от премудрых и разумных; и открывает то младенцам (гл. 11, ст. 25): Тот, который вeрно обeщал чрез своего Пророка: и будут вси научени Богом.

К сему-то великому и единому Учителю и Просвeтителю я отсылаю вас: Приступите к Нему и просвeтитеся, и лúца ваша не постыдятся. Прибeгайте и отверзайте пред сим свeтом умныя очи свои; и безвeстная и тайная премудрости своея Он откроет вам. Он оглашает не уши, как мы; но трогает сердце. Он не на наружность ударяет; но поражает внутренность. Он не слов витийством умащает; но силою мудрыя простоты дeйствует. Он не на высокие умы взирает; но избирает доброту сердца. Он не умудряет; но исправляет. Он так сокровенно и удивительно производит Свою Божественную работу, что иное кажется быть в наружности; но совсeм другое во внутренности. Ибо им умудренныя, послушайте, что говорят: яко льстецы и истинни: яко незнаеми, и познаваемы: яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляемы: яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многих богатяще: яко ничто же имуще, а вся содержаще.

Кто таковой непостижимой мудрости может научить, как токмо Бог, един творяй чудеса? Как может смертный человeк, сколькоб он преучен ни был, таковую великую и таинственную произвести работу? Но вся сия Божественная наука совершенно откроется тому, кто сподобится с Симеоном и Анною увидeть спасение Господне.

И как человeк вас сему наставить не может, не отчаявайтеся. Не может человeк, но может Бог: и не только может; но и хощет. Ибо Он всeм хощет спасьтися и в разум истины приити. Он хощет; восхотите и вы. Он призывает: вы не ожесточите сердец своих. Он возглашает глас Свой, яко трубу: вы со всяким вниманием обратите на сие внутренний слух ваш.

Ежелиб почувствовали вы, что или вашего понятия на то не достает; или возмнится, что Бог скрывает от вас лице Свое; всегдашнею и усердною молитвою того испрашивать у него не преставайте. Не преставайте ударять в двери Его благоутробия, доколe их не отверзет. Ибо просящему дастся, и толкущему отверзется (Матф. гл. 7, ст. 8). Никак не приходите в уныние и разслабление, ежелиб по многих ваших молениях вы еще не удостоивались получить просимое. Бог все творит в пользу нашу, и подает прещедро, и удерживает премудро. Удерживает, да научит нас терпeнию: удерживает, да научит нас смирению: удерживает, да не ослабляемым нас на Него упованием болeе нас привяжет к себe: удерживает, яко еще не усматривает, чтоб мы то обратили в свою пользу: удерживает; понеже мы с своей стороны полагаем Ему в том препятствие и преграду.

Какое препятствие и преграду? О! о сем бы надлежало и можно много говорить. Я сказал, что научить вас, чтó есть видeть, и как видeть спасение Господне, превосходит мои силы и дарования: но наставляемый Словом Божиим мог бы вам объяснить, какия мы сему спасения Господня зрeнию, полагаем от себя препятствия и преграды. Преграда тому есть высокоумие: ибо Бог взирает токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго от словес Его. Преграда тому есть мирское мудрование, и излишнее на разум свой надeяние. Ибо Бог тайны Свои утаевает от премудрых и разумных; а открывает та младенцам. Преграда тому есть развратная жизнь: ибо в злотворную душу Дух премудрости не входит (Прем. гл. 1, ст. 4). Преграда тому есть нечистота плоти: ибо плотский человeк не разумeет, яже Духа Божия, и не может разумeти (1 Кор. гл. 2, ст. 14). Преграда тому есть славолюбие. Ибо писано: како можете вeровати, славы от человeк ищуще? (Иоан. гл. 5, ст. 44). Преграда тому есть маловeрие. Моловeре! почто усумнился еси (Матф. гл. 14, ст. 31), сказано Петру; и он по маловeрию утопал. Преграда тому есть наша лeность и нерадeние в подвигe благочестия. Ибо ежели просящему дается, и толкущему отверзается: слeдовательно, не усердно просящему не дается; и не всегда толкущему не отверзается. Отъимите всe сии препятствия и преграды; и вы ýзрите с Симеоном и Анною спасение Господне.

Но вы сии препятствия и преграды сами собою без помощи Вышней отнять не можете. Простри токмо руку твою сухую; и она изцeлeет, яко другая. Ты брение в руках Господних: будь токмо брение ко обработыванию способное: а мудрый Художник знает, как и какой из него устроить сосуд, благопотребный на служение Свое. Таким образом отверзутся очи ваши, и вы с Симеоном и Анною ýзрите спасение Господне. Аминь.

Говорено в Чудовe 1797 года Февраля 2 дня.

 



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.