Слово на день Преподобнаго Никона

СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕПОДОБНАГО НИКОНА

Праздновали мы во время свое память Преподобнаго Отца Сергия. Не оставим же возпраздновать память и Преемника его. Ибо празднуя память Преемника Сергиева, тeм самим умножаем честь и славу Сергиеву.

Жизнь Сергиева была драгоцeнный подлинник: жизнь Никона была сходный и точный список. Что говорят о лунe, яко она заимствует свой свeт от солнца: тоже можем мы сказать и о Никонe, яко он заимствовал свой свeт от блистания жизни Сергиевой. Но ежелиб солнце погасло: то и луна лишилась бы свeта своего. Как же не помрачился в Никонe свeт добродeтели, егда свeт Сергиев смертию погас, и во гробe сокровен? Свeт вeры, свeт добродeтели никогда не погасает.

     Смерть, которая кажется сей свeт скрывает; но самою вещию его открывает болeе; да не открывает токмо, но умножает, увеличивает до безконечности: Праведницы бо просвeтятся, яко солнце (Матф. гл. 13, ст. 43). – Да не на небеси токмо; но и на земли.

Вeра и добродeтель Праведных, доколe они живут, не столь бывает открыта. Почему? По тому, что нeсколько оную застeняет немощь тeла; разныя искушения, с коими они борятся. – Мы видим их борения: но не видим побeд: случающияся им, хотя не тяжкия, но человeческия падения. Мы иногда видим сии их падения: но скрыто от нас внутреннее их покаяние, сокрушение и исправление. Да и сами Праведники, по тому, что Праведники всемeрно стараются скрыть свои исправления, да не видимы будут от человeк; а довольны, что взирает на них Всевидящее око. – Но еще его не мало сокрывает и злое мира сего разположение. Нерадeние, яко свиния, часто и драгие камни попирает ногами: зависть и доброе не рeдко толкует в худое. Нечестие обличается и уязвляется благочестием, и онаго не терпит. Понравится ли роскоши воздержание и пост? Похвалит ли нечистый и сладострастный умерщвление плоти? Полюбит ли приверженный к миру сему того, который сей мир презирает, а только к будущему взирает? И так по сим обстоятельствам свeт Праведных в жизни сей еще несовершенно бывает открыт.

     Наступит смерть: оставит тeло во гробe до дне Воскресения чад Божиих: а дух взойдет к своему началу, к Свeту несозданному. Тогда всe оныя препятствия падут: прейдут искушения: не приближатся болeе немощи тeла: зависть постыдится: злоба скроется: нечестие обличится: раздерется вся мрачная завeса: и тогда-то Праведнаго свeт вeры и добродeтели откроется в полном своем сиянии; – и по тому, как уже мы увидим, что Праведник одержал побeду, что Бог его прославил, что вся страсть мира опорочить его уже не может; тогда-то, по увeщанию Апостольскому, взирая на скончание жительства Праведных, несумнительно обязаны будем подражать вeрe их.

     Сие да будет сказано о всeх Святых. Но особенным преимуществом благоволил Бог почтить Преподобнаго Сергия. Жизнь его праведная, и кончина святая, сами по себe довольно оставили свeта, чтоб мы текли в слeд его. Но что еще? Он оставил Преемника по себe: то есть, свeт Сергиев возсиял в лицe Никоновом: и как будто бы он не столь был дeйствителен, ежелиб не был, как бы одушевлен в Никонe.

     О Преподобный Никоне! о Преемник великаго Мужа! знаем мы, колико есть трудное дeло вступить на мeсто Мужа отличными дарованиями и дeлами прославленнаго; и умeть не потерять; а поддержать славу его. Предмeстник твой горeл любовию к Богу: надлежит тебe сей вожженный огнь не погасить. К плоти столь мало был он пристрастен, что какбы был внe плоти: тебe долг настоит и в своей плоти не меньшее явить безстрастие. Он пекся о спасении врученнаго ему стада; не меньше, или и болeе, нежели о собственном своем. Сия великая обязанность и на тебя возложена; и нужно тебe оправдать, яко не тщетно его было избрание тебя. Он так основал сие святое мeсто, что надежду неразрушаемаго его продолжения вручил твоей духовной мудрости. Ты обязан сей великий залог сохранить во всей цeлости.

     Чтож? Сохранил ли все то свято и не нарушимо избранный им Преемник? Вопрошать о сем не надлежит. Сие самое священное его памяти чрез толико вeков празднование то несумнительно доказывает. Ежелиб он не пребыл твердым в вeрe, и не опочил бы в благоухании Святыни духовныя: не видeли бы мы сего мира излияннаго по лицу всея церкве. И так, что казалось, причинит затруднение Преподобному Никону: то самое послужило к его облегчению. А имянно, вступить на мeсто толикими дeлами прославленнаго Мужа, и умeть поддержать сию славу, казалось быть дeло трудное: но сия-то самая жизнь Предшественника была ободрением и облегчением Преемнику его.

Не первый он сей путь уставил; но нашел, что он уже проложен от великаго Предшественника своего. Подвиг им начат; да и приуготовлены уже всe орудия и способы к преодолeнию подвига и к достижению побeды: оставалось Никону умeть благоразумно сими орудиями дeйствовать. Открыть всему тому ясный образец в свeтлом зерцалe жизни Сергиевой: оставалось токмо Преемнику, сей свeтлый образ различными добродeтелей красками умeть начертавать в душe своей. Притом благодать Божия облегчила труд Никонов и тeм, что он сожительствовал Преподобному Сергию: слeдовательно, не душевными токмо очами, но и самыми тeлесными видeл, как подвизался угодник Божий, как молился, как постился, как побeждал искушения, как упреждал случаи грeховные, как терпeнием преодолeвал и внутренния борения, и наружныя бeдствия; как противился миру сему, и какия находил прелести в горнем мирe, как пекся о других, как других наставлял, и к себe в любовь привлекал; как потом скончался, и чeм страх смерти преодолeвал, и с какою вeрою и надеждою прешел на небеса. Все сие видeл Преподобный Никон, чрез всю жизнь и его и свою с ним: и взирая на то с великим вниманием, содержа все то в памяти, а паче в сердцe, нечувствительно ощутил образ святыя его жизни, живо в себe начертанный. А по тому слeдуя сему образцу, и сам взошел на туже высоту совершенства, при руководствe вседeйствующия благодати Божия.

И так твердое должно быть основание Богоспасаемыя обители сея. – Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй (Рим. гл. 8, ст. 33). Кто может поколебать основание, положенное столь великими и премудрыми Архитекторами, и утвержденное Богом? Ежели бы оно было не твердо; ежелибы Богу не угодно: моглоли бы устоять чрез толь многое течение не годов, но вeков; да не устоять токмо; но еще и приходить от славы в славу?

Многие были послe сих великих основателей Преемники; многие конечно были, и жизни их ревнители, святые и добродeтельные Мужи: но может быть были же и такие, кои несовершенно соотвeтствовали Святому житию их; слeдственно ко утверждению положеннаго основания, не столько, сколько надлежало, содeйствовали: однако основание осталось и доселe непоколебимо. А сие возвышает честь первых Святых основателей, яко они столь твердо оное положили, что ни долговременное времяни течение, ни разныя козни мира, ни слабости наши, оное поколебать не сильны были.

Однако со всeм тeм, нам удостоившимся быть обитателями мeста сего, и вступившим в подвиг жизни их, нам, говорю, и по обязательству, и по совeсти, и дабы избeжать предосуждения и посрамления, надлежит содeйствовать ко утверждению Святаго сего основания, положеннаго великими Мужами. Ничeм же лучше тому содeйствовать не можем, как подражанием Святому житию их: истинным благочестием, чистою вeрою, смирением, кротостию, воздержанием, цeломудрием и безпристрастием ко всему мирскому: а единственным и помышлением и стремлением к благим будущим. Таковая жизнь нам доставит спокойствие и в сей жизни и в будущей, основание сея Обители утвердит, мeсто сие паче и паче прославит, и всeх возпользует и утeшит таковыми благими примeрами.

Видите, колико мир в том нам содeйствует: или паче, колико нас к тому побуждает. Видите, коликое чрез цeлое годичное время непрестанно бывает здeсь народа стечение, не из простых токмо, но из знаменитых Особ; не из окружных токмо мeст, но и из самых отдаленных. Извeстно, что их вeру и усердие возбуждает прославленная Святость Преподобных Отцев Сергия и Никона: и упование по Бозe получить от молитв их полезное ко спасению душевному. Конечно сие их наиболeе возбуждает. Но не можем же отрещи, чтоб они иногда не испытывали и жития обитателей мeста сего; и не желали бы найти хотя нeсколько подражающих житию Святых Обители основателей.

     Многие со удовольствием взирают на устроение Обители, которая взяв начало от простыя хижины, в таковом нынe представляется благолeпии. О колико бы сие благолeпие, и прекраснeе, и преприятнeе показалось бы; ежели бы оно не столь златом, и сребром, и драгим камением, сколь Святым житием нашим возблистало!

     О чем и молим вас, великие Отцы и Пастырие наши, Преподобнии Сергие и Никоне! не престаните взирать на основанное вами мeсто: и доставте оному ходатайством своим, сию вeчную красоту и славу, дабы мы послeдовали стопам вашим, и достигли наконец блаженнаго жребия вашего. Аминь.

Говорено в Троицкой Лаврe, в Никоновской церквe, 1796 года Ноября 17 дня.

 



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.