Слово на день Успения Пресвятыя Дeвы

СЛОВО

НА ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ ДЕВЫ

О коль утeшительно Слово Божие! Взойди во врачебницу. Найдешь там врачевства для исцeления всякой болeзни приуготовленныя. Нeт же никакой и болeзни душевной, чтобы для исцeления оной не обрeли мы в Словe Божием врачевства дeйствительнаго. Ибо все, что ни писано, все писано для нашего наставления и утeшения.

Из многих болeзней, кои отягощают нашу душу, есть едва ли не из самых больших та, что боимся мы смерти. Ибо при всем здравии нашем, при всяком благополучии, страх смерти всe наши сладости огорчает. Называю же я боязнь смерти болeзнию душевною; не для того, что аки бы надлежало нам смерти бояться: что бо сроднeе человeку, как умереть? Но что со всeм тeм на одно смерти воспоминание приходим мы в смущение и в содрогание.

     От чего же сей страх в нас вселился, и толико возмущает, что мы сами собою преодолeть его не можем? Я теперь в разсуждение о сем входить не намeрен: а только желаю, вкупe с вами, о том размыслить; что для сей нашей болeзни душевной, от чего бы она ни происходила, в Словe Божием находим наилучшее врачевание и утeшение. Какое же оно есть? Сие Апостольское изрeчение: аще живем, Господеви живем: аще умираем, Господеви умираем (Рим. гл. 14, ст. 8). Ежели сии таинственныя слова, с помощию свeта Господня разсмотрим, мы найдем способ, как нам и жизнь сию добродeтельно препровождать; и как безбоязненно и спокойно умирать. Аще живем, Господеви живем: аще умираем, Господеви умираем.

     Когда нам повелeвается и Господу жить, и Господу умирать: то видно из сего, что мы иногда себe живем, и себe умираем. Ибо естьли бы всегда мы Господу жили, и Господу умирали: то и не было бы нужды Апостолу увeщавать, чтоб нам Господу жить, и Господу умирать.

Человeки по большой части живут себe, и умирают себe. А жить себe, и умирать себe есть не иное что, как не помышлять ни о началe своего бытия, ни о концe онаго. Кто нас сотворил, как сотворил, и для какого конца; мы о том или мало помышляем, или понимаем весьма смутно. Привыкли неразсудно говорить: который день прошел; тот до нас дошел: как будто, что далeе будет, заботиться о том нам нужды нeт. Природа плоти требует, чтоб мы eли, пили, спали; а притом трудилися бы столько, сколько для приобрeтения пищи, пития, одежды, и для упокоения тeла потребно. Мы сие исполняем: и в том препровождаем всю жизнь свою. Чтож далeе? Ничего. Прочее от нас закрыто: и сию сокровенность испытывать, есть тщетно себя озабочивать, и ища неизвeстнаго покоя, терять покой настоящий.

Человeче! когда ты так живешь, ты себe живешь, а не Господу. Господь сотворил тебя для Себя, не для того, чтоб Он в тебe нужду имeл; но что благость Его к тебe столь была велика, что никак не довольно было для оной, учинить тебя времянно счастливым; но учинить тебя вeчно блаженным: не довольно было для оной, чтоб твое блаженство поставить в наслаждении сих тварей, которыя тебя достоинством ниже, или, по крайней мeрe, равны: а Его благоволeние было и есть, чтоб твое блаженство состояло в наслаждении Им Самим; и как Он есть вeчен, то по тому и оно бы было вeчно. Ежели ты живешь, не ища болeе удовольствия, как в мирe сем: ты себe живешь, а не Господу; ты благость Его очень сокращаешь; ты дар Его или не понимаешь, или пренебрегаешь.

     Но когда таким образом живешь, ты не только не живешь Господу; но не живешь и самому себe. Можно ли сказать, что тот самому себe живет, кто живет себe во вред и к нещастию своему? Ежели так будешь жить, что все разположение дeл твоих будет относиться к безсмертию и к вeчному с Богом соединению: тогда ты прямо будешь жить для самаго себя; слeдовательно и для Господа твоего. Никто же себe живет (Рим. гл. 14, ст. 7), говорит Апостол. Сие сказано не в той силe, акиб никто не жил себe, но что никто не должен жить для самаго себя, но жить для Господа.

     Да и как человeк дерзает превращать намeрение Божие, и чужое присвоять себe? Жизнь есть не наша, но Божия. Она нам дарована; но с тeм, дабы оную употребляли мы не по волe своей, но по волe Того, который нам ее даровал. Мы сами себя создать не могли; а по тому, и получив жизнь, не должны оную почитать собственным своим приобрeтением. Уже ли Жизнодавец нам оную даровал без всякаго намeрения? Уже ли Премудрый Творец, даруя нам оную, не предположил никакого конца, достойнаго премудрости Его? Уже ли Он нас с тeм произвел, чтоб нам только eсть, пить, покоиться; а между тeм безчисленно затрудняться и мучиться; а наконец состарeть, умeреть и в прах обратиться? Никак! Из источника безсмертнаго произтекший дух неотмeнно должен быть участен Его безсмертия. Раждаемое от плоти плоть есть; а раждаемое от духа дух есть (Иоан. гл. 3, ст. 6).

Мы и плоть и дух: хотя премудро связаны: но премудро же и не смeшаны. Всякое остается при своем свойствe. Не может дух учинить плоть нетлeнною: но и плоть не должна дух подвергать тлeнию. Дух не должен терять своего пред плотию преимущества: а паче до того возвышаться, чтоб и плоть учинить нетлeнною: ибо чаем Воскресения плоти. Так почто же жить себe, а не Господу? Кто живет Господу, тот живет и самому себe: а кто не живет Господу, тот не живет ни самому себe.

     Но кто так живет себe, что между тeм не живет Господу: то что его жизнь? Не жизнь, но смерть. Слово Божие человeка во страстях и во грeхах живущаго, называет не живым, но мертвым. Апостол вдовицe во сладострастии и в роскоши живущей говорит, что она жива умерла (1 Тим. гл. 5, ст. 6); и Евангелие о блудном сынe, доколe не покаялся, тоже утверждает, яко мертв бe (Лук. гл. 15, ст. 32). Се каковà жизнь того, который себe живет, а не Господу!

     Жить же Господу, не то только есть, чтоб жить по волe Его; но твердо увeриться, что жизнь прямая в человeкe есть не иное что, как Сам живущий в нас Господь. Мы в Нем живем, движемся и есмы. Аще кто любит Мя, Слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его; и Аз и Отец приидем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23). Сие обeтование Божие простирается не до будущей токмо жизни; но и до самой сей настоящей. Возлюби Господа, слово Его соблюди: и уже ты не жизнию своею жити будешь; но Самим Господем, Источником жизни, живущим в тебe. Тогда не возможеши ты жити себe; но будеши жити Господу: ибо Господь жить будет в тебe, и для тебя.

Не вeриши ли сему, о маловeре! когда таинство твоего чрез Христа обновления и обожения тебe несовершенно постижимо; так хотя вообрази таинство твоего сотворения. Ты создан по образу Божию. Кто же есть сей образ Божий? Есть единородный Сын Его: иже есть сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. гл. 1, ст. 3). Когда ты создан по столь величественному и высокому образцу; то столь же к Богу ты близок и любезен, колико приближен и возлюблен Ему, сей Сын Его единородный. Сие ясно понимал Богоносный Павел, когда восклицал: вся ваша суть: или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая; вся ваша суть. Вы же Христовы: Христос же Божий (1 Кор. гл. 3, ст. 22). – Кто так мыслит и чувствует, тот с тeм же Апостолом может свободно говорить: не к тому живу аз; но живет во мнe Христос (Гал. гл. 2, ст. 20). А по тому когда он живет, не себe живет, но Господеви живет.

     Утвердив сию истину, можем ли мы с нею связать слeдующия послe сего Апостольския слова: аще умираем, Господеви умираем. Как! гдe человeк живет не себe, но Господу: может ли там имeть мeсто смерть? Можно ли Господеви умирать, когда Господь есть Жизнь присносущная, и Источник жизни? Можно ли умирать при жизни, да еще при таковой жизни? От лица таковыя жизни не скроется ли, не убeжит ли смерть? О поистинe так! Господеви умирать; ничто иное есть, как Господеви жить. Несравненно лучше есть Господеви умирать; нежели жить себe: жить себe есть по видимому, а самою вещию умирать: а умереть Господеви есть по видимому: а самою вещию жить. Когда жить Господу, есть Самаго Его имeть живущаго в себe: то можем ли мы с таковою жизнию умереть? Когда жить себe, есть жить для одной плоти и для угождения ей: то можем ли не умереть мы? Не живи, человeче! себe; дабы тебe не умереть. Умри, человeче! Господу; дабы тебe вeчно жить.

     Но что же есть умирать Господу? Умирать в надеждe Воскресения. Какого Воскресения? Ибо душа не умирает. Воскресения плоти. Ах! какое странное слышание! Человeк, особливо Христианин, увeрен, что душа его не умирает: но он боится смерти тeла; тeла, с коим связан, коего чувства его услаждают, коему он привержен болeе, нежели может быть, самой душe: но, се! он умирает в надеждe Воскресения и самыя плоти. Так чeм же он умирает? Ничeм. Не умре дeвица, но спит (Матф. гл. 9, ст. 24). Лазарь друг наш успе (Иоан. гл. 11, ст. 11). Так он не умирает, но усыпает. Так смерть не есть смерть; но сон.

Но почто же усыпает, столь долгим, и для нас страшным сном? Безумне! ты, еже сeеши, не оживет, аще не умрет (1 Кор. гл. 15, ст. 36): обличает таковаго маловeра Апостол. Да и Сам Спаситель в том же увeряет чувствительным образом. Аще зерно пшенично пад на землю, не умрет, то едино пребывает: аще ли умрет, мног плод сотворит (Иоан. гл. 12, ст. 24). Твою плоть устроил Бог быти зерном, имeющим истлeть и умереть; но для чего? Да мног плод принесет. Ибо сeется оно в тлeнии; а востает в нетлeнии (1 Кор. гл. 15, ст. 42): сeется в немощи, востает в силe; сeется не в честь; а востает в славe (ст. 43): сeется тeло душевное; а востает тeло Духовное (ст. 44).

Да и самое то, что оно словом Божиим почитается не умирать; но усыпать, не постыждает ли нас? Ибо кто из нас не желает сна? Кто в сладкия его объятия не повергает себя? Кто притом не чувствует, что сном изнуренныя силы укрeпляются, и человeк по утру востав от сна, бодрeе и веселeе из чертога своего выходит? Сие подобие не утeшительно ли? А чтоб оно меньше было сомнительно, в том тебя увeряет не слабый разсудок, не человeк заблуждениями управляемый, не Ангел, его же и сила и разум ограничены: но увeряет Сам Господь, коего во власти и жизнь, и смерть, и вся природа, и время, и вeчность, и вся управляет и разпоряжает глаголом силы своея.

Послe всего сего остается ли еще какое сумнeние? Ежели остается; так я уже введу вас в сей священный храм и уличу вас, или паче утeшу вас, вами самими. – Но уже, се! я и облегчаюся. Для чего мнe вводить вас? Вы сами доброхотно, радостно собралися в сию сeнь Господню. Но почто? Да празднуете торжественно смерть Святeйшия Дeвы и блаженнeйшия Матери.

     Как! естьли бы смерть не была сон, но прямая смерть; естьли бы смерть не была зерно, самым тлeнием, мног плод приносящее; ежели бы умирать Господеви, не было то же, что вeчно с Ним жить: то как бы вы могли праздновать, да еще с таковою радостию, смерть Матери Господни? Конечно вы увeрены, что Она жила не Себe, но Господу; умирала не Себe, но Господу. А по тому живет нынe у Господа и в Господe во свeтe присносущнем. Да еще по сердолюбию Матернему и молит о нас; да и мы не себe живем, но Господу; не себe умираем, но Господу: да аще живем, аще умираем, Господни будем. Аминь.

Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года.

 



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.