Слово на день Святыя Троицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ

Блажен Сион, яко удостоился быть вмeстилищем чудеснаго сошествия Святаго Духа. Сколькоб ни великолeпны были царские чертоги; сколькоб они ни блистали сребром и златом и драгим камением, никак не могут соравниться с тою красотою, какою Сион был возвеличен. Тот чудесный огнь, сошедший в нем на Апостолов, который его осиявал, силою и дeйствием своим превосходнeе был солнца. То бурное дыхание, которое оглашало внутренния его стeны, превосходнeе было всякаго, какое быть может, благоухания; поелику изпускало из себя воню Святыни, и тишины душевныя. – Поистиннe, кажется по мнeнию нашему, заслуживал Сион, чтоб он пребывал во вeки, чтоб всe роды взирали на него с благоговeнием, и покланялись бы слeдам сошедшаго в нем Святаго Духа.

Но гдe нынe сей Сион? Нeт его и слeдов. Подвержен он той предсказанной Спасителем судьбe, чтоб не остаться в нем камню на камени.

Как! Бог ли премeняет Свои опредeления; или то, что о сем повeствует Слово Божие, подвержено сумнeнию? Нeт! и Бог не измeнен в судах своих; и повeствование о сем есть самая истина. – Но должен изчезнуть знак, когда наступила вещь им означаемая. Потухла заря, когда возсияло солнце: отпал цвeт, когда открылся плод.

Вспомните вы при сем бесeду Христову с Самарянынею. Жено! вeру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горe сей, ни во Иерусалимeх поклонитеся Отцу (Иоан. гл. 4, ст. 21): Дух есть Бог, и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися (Ст. 24). Спаситель сими словами не полагает быть богослужению в Иерусалимe, или в каком либо другом мeстe; а уставляет оному быть вездe, толькоб оно отправляемо было духом и истиною. А по сему Сион не было то мeсто, котороеб было назначено всегдашним и единственным мeстом Богослужения; был он знаком; и означал нeчто гораздо себя вышшее. Был Он заря, и приготовлял славный солнца восход. Был Он цвeт, из коего имeл произрасти сладкий плод.

     Знаком сим означаемая вещь есть церковь Христова: она есть солнце; она есть небесный плод. Сион, яко знак, яко заря, яко цвeт, должен был уступить и упраздниться, когда в полной своей славe открылась церьковь Божия. Она есть истинный Сион: Сион Святый, непоколебимый, вeчный. О земном Сионe предсказано, как слышали вы, что в нем не останется камень на камени: как то и самым сбылось дeлом. А о сем духовном Сионe вот что Первоверховный Апостол восклицает: Се полагаю в Сионe камень краеуголен, избран, драгоцeнен, и вeруяй в него не постыдится (1 Петр. гл. 2, ст. 6). К нему же приходяще, камени живу (Ст. 4), от человeк убо уничиженну, от Бога же избранну, драгоцeнну, и сами, яко камение живое устрояетеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны богови Иисус Христом (Ст. 5). Остановимся мы на сих Божественных словах. Они могут составить содержание нашего слова.

Ежели истинный Сион есть не тот, который был во Иерусалимe; ежели он пребывает во вeки; ежели он есть вездe: то осмeлимся ли мы сказать, что он есть и на сем самом мeстe, в сем самом священном храмe, в сем самом собрании; в самой каждаго из вас душe? – Какоеб было блаженство наше, ежелиб мы сего удостоились!

     Мы празднуем днесь, воспоминая токмо оное великое и чудное Духа Святаго дeйствие, коего сподобились Апостолы в Сионe, близ тому двух тысячь лeт. Но ежелиб сей самый собор, ежелиб мы сами, устроены были истинным быть Сионом: то уже праздник наш в сей самый день не состоял бы в одном воспоминании, а был бы в самом дeйствии; мы уже совершали бы праздник не столько Апостолов, сколько собственный свой. Мы бы тогда не говорили, что Дух Святый сошел токмо на Апостолов; но сошел и на нас самих. Мы бы тогда не говорили, что Дух Святый сошел в видe огненных язык, и сeл на верхах Апостольских: мыб тогда и сами почувствовали в себe то же дeйствие сего огня небеснаго. Мыб тогда не воображали, какое то едва нами понимаемое бурное дыхание: а сами бы в себe оное ощущали. Тогдаб не одни Апостолы разными языками возвeщали величия Божия: но и мы бы разными языками, каждый своим, и разными чувствиями души, каждый своими, но соединенными единым духом и единою вeрою проповeдывали бы величия Божия. Мы бы тогда не чужую прославляли побeду; но сами, яко побeдоносицы, увeнчавалися бы. Не чужою красотою утeшалися бы, но услаждалися бы собственною своею. Одним словом: праздник наш сей столько бы был радостен, восхитителен, спасителен; сколько он был для Апостолов в сей день во Иерусалимском Сионe. Ибо зeло великое есть различие воображать или взирать только на великое другаго счастие; или самому точно того счастия быть участну. Другаго счастие воображая, а сами того лишаясь, не только не можем имeть радости, но еще чувствие собственнаго несчастия; а из того печаль и скорбь чрез сравнение умножится.

Так какое же бы было, паки повторю, наше блаженство, ежелиб мы днесь сей самый храм обратили в Сион; или паче сами бы стали быть истинным Сионом! Какоеб было тогда блаженство наше, какой праздник, какое торжество, какое возвышение!

     Но что сему быть мeшает? Уже ли излиянные на Апостолов в сей день дары, только были свойственны им одним, а нам никак не сообщительны? Уже ли Бог так уставил нам праздновать день сей, чтоб мы только воспоминали блаженство и славу других, а сами бы того никак не могли быть участны? Как так ограничить безпредeльную благость Божию? Как так унизить премудрое церкви Христовы устроение?

     Сам Основатель церкви восходя на небеса, обeщал послать Духа Святаго, не одним Апостолам, но и всeм вeрующим. Он в молитвe своей к небесному Отцу вeщал: не о сих, то есть Апостолах, молю токмо; но и о вeрующих словесе ради в Мя (Иоан. гл. 17, ст. 20). Да я еще смeло могу сказать, что дары низпосланные на Апостолов, не столько даны были им, как чтоб они их сообщили нам. Они избраны орудиями, чтоб посредством их премудрыя работы, мы устроены были храмом Духа Святаго.

     Великий Павел учинен сосудом избранным. А когда он есть сосуд, то он был чаша исполненная даров Божиих, чтоб из оной напоевать нас жаждущих. Когда он есть сосуд, то устроен быть премудрым Архитектоном, дабы создать церковь вeрующих в жилище Божие духом. И по тому он в лицe всeх Апостолов свободно возглашает: Богу споспeшницы есмы (1 Кор. гл. 3, ст. 9). То есть, Бог устрояет церковь свою; а мы избраны быть Ему помощниками. А из сего видите, что Апостолы снабдeны были в сей день всeми Духа Святаго дарами, наиболeе для того, дабы их сообщить нам.

Так чтоже, паки повторю, мeшает нам храм сей днесь обратить в Сион, или паче, самим стать истинным Сионом?

Каким образом можем мы стать Сионом, я прежде упомянул; да и теперь тоже объясню. Сион Иерусалимский, да и сам Иерусалим упражнен. Но Духовный Сион непоколебим и пребывает во вeки. Сей Сион духовный поставляет Господь в том, ежели на каком бы то мeстe ни было, человeки Богу Отцу покланяются, то есть, службу приносят духом и истиною. Гдe таковое собрание, или гдe таковая есть хотя единая душа: там есть и духовный Сион.

     Должен бы я вам объяснить, что-то есть служить Богу духом и истиною: но сие требует особаго разсуждения; а кратко скажу: служить Богу духом, то есть, внутренностию; а не одним тeлом, и одною наружностию: служить Богу истиною, то есть, по предписанному от Слóва Божия правилу; а не по изобрeтению человeческому, не лжею, не суевeрием и обманом. Кто так служит Богу: тот сам собою составляет Сион; и его носит всегда в себe.

     Так можем ли мы похвалиться пред Богом, чтоб таковым образом Ему служили? Бог вeсть! а дeлает немалое затруднение одно слово, которое в помянутых словах Всевeдец Господь включить благоволил: Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Иоан. гл. 4, ст. 3). – Как! ищет: почто искать? Развe их нeт? ищет! Мыб должны Его искать; а не Он нас: довольноб было для нас, ежелиб Он от ищущих нас не сокрывался. Ищет! пусть так: но видно, чтоб мы Его никогда не поискали; ежели бы Он не благоволил взыскать нас. Сие свойственно Его безпредeльной благости. Но когда Он ищет: то хотя сыскивает ли нас? Не уклоняемся ли, не убeгаем ли мы от Него, тeм болeе: чeм усерднeе Он ищет нас? Слышу я страшной и посрамительнeйший для нас отзыв глагола Божия: звах и не послушасте мене: простирах словеса, и не внимасте. Весь день воздeх руцe мои к людям непокоривым и прерeкающим (Исаии гл. 65, ст. 2). И для того принужден Бог, видя людей не слушающих, в укоризну нашу отзываться уже к стихиям неодушевленным: слыши небо и внуши земле! (Исаии гл. 1, ст. 2).

Ежели же мы не токмо не ищем Бога; но и когда Он ищет, от Него удаляемся: то что тому препятствием? Узнаем сие, ежели воззрим на Апостолов.

Они, ожидая пришествия Святаго Духа, были единодушны: и пребывали в молитвe и молении: были единодушны, было в них сердце и душа едина: Святая любовь всeх их соединяла; не в том только, что они друг с другом были в истинном согласии: но друг друга так любили, что взаимно во всем себe помогали, и каждаго нужду всe поставляли быть собственною своею. А чтоб сия любовь всегда была неразрывна, непрестанно молением возносились к небесам, вeдая, что оттуду огнь истинныя любви сходит; а отлучившись от неба, и пристрастившись к землe, непремeнно слeдует душe в любви охолодeть, и сердцу наполниться мирских прихотей, причиняющих несогласие и раздор. –

     И так Апостолы совокупившися всe единодушием, и подкрeпляя то молением, удостоились стать духовным Сионом, несравненно лучшим, нежели вещественный Сион, в коем пребывали.

     Но в нас есть ли едина душа? Нeт ли напротив и в одной душe много душ? Есть ли та любовь, котораяб и погрeшности другаго великодушно сносила; и промышлял бы каждый, по Апостолу, не столько о пользe своей, сколько о пользe ближняго своего? В молитвах своих так ли мы воспламенены, чтоб хотя на тот час позабыли землю, и преселились бы всею мыслию и сердцем на небеса? Ежели мы таковы, Бог удостоит нас быть своим Сионом; тeми же, как и Апостолов, снабдит дарами; и сей день будет день собственнаго праздника сошествия на нас Духа Святаго.

     Но как совeсть в том не может нас увeрить, то правда Божия почтет нас недостойными Сиона, недостойными даров Духа Святаго, недостойными праздновать сей великий день. И должныб мы притти в уныние и отчаяние, ежелиб нас еще не подкрeплял сей глагол Божий: обрeтохся неищущим Мене: явлен бых не вопрошающим о Мнe (Исаии гл. 65, ст. 1).

     Боже! благости источник никогда неоскудный! обрящися нам, хотя неищущим Тебе: явися нам, хотя невопрошающим о Тебe: ибо Ходатай наш Господь Иисус Христос нас увeряет: яко никтоже может приити ко Отцу, аще не Отец привлечет его к Себe (Иоан. гл. 6, ст. 44). Аминь.

 Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года Маия 8 дня.

 



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.