Слово, иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустаго, о Святом и Спасительном крещении, сокращенное и яснeе преложенное

СЛОВО,

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО,
О СВЯТОМ И СПАСИТЕЛЬНОМ КРЕЩЕНИИ,
СОКРАЩЕННОЕ И ЯСНEЕ ПРЕЛОЖЕННОЕ

Веселия многаго и сладости воистинну исполненно есть сие зрeлище, возлюбленнии! и различное украшение. Ибо и старцы со удовольствием слушают учение сие; и юноши такожде, яко мудростию просвeщенные. И старцев и юношей собра церковь: и яко струи Иорданския приятно протекающия, есть ваше собрание.

Ибо днесь народ изливался ко Иорданским струям; и в рeкe Иоанн стоя, совершал таинство. Приходит к нему Христос: Владыка к рабу: Бог к человeку: Высокий к смиренному. Пришел со Иудеи креститися. Почто? Понеже все творил во спасение наше. Не имeет Он нужды в крещении: но недужному дает повод ко спасению. Яко же бо искусный врачь, многократно вкушает больным подаемое лeкарство; не сам в том нужду имeя; но да больнаго к подражанию убeдит. Тако и Христос приходит крещение приемля.

Что убо Иоанн? Позна Владыку раб и вопияше: се агнец Божий вземляй грeхи мира (Иоан. гл. 1, ст. 29). Сим словом напомянул Иудеом оный Пророческий глас: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Дeян. гл. 8, ст. 32). Сей есть оный агнец, о нем же древле Пророк глаголал: его же древле Авраам в проображении видeл: его же вы всегда закалаете. Се агнец Божий вземляй грeхи мира (Иоан. гл. 1, ст. 29); рече к народу, того проповeдуя. Что же глаголет к Нему самому Иоанн? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнe? (Матф. гл. 3, ст. 14).

     Конечно Иоанн не вeдал, что в сем дeйствии заключалося. Послушайте со вниманием сего слова. Диавол был на мeстe том: но откуда сие извeстно? Я сие утверждаю по тому, что тотчас по крещении Господни, и искушение от диавола ему послeдовало. И так конечно видeл он совершаемое дeйствие. Ибо егда оный лукавый дух видит что странное, тотчас бодрствует, предостерегая себе. Увидeл он Иоанна от пустыни изшедша; человeка естеством, но Ангела произволением: плотию одeта, но нужды естественныя пренебрегающаго; власяною ризою одeтаго; но риза та была багряницы лучше, и пояс кожаный диадимы величественнeе. Иоанн, исповeдания образ, покаянию начертание, Предтеча, владычня слова глас; Царя пренебрегает; народ порицает: змия порождения ехиднова! Кто сказа вам бeжати от будущаго гнeва? (Матф. гл. 3, ст. 7). Увидeл диавол таковое дерзновение сего мужа; и рек сам в себe: о горе мнe! что означает таковое дерзновение мужа сего? Я изгнал из рая Адама: и се в пустынe цвeт! человeка зрю естеством: но Ангела произволением. На рeку приходит он: крещение новое уставляет, Иудейские обряды быти престают: открывается начало нeкое и початок новаго жительства. Нeт ничего древняго: а паче новым оное разрушает. Что есть человeк сей? Наступает яко лев нeкий страшный. Увидeв толикий народ неистовый, бeснующийся, яростию дышущий, кровьми воспитанный Пророческими, жаждущий убийства Праведных, претерший Исаию, Навуфея камением побивший, Иеремию ввергший в ров тинный: увидeв таковый народ, он не убоялся их, но поплевал, пренебрег. Откуду ему толикое мудрование, и како он небес касается. Народа многим тысящам глаголет: змия, порождения ехиднова! (Матф. гл. 3, ст. 7). Их порицает; и праотцов их злословит. Море раздeлися: а Иудеев не смирило. Камень разсeлся, а их не сокрыл гордости. Пророки посланы были: но не преодолeли злобы их. Сей же ни чудес творит, ни море раздeляет; однако является им, яко лев лисицам, и глаголет: змия, порождения ехиднова! Откуду ему таковое дерзновение? От богатства ли? Но не имeет, кромe власяныя ризы: от изобилия ли? но ему пища прузи, и мед дивий. От множества ли рабов? Но сам един пришел. От величества ли града? но в пустынe тако дерзает. Змия, порождения ехиднова! Кто сказа вам бeжати от грядущаго гнeва? (Матф. гл. 3, ст. 7). Се он проходит настоящее; а восходит к будущим. Уже ли небо отворити хощет? Я из рая изгнал человeка: уже ли сей паки небо ему готовит? Что таковое бывает! мое все разрушается и погибает. Оставил он обрeзание; и новый нeкий устрояет закон. Страшный человeк, страшный Проповeдник, страшный Благовeстник. Что сие новое, что странное? Уже ли вещей перемeна? Уже ли древняго поправление? Уже ли мнe умножение мýки? Уже ли осужденник мой выпущается? Уже ли темница моя ненужною творится? Уже ли смерть моя упражняется? Сотворите бо, глаголет, плоды достойны покаяния (Лук. гл. 3, ст. 8). О горe мнe! покаяние проповeдует, истребление грeхов; Он сим разрушит всe мои козни.

Но послe толиких согрeшений, послe толиких лeт, естьли покаяние? Есть, всескверне диаволе! есть покаяние. Сотворите бо, глаголет, плоды достойны покаяния. Может Бог и от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Лук. гл. 3, ст. 8). Горе мнe! Божию силу проповeдает: человeколюбие Божие возводит, на любомудрие возбуждает: к цeломудрию возставляет всeх, погибли всe мои козни.

     Но о мерзский и беззаконный! аще услышиши другий его глагол больший и вышший, что тогда сотвориши? Слыши, что он еще глаголет: Аз вы крещаю водою: посредe же вас стоит, ему же нeсмь достоин разрeшити ремень сапог его (Иоан. гл. 1, ст. 26, 27): что се есть? Еще ли другой? Я сего не могу стерпeть; а он мнe и другаго проповeдует. О сем недоумeваю, и не вeдаю что творить: а он другаго, больша себя возвeщает: и не просто больша; но без сравнения больша, гдe сей другой? Посредe вас стоит, той вы крестит Духом Святым и огнем.

     Внемли прилeжно. Се другая язва диаволу. Не токмо другаго проповeдует; но и о духe глаголет, подающем грeхов прощение. – – – Ах! благодать, ея же боюся: дух, его же трепещу. Ибо гдe благодать, тамо прощение. Нeт уже силы диаволу. Да осуждает закон: да осуждают Пророки, да осуждает сам диавол. Но гдe благодать, тамо оправдается человeк не дeлами, но милостию. Аще же не дeлами оправдаемся, но милостию, нeт уже мeста осуждению ни от закона, ни от Пророков, ни от смерти. Благодать всeх разрeшает и прощает. Не приидох, глаголет, да сужду мирови (Иоан. гл. 12, ст. 47). Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лук. гл. 3, ст. 16).

     Но что далeе? приходит Иисус креститися от Иоанна: и глаголет ему Иоанн: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнe? (Матф. гл. 3, ст. 14). Паки Христос к нему: остави нынe (Матф. гл. 3, ст. 15). Не видиши ты, Иоанне! что Аз вижу. Не вeдаеши ты, кто стоит здeсь. Враг, диавол. Молчи, молчи, да не узнáет он. Побeдиши его Аз приидох. Сего ради не пришел Я открытым Божеством: сего ради покрыл Я себе вашею плотию; да не убeжит, увидeв Мя, в Божествe откровенном. Простер Я невод: не отгони добычи. Протянул Я мрежу; не испугай ловитвы. Глаголеши: аз требую Тобою креститися. Приятно Мнe твое благонравие: но нeт еще времени открыти неизреченное таинство. Брань днесь предстоит, и надлежит преслeдовать. Остави нынe. Будет время, егда Мене возвeстиши. Нынe же Божий тайный совeт исполни. Остави нынe: Аз скоро пошлю тезоименитаго тебe, иже возгласит: в началe бe слово. Но нынe нeт времени глаголам сим. Нынe снисхождение потребно. Нынe потребно прикрытие, да улòвим добычу, да погубим, да удавим. Остави нынe: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Ст. тот же).

     Тогда оставляет его благонравный раб, и послушает. И се глас от небесе ниспослал Отец: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. гл. 3, ст. 17). Человeк и Бог раздeляют проповeдь. Почто? Понеже Он и видимый Бог и человeк. Каждый свое приемлет. Отец божество: человeк человeчество. Человeк глаголет: се агнец Божий! сим означает плоть. Отец глаголет: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. Сие означает Божество.

     Сей есть. Который сей? Прошу, совниманием послушай. Понеже, по человeческому порядку крещающий есть болeе крещаемаго. Крестил Иоанн: крещаем был Христос: и пришел глас глаголющ: сей есть Сын Мой возлюбленный. Да не подумает кто, яко сие сказано о крестителe; се дух в видe голубинe привлек глас на главу Христову.

И тотчас по крещении изведен бысть Иисус в пустыню искуситися от диавола (Матф. гл. 4, ст. 1). Смотри, яко был, при дeйствии том диавол: и взирая, не доумeвал, кто сей есть? Помышлял он в себe: вижу человeка по видимому; ноздри, очи, лице, руки, ноги, хождение. Но иное мене смущает. Пустынник оный глаголет: нeсмь достоин разрeшити ремень сапог Его. Аз требую Тобою креститися. Се агнец Божий вземляй грeхи мира! Но человeку како возможно отъяти грeх? так Бог ли он есть? Но как же плотию обложен? Так человeк ли есть? Но как с небесе пришел глас глаголющ: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. Волновался диавол, смущался, не вeдая, что творить. Размышлял: сразиться ли с ним? Но боюся, не Бог ли он и побeдит мя? Оставить ли сражение? Но человeк есть, и превосходит человeческое естество. Впрочем вижу, что мое состояние разоряется, истребляется злоба, грeх разрушается, и все мое разстроивается. В многом я недоумeнии и смущении.

Что убо творит Христос? Как нижè плотское естество привлекало диавола на борение, и еще лукавый оный звeрь отлагал, постися Господь четыредесять дней (Матф. гл. 4, ст. 2). К сему пристает нечистый дух: не устрашает мя пост его, говорит он; ибо и Моисей, и Илиа, человeки, постилися четыредесять дней. Посмотрю, превзойдет ли Он сие дней число. И аще превзойдет, ужè нeсть человeк.

     Сего ради и Христос да не устрашится, и да не отбeжит диавол, не превзошел мeру человeческу, но постився четыредесять дней; напослeдок взалка. Не для того, аки бы и послe сего времени не мог Он не взалкать, когда плоть подкрeпляема была Божеством, но сим случаем алкания призывает диавола на борение. Постився Иисус четыредесять дней и четыредесять нощей, послeди взалка (Матф. гл. 4, ст. 2). И тотчас приступи к Нему диавол, искушая Его; не видиши ли, яко алканием привлек Господь к себe диавола? Приступив же диавол, не глаголет Ему, аще сын еси человeческий: сие бо доказывал его вид: но аще сын еси Божий (Ст. 3). Сие хощу узнать; сие испытываю: сие мя смущает с небеси: сим смущаюся и на земли. Аще сын еси Божий: и потòм различныя предположив Ему искушения, ничтоже успeл: но наконец услышал: не искусиши Господа Бога твоего (Ст. 7). И потóм уже отступает от Него диавол со стыдом, побeжден, преодолeн и посрамлен, и Ангели Божии служаху Ему.

     Но не престает еще искуситель: паки козни устрояет. Входит в душу Иудe, да предаст Его. И как взошел Господь на крест, помыслил диавол, яко одолeл Владыку, глаголя: конечно Он человeк: я Его распял, связал, пригвоздил, и умысл вредный новый устроил. Каковый? диаволе! – – возбужду распять с Ним разбойников, да не подумает кто, что Он, яко праведник, осужден.

     Но се паки молва диаволу: един разбойник на крестe проповeдует Христа. Что се? дал Ему я разбойника, а он стал благовeстником. Дал Ему осудителя: а он стал Ему защитником. Дал ему крест на погибель; а он со креста сводится в рай. Взошел на крест разбойником, и становится священником, не овцы жертвуя, но творя приношение покаяния. И се глаголет ему Распятый: днесь со Мною будеши в раи (Лук. гл. 23, ст. 43). Не говорит, на небеси, но в раи. Что се? Поминает рай. Я из рая изгнал перваго человeка; а Он разбойника в рай вводит. Горе мнe! два разбойника дал я: но единаго погубил, и рай отворен стал. Пять тысящь лeт и болeе был он затворен; и се нынe кто его отверзает? Разбойник? Так кто же уже может отчаятися о своем спасении? Побeждаюся, посрамляюся, погибаю.

Но еще взойду во Иудеев, и научу их говорить: аще сын еси Божий, сниди со креста (Матф. гл. 27, ст. 42–48). Но не сходит Он со креста, диаволе! да тя сведет во ад. Разбойник не сходит со креста; так сойдет ли Христос? Сниди со креста. Сие же глаголал для того, яко многа тeлеса Святых усопших восташа, егда был Он на крестe. Увы мнe! единаго мучителя, имeл я смерть: и се многа тeлеса Святых восташа! Сей распинается; а она умерщвляется. Сей убивается; а она изчезает. Изострил я мечь противу себе. Сниди со креста. Не Христа щадя сие говорит Он, но завидуя спасению вселенныя. Сниди со креста. Не схожу, О диаволе! но обличу тя. На крестe познай, яко Бог аз есмь: познай ты силу креста Моего. Сниду и со креста, егда сведу тя во ад. Сниде бо Господь и во ад; и тамо велия молва учинилася. Смерть зeло изумилася, говоря: что есть здeсь? Почто мнe сие тeло принесли? Погребите его в землю, да истлeет. Ибо я истлити его не могу. Зубы мои вонзаю в тeло; и они окаменeвают. Внутренняя моя разрушаются. Изблевываю и прежнюю пищу. Прежде сего здeсь была тьма кромeшняя; а нынe свeт вижу. Затворы разрушаются, мeдная врата сокрушаются: не отворяются, но сокрушаются. А по тому уже и затворити их не могу. Всeм отверст путь к небеси. Ад опустeвает, а небо наполняется. За вся сия возблагодарим всeх Владыку Христа, Побeдителя ада, смерти и диавола, тако о нас благоволившаго, с Ним же Отцу слава вкупe со Святым Духом, нынe и присно и во вeки вeков. Аминь.

     Выписано из книги Маргарита, лист 345.

       Говорено 1793 года Генв. 6 дня в Троицкой Лаврe на утрени.

 



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.