Многократно праздновали мы день сей: многократно восхваляли празднуемаго нами Святителя. Многократно, сколько могли, изъясняли добродeтельную его жизнь; единственно с тeм, дабы Христиан возбудить к подражанию жизни Христианскаго Пастыря. Но имeли ли в том какой либо успeх? Бог вeсть. В училищах, ежелиб примeтил учитель, что по многократных ясных толкованиях, ученик толкуемаго не понимает, или понимать не радит; напослeдок непонятнаго или нерадиваго ученика изключает из училища, почитая, что он вотще болeе трудиться будет.
Поступить ли и нам таким образом? О! не допусти нас, Господи! до сего. Да и весьма бы не справедливо поступили мы. Училища наши, не суть училища мирския, но Христовы. Здeсь не столько умы научаются, сколько сердцà исправляются. Сердце же исправить, не есть дeло сил человeческих; но дeйствие Духа Божия. Ушес ваших слово мое коснуться может: но подвигнуть сердце ваше предоставил Бог самому себe. Почему мы, яко человeки, и не можем судить, естьли успeх от наших поучений, или нeт. Но разсуждая, что и благодать Божия изобильна, и неусыпно о нас промышляет, и способы ея суть многоразличны, и безчисленны: разсуждая же и о вашем ко благочестию, и к слышанию Слова Божия усердию, боюсь сумнeваться, чтоб наши, хотя не достаточныя поучения, не благословил Бог каким либо успeхом; ежели не во всeх, так хотя в нeкоторых: тeх, то есть, о коих говорит Апостол: их же предустави, тeх и призва; а их же призва, тeх и оправда: а их же оправда, тeх и прослави (Рим. гл. 8, ст. 30). Да хотяб и никакова не видeли мы успeха, одолжаемся не ослабeвать в дeлe Божии, слeдуя наставлению Апостольскому: таяжде писати вам, или глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо (Филип. гл. 3, ст. 1).
Сие не к тому я говорю, аки бы дерзал, хотя в малeйшем сравнить себя с оным безпримeрным и неутомимым Проповeдником. Может ли кто сравниться с тeм, который, как пишется о нем в дeяниях, три года безпрерывно, день и нощь, не всeх вообще токмо, но и каждаго особь, учил, да и со слезами (Дeян. гл. 20, ст. 31)? Кто с таковым сравниться посмeет? Почему я, осудив пред всeми свою лeность, только возмуся за послeднее слово: вам же твердо. Таяжде глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо.
Объясним сии два слóва: вам и твердо. Нынe, празднуя день Святителя, таяжде глаголати, было бы не иное что, как паки объяснять повeсть святыя жизни его. Но вам повeсть сия извeстна; и повторять тоже почитаю излишним. А положив, что я оную, яко вам извeстную, нынe объяснил; скажу со Апостолом: таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо.
Вопервых возмемся за сие слово: вам. Сие слово сказал Апостол пиша к Филипписием. Но что были Филипписиане в сравнении нас? Довольно о их благочестии и вeрe сказать то, что они издавна от предков своих привержены были к идолопоклонству, и самое их вымышленных Богов почитание, почти дозволяло им страстную и беззаконную препровождать жизнь. Но при всем том, как только услышали они глас Евангелия из уст Павловых, все то отвергли, и сдeлались из заблуждающих просвeщенными, из развратных добродeтельными; и таковою внезапною своею премeною стали удивлением свeта, торжеством Павловым, радостию Ангелов.
Тот же глас Апостольский, или паче тот же глас Христов, проповeдуется и здeсь во училищe Христовом; да и проповeдуется не язычникам, не идолопоклонникам, не невeрным; но Христианам, вeрою оглашенным, и крещением уже просвeщенным. Но и проповeдуется то, что гораздо есть удобнeе и легчае. Ибо не вeру премeнить, не обычаи всe древние отставить, не новую совсeм повести жизнь повелeвается: а что? Нынe вездe по церквам наиболeе от учителей внушается и именем Божиим требуется сие: охотнeе поспeшай во храмы сии, нежели на зрeлища: поставляй большее удовольствие в непорочности духа, и в честности совeсти, нежели в услаждении чувств и в приумножении богатства: оставь роскошь, и храни воздержание. Будь своим доволен; а ближняго чeм либо обидeть страшися. От излишества, от достатка снабди ближняго своего; накорми, напой, одeнь брата своего. Вот почти все, чего учители нынe своими поучениями от Христиан взыскивают; и всe обороты разума, всe витийства слова употребляют, чтоб как нибудь к тому тронуть и обратить их сердца. Но имeют ли они в том успeх? Паки скажу, Бог вeсть.
Однако хотя мы сего не знаем, но о вседeйствующей благодати Божией увeрены, что благословенное сeмя совсeм не может быть безплодно. Почему и должны мы раздeлить Христиан на три статьи: первых тeх, у коих, по притчe Евангельской, сeмя Слова (Божия) падает на камень. Вторых тeх, кои с радостию приемлют Слово: но тернием богатства и забот житейских Слово подавляется. Третьих тeх, у коих сeмя падает на землю благую.
К кому же из сих приложим оныя Павловы слова: таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо (Филип. гл. 3, ст. 1)? Кои имeют сердце каменное; для тeх тоежде глаголати, едва ли есть твердо: то есть, едва ли служит ко утверждению их. Ибо что утверждать, когда ничего нeт? Падшее на камень сeмя остается без всякаго укоренения. Почему не для чего на таковое жестокое мeсто и сeмя сeять: и оно пропадает, и труд тщетен, доколe самый камень не умягчится. Но сие уже принадлежит не человeку, а Богу, иже может и от камения воздвигнути чада Аврааму (Матф. гл. 3, ст. 9).
Но для тeх, кои с радостию приемлют Слово; однако богатством и заботами житейскими оное подавляют; для таковых повторяемыя поучения и наставления могут быть полезны. Очень доброе предзнаменование, что с радостию приемлют они Слово. При частом, и всегдашнем наставлении; а паче при дeйствии благодати Божией есть, есть надежда, что и жажда к богатству помалу угасать будет, и заботы житейския умаляться. Есть надежда, что хотя не скоро и помалу, внушаемое им непрестанно Слово Божие, подeйствует в них, и послужит к их утверждению. Вам же твердо.
Но нужно ли сие для тeх, у коих на сердцe, яко на землe благой, падает сeмя Слова Божия? И полезно и нужно. Не для того, чтоб оно осталось безплодно: ибо уже пало на землю благую. Но опасно, и до конца жизни сея опасно, дабы мы не воздремали, и спящим нам, не взошел враг человeк, и не всeял плевел в пшеницу нашу. И для того и таковым надлежит непрестанно внушать Слово Божие, или самим им в нем поучаться, дабы посeянное и принявшееся сeмя укоренилось, и осталось навсегда надежным. Вам же твердо.
Для сего-то и церковь празднует дни Угодников Божиих; для сего-то добродeтельную Их жизнь всегда нам на память приводит; для сего-то и мы сие торжество совершаем, и представляем пред очи ваши Святителя Божия, со всeм Его духовным богатством, дабы всe в вeрe и благом житии болeе и болeе утверждалися. Таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо. Аминь.
Говорено в Чудовe Монастырe 1797 года Маия 20 дня.
27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра