Слово на день Царевича Димитрия

СЛОВО

НА ДЕНЬ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

Нынeшний праздник есть торжество Церкви и Отечества. Церковь празднует Мученика: ибо Святый Димитрий неповинным закланием стал участник страданий Христовых. Отечество празднует свое возстановление. Ибо в неповинном Святаго и Царственнаго отрока умерщвлении явил Бог и правосудие Свое и милость Свою. Правосудие: ибо воспослeдовавшие по убиении его в Отечествe нашем мятежи и разорения, были, яко наказанием за толикое злодeяние. Милость: ибо таже самая, яко неповинно пролитая кровь, заслужила у милосердаго и правосуднаго Бога, дабы она учинилась, яко сeменем послeдующаго в Отечествe нашем возвышения и славы. Оттолe, от самаго того времени, Престол Российский начал утверждаться, возвышаться, и достигать той славы, каковою Он нынe гремит во всей вселенной.

Почтим убо в сей день память Святаго Мученика: неповинно пролиянную его кровь да отнесем к той священнeйшей крови Христовой, от нея же послeдовало искупление всего мира. Прославим промысл Божий над Отечеством нашим. Подивимся чудным Его судьбам, что откуду мы по слабым мыслям своим страшились конечнаго нещастия, оттуду сверх чаяния всeх возсияло ведро благополучия; так что можем присвоить себe оное присловие, сказанное о Самсонe, нашедшем мед в челюсти львиной: из ядущаго изыде ядомое (Суд. гл. 14, ст. 14).

Прославляя же таковый Божий о нас промысл, так устроим себя, чтоб сие прославление не состояло в одних словах; но углублено бы было в сердцe нашем и явлено в дeлах наших.

     Сказали мы, что в нынeшнем праздникe соучаствуют Церковь и Отечество. Сей священный союз потщимся сохранить всегда цeл и неразрывен. Церковь да служит ко утверждению Отечества: Отечество да содeйствует церкви, и готовое всегда да подает ей покровительство. Церкви долг есть Святыми Евангельскими правилами наставлять чад своих. Отечества долг есть так устроять граждан, дабы они с охотою таковыя восприимали наставления. Христианин и гражданин должны быть союзны и неразрывны. Не может быть добрый Христианин, чтоб он не был и добрым гражданином. Не может быть добрый гражданин, ежели он не есть добрый Христианин; Гражданин должен быть честен, справедлив, человeколюбив, мирен. Но сии великия и для гражданина столь нужныя добродeтели не могут в том быть, у коего в сердцe не обитает благочестие и коего из души изгнан страх Божий.

     Развратный гражданин есть язвою общества; и ежелиб по несчастию таковых число умножилось, чего от них болeе ожидать, как только безпокойств и мятежей? А чрез сие разстроившись общественный союз, даст горестныя слeдствия свои почувствовать и самой церкви. Нарушится мирное и спокойное служения Господня отправление. В общем разстройствe ослабнут мысли, смутятся чувствования духа, вeра приидет в недоумeние, как собрать ей разсeянных чад своих. И хотя полиются потоки слез; но сии слезы, не столько может быть будут относиться к небесам, сколько ко оплакиванию постигшаго несчастия земнаго. Отечество будет простирать руки, ожидая помощи от вeры. Вeра, всегда готовая помогать, находить будет затруднение, видя общее всeх вещей превращение.

Но сего страшнаго преврата там быть не может, гдe церковь и отечество союзны, гдe при всяком случаe подают они себe руку взаимныя помощи: гдe Христианин есть и гражданин, гдe гражданин есть и Христианин.

И хотя великий Учитель наш сказал о церкви своей: царство мое нeсть от мира сего (Иоан. гл. 18, ст. 36): но сии Господни словà, никак непротивны настоящему разсуждению нашему. Царство Христово есть церковь Его. Но как церковь Его есть сугубая: одна воинствующая на земли; другая торжествующая на небеси. То по тому и царство Его есть сугубое на земли и на небеси. Царство Его на земли есть невидимое, духовное; гдe правит Он рабов своих внутренно и сокровенно вседeйствующею благодатию своею. Царство Его на небеси есть откровенное во всей той славe, какая свойственна величию Божию, и коея Он благоволил быть участною и церковь свою, и с нею вкупe торжествовать. На небеси Он есть Царь во славe своей, Царь единый и вeчный; и там Его есть настоящее царство и царствию Его не будет конца.

Таковое Его откровенное, славное, единое и вeчное царство нeсть от мира сего. Но Его же царство благодатное, духовное, невидимое, можем сказать, что есть и от мира сего. Ибо и самые Цари земные, по писанию, Им царствуют, и сильнии Им пишут правду (Притч. гл. 8, ст. 15). Но и церковь уча вeрe и наставляя всякой добродeтели, какой может надeяться получить в том успeх, ежелиб всемогущий Царь ея не содeйствовал всему тому своею благодатию? Он изрек своими пречистыми усты: без Мене не можете творити ничесо же (Иоан. гл. 15, ст. 5).

     А по сему видимо, что и в самых царствах земных, Христовою властию и благоволением установленных вкупe есть и Его царство благодатное, духовное. Управляют царствами земными Цари, Богом избранные, и с Его же помощию: но содeйствует Он Царям и царствам, просвeщая подданных Царям, а церкви своей чад, вeрою, утверждая во благочестии, управляя сердцем их, и руководствуя ко всякому дeлу благому.

     О тогда-то и царство земное будет блаженно, когда оно вкупe удостоится быть и царством Христовым! Блаженно сугубо: на земли будет все мирно, благоустройно: во всем благоуспeшно. Ибо все будет основано на благочестии и добродeтели. Но сие же самое на земли благополучное царство, во свое время преселено будет на небеса, и составит царство вeчное, небесное: и церковь, окончав подвиг свой воинствующий, туда же прейдет и составит уже церковь, безконечно на небесах торжествующую.

Таковое разсуждение не сильно ли возбудить нас, нас и Христиан и граждан, дабы мы не мнили, что можем быть добрыми гражданами, ежели не будем добрыми Христианами? Так как и добрых Христиан долг есть, со всякою охотою и повиновением исполнять гражданския обязательства.

     Награда за сие открыта. Здeсь на землe мир, покой и изобилие. На небеси сопричисление к церкви торжествующей, составленной из всeх Святых, Пророков, Апостолов, Святителей, Преподобных, побeдоносных Мучеников; в числe коих, и нынe празднуемый нами, вeнцем мученичества увeнчанный, Святый Царевичь Димитрий, его же молитвами да сподобимся мы сего обeщаннаго и предлагаемаго нам блаженства. Аминь.

Говорено в Москвe, в Архангельском Соборe, 1797 года Маия 15 дня.

 



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.