Слово на Вознесение Господне

СЛОВО

НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вознесеся Господь наш на небо. Можно ли послe сего Христианину в том оставаться мнeнии, что аки бы он только был создан для земли; что аки бы жизнь Его сею жизнию должна кончиться? Извeстно вeрующим во Евангелие, что все устроение Спасителя нашего относилося к нам. Для того ли Он оставил небо, восприял нашу плоть, пострадал, и поносною смертию умер; и то все творил, не по нуждe, но по Своей волe, и по таинственным намeрениям премудрости Своея; для того ли, чтоб наше счастие полное и конечное устроить в жизни сей? О! совсeм сие не свойственно ни благости, ни премудрости Его.

Собственным своим примeром доказал, что нам не в жизни сей искать чрез Него блаженства своего, когда Он Сам чрез всю жизнь на земли всe нужды преносил, даже не имeл гдe главы преклонить; да и от всeх был презираемь и гонимь. Сия ли на земли блаженная жизнь? Таковый ли для нас примeр; таковый ли Устроитель, чтоб мы чрез Него искали и надeялись получить в жизни сей покой и блаженство? Да и прямо в том нам отказывает избранный Его сосуд, и страданий Его соучастник Павел. Ежели, говорит он, мы во Христа вeруем, ожидая от Него только того, что надлежит до жизни сей, то нeт нас несчастливeе на земли. Аще в животe сем точию, уповающе есмы во Христа, окаяннeйши всeх человeк есмы (1 Кор. гл. 15, ст. 19).

Но почто много о сем разсуждать? Самое Его от земли на небо вознесение, ясно то доказывает, что прямое наше блаженство есть на небеси, и что Он в горния тe мeста вознесся, да нам оное приготовит; или паче, да приуготовленнаго уже страданием Его и смертию блаженства, нас удостоит, соединив на вeки с Собою.

Вeдаю я, что нам пристрастившимся к землe и плоти, таковое разсуждение не только неудобопонятно, но и неприятно. Да притом по нашим умствованиям может оно показаться и сумнительным. Вопервых, не уже ли Господь наш Иисус Христос, жизнь сию нашу на земли ничeм не устроил к лучшему ея благополучию? Второе, не уже ли мы по сему должны пренебрегать жизнь сию, и совсeм об ней не радeть, единственно помышляя о жизни будущей? Таковыя неосновательныя сумнeния мы объясним и опровергнем; дабы столь важная Евангельская истина осталась твердою и дeйствительною в сердцах наших.

Ежели кто мало вникал в Божественную Евангелия книгу; видeть Он мог, какия Святыя правила в ней предписаны; как должны мы сию жизнь препровождать. Правила Святыя, ясныя, твердыя, и с разумом нашим и с чувствием безпристрастнаго сердца сродныя. Я их теперь не воспоминаю: а только по внутреннему совeсти моей увeрению, пред лицем неба и земли, могу возгласить, что ежелиб сии правила были точно исполняемы: жизнь наша и на земли была бы несравненно спокойнeе и счастливeе.

Когда Евангельский закон не велит воздавать зла за зло; когда напротив велит молитися за творящих нам напасть; велит просящему ризы отдавать и срачицу; велит продавать имeние, и раздавать нищим; ежелиб сии правила были в точности исполняемы: были ли бы войны; были ли бы ссоры и вражды; были бы скудость и нищета? Слeдовательно, по изсушении сих всякаго в жизни сей разстройства источников, была бы жизнь наша спокойнeе и счастливeе. Но что дeлать, когда развратные смертные, да и самые Христиане рeдкие хранят сии Святыя правила?

Но и при сем подивитесь со мною отличной и Божественной Евангелия премудрости. Род человeческий до того довел развращение свое, что не может обойтиться без взаимныя войны, вражды, насилий, грабежей, гонений, и всякаго рода развращающих общий и каждаго покой, мождуусобий. Евангелие и в сем случаe, оставя таковых развратных своей судьбe, предостерегает чад своих, чтоб они все то сносили и побeждали терпeнием. И чтоб сие терпeние было в нас дeятельно, подкрeпляет то самыми сильными резонами.

     Первое, говорит, что ежели оставив терпeние, предприять за зло наносимое отмщевать: то не только зло сие не уменшится, но еще умножится.

     Раздраженный враг усугубит свои враждебныя усилия; а терпeнием может он, сколькоб ни жестокосерд был, умягчиться; а чрез то и усилие свое противу тебя уменьшить.

Второе, учит Евангелие тeм с большим терпeнием несчастие сносить, что сие не может быть без воли Божией. Он сему попускает быть или за нeкоторые твои сокровенные грeхи, а чрез то смертоносныя раны, сим хотя мучительным лeчения образом, хочет Он уврачевать, и тебя исправить: или болeе хочет твою открыть добродeтель, когда оную и гонительныя противности преодолeть не возмогут; и таковым образом опредeляет, чрез огнь и воду ввести тебя в покой и славу. Ибо предполагая будущую жизнь, предназначает и награду по мeрe твоего терпeния и подвига. Блажени есте, егда возненавидят вас человeцы. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесeх (Лук. гл. 6, ст. 22). Вот тe способы, коими небесный наш Учитель и Наставник содeйствует к лучшему и жизни сея устроению!

Так из сего кто может заключить, что должны мы пренебрегать жизнь сию; что помышляя единственно о будущей жизни, куда ведет нас Евангелие, аки бы не должны мы какое либо о жизни сей имeть попечение, и желать, дабы она скорeе прешла, аки для нас не нужная, или и вредная? Нeт! таковая мысль ни с духом Евангелия, ни с намeрением Господа нашего, ни мало не сходственна. Дух Евангелия и Господне намeрение есть, дабы нас ввести на небо побeдителями, и доставить торжество, какова мир никогда не видeл и не понимал. Для таковой побeды и торжества нужен подвиг, нужна борьба, нужно ополчение со всeми оружиями Духа Божия.

Ты в жизни сей страшишься вражеских нападений и различнаго рода несчастий. Но они-то и суть тe средства, коими Евангелие соблаговолило доставить тебe побeду и торжество, и увeнчать славою. Отъими все сие: чeм же ты можешь изъявить свою в Бога чистую вeру; чeм непоколебимую на Него надежду; чeм сыновнюю к Нему любовь, чeм мудрость из Евангелия почерпаемую; чeм мужество свойственное воинам Царствия Божия; чeм презрeние твое к здeшнему блистательному тлeнию и к часовой славe; чeм воспарение твое к славe безсмертной и к благам нетлeнным; чeм величие и благородство духа, достойное, не извергов мира сего, но чад Божиих? Чeм? развe мужественным всeх здeшних трудностей и несчастий преодолeнием, или по крайней мeрe претерпeнием?

Признайте, что перст Божий сие. Признайте, что все устроил Господь для нас премудро и спасительно. И сие благодатное свое устроение сокрыл и открыл нам во Евангелии.

     После сего, чего еще не достает? Может быть не достает примeра. Ибо обыкновенно правило, сколькоб ни ясно, сколькоб ни основательно было, не толико дeйствует, когда примeром не утверждается. Но се и примeр, какова мы ни яснeе, ни величественнeе желать не можем. Сам Господь оставил землю, и вознесся на небо. Так можем ли мы послe сего столько пристраститься к землe, что уже кромe земли, кромe жизни сея, никуда далeе желания свои простирать не должны? Господь наш изрек: хощу, да идeже Аз есмь, тамо и слуга Мой будет. Он взошел на небо (Иоан. гл. 12, ст. 26): и слуга Его ко оному да стремится: не по заповeди токмо Господа своего, но почитая превосходнeйшею честию там быть слугe, гдe Господь его.

     О Христе Иисусе! мы совсeм тeм крeпко к землe пригвождены своими страстьми и похотьми: прерви силою Своею сию нашу несчастную связь. Да исполнится на нас Твое благодатное изречение: Егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себe (Иоан. гл. 12, ст. 32). Аминь.

       Говорено в Москвe, в Вознесенском монастырe, 1797 года Маия 14 дня.

 



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.