Слыши Израиль Божий! слыши церковь Христова! слыши всякая вeрная душа. Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй (Матф. гл. 21, ст. 5).
Но есть ли нужда возвeщать о пришествии сего Царя? Вeрнаго душа всегда с Господем и в Господe; и Он всегда с нею и в ней. Любовь ея к Нему; а паче любовь Его к ней, столь тeсно их соединяют, что они всегда друг от друга не разлучны. Кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. гл. 8, ст. 35) вопиет одна таковою любовию пылающая душа: ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христe Иисусe Господe нашем (Рим. гл. 8, ст. 38). Таковая душа, ни на одну минуту не могущая разлучитися от любимаго ею Бога, имeет ли нужду, чтоб ее предупреждать, и к принятию приготовлять?
Но всякаго ли душа такова, какова была Павлова? Он был, (не знаю чему его уподобить;) он был нeчто болeе, нежели человeк: по тeлу человeк: по мудрости Ангел: по горящей к Богу любви Серафим: по любви же Божией к нему, довeреннeйшая в сокровенных его тайнах особа. Не имeл он нужды, дабы кто, что грядет Царь к нему, его предувeдомлял, и к принятию приуготовлял. Но мы как дерзнем сравниться с ним? мы болeе похожи на тeх Евангельских дeв, коим уже объявлено было о шествии к ним жениха, и чтоб выходили на срeтение ему: но они совсeм тeм воздремашася вся и спаху (Матф. гл. 25, ст. 5); и пробудилися уже тогда, когда и жених взошел в чертог, и двери чертога затворены были. На сих-то неосторожных и нерадивых дeв болeе похожи мы.
Почему и весьма нужно, чтоб нам о шествии Царя наперед заблаговременно возвeщено было, и к принятию его были бы мы приготовлены. А без того мы будем дремать и спать и никогда не пробудимся.
Так по сему-то Слово Божие во уши наши, яко трубою, трубит непрестанно: слыши дщи Сионя! слыши! се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй! В сих словах содержится не одно просто возвeщение о шествии к нам Царя; но вмeстe заключается и все то, что нас может возбудить к принятию сего вожделeннаго Гостя.
Возвeщается, что грядет Царь. Вам извeстно, какое великое чинится приуготовление к срeтению и принятию Царя. Ктоб был столько нерадив, чтоб на сие время не отложил всякия и нужныя свои дeла? Кто столь мало осторожен, чтоб не озаботил себя, изобрeтая все то, что почитает быть Царю угодным? Да и ктож нeкоторым не будет объят страхом, воображая славу пришествия Царева, блистающия оружия, предшествующее и послeдующее воинство, развeваемыя знамены, возглашающия трубы, гремящие кимвалы, и прочее все, чeм вшествие Царево препровождается. Сие-то подобие взяв Слово Божие, заблагоразсудило возбудить нас к срeтению и принятию Царя небеснаго; возглашая громогласно: се грядет Царь!
Но понеже сему Царю свойственно, препровождаему быть вездe миром и тишиною: то и предостерег нас глас Божий, чтоб мы Его шествия не страшилися. Не бойся, дщи Сионя! не бойся. А как совсeм тeм сие одно слово, не бойся, нас успокоить бы не сильно было. Ибо как не бояться, когда грядет Царь неба и земли; а я земля и пепел: грядет Судия; а я виновный: грядет Законоположник; а я закона Его преступник: грядет Чистeйший солнца, и Святeйший всeх святых; а я гнусный сосуд нечистоты. Как не бояться того, коему Ангелы и Архангелы предстоят со страхом и трепетом? И так благоволила благость Божия почтить нас нeжнeйшим наименованием, не просто сказав: не бойся; но приложив: не бойся дщи Сионя! О сладчайшее любви Божия излияние!
Не бойся ты, де, не раба; а дщерь Моя. Ты не презрeнная тварь: но Моим к тебe снисхождением почтенная паче неба и земли. Ты не виновная: ты Мною оправданна: Я твою вину на Себя приял, и оную на Крестe пригвоздил: ты теперь дщерь Моя. Ты не отвратительна пред очами Моими: ты Мнe любезна, ибо предстоишь, яко Царица, Мною в ризы златыя одeяна и преиспещренна. Ангелы боятся: но Я тебя вознес выше их достоинства: Я тебя посадил с Собою на престолe. Кому когда рече Бог от Ангел: Сын мой еси ты (Евр. гл. 1, ст. 5). Но тебя Пророк Мой увeряет, да и Я тоже утверждаю: ты дщерь Моя: не бойся дщи Сионя. Вспомни тот благословенный час, как я тебя родил, не от крове, не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, и дал тебe власть чадом моим быть (Иоан. гл. 1, ст. 13). Чрез таковое рождение, ты Мнe присвоена и усыновлена: нeси раб, но сын; аще же сын, то и наслeдник мой, вся моя, твоя суть. Так не бойся, не бойся дщи Сионя.
Но когда она по сему стала дщерь Божия, то почемуж называется дщерь Сионя? Сион есть церковь. Заключает в себe всeх избранных, оправданных и возлюбленных Богом, кои были от Адама, и кои будут до скончания вeка. Даже до него же принадлежит и самая церковь торжествующая на небеси. Ибо между церковию на земли, и церковию небесною есть союз ближайший. Почему, когда Пророк духом Святым дщерь Божию называет дщерию Сионею, тeм хотeл он изъявить превосходство безмeрныя любви, коею он объемлет вeрную и непорочную душу. Всю церковь и земную, и небесную конечно Бог любит, таковою любовию, каковая свойственна только безконечной благости. Почему когда Бог дщерь Свою называет дщерию Сионею; тeм показывает, что Его к ней одной любовь столь есть велика, сколь велика она ко всей церкви и земной и небесной. И положив, что любовь Его ко всей церкви разпростирается на безчисленные милионы милионов любезных Ему предметов: то таже самая любовь во всей силe и напряжении есть и к единой каждаго вeрной и святой душe. И по тому Он, дабы доказать, сколько Он любит дщерь Свою, называет ее дщерию Сионею.
Но притом есть и другая не меньше важная причина. Сион означает церковь. Благоволил Бог с церковию Своею вступить в завeт или договор. Ибо порядок премудрости Божия требовал, дабы сей завeт заключить со всею церковию; а не особо с каждым ея членом. Понеже когда заключается завeт с цeлым обществом, тут включается и каждый общества того член. Завeт сей с церковию заключенный и кровию Христовою подписанный и запечатленный, по существу своему состоял в сем, как Пророк и Апостол объявляет: и буду вам во Отца, и вы будете Мнe в сыны, и дщери (2 Кор. гл. 6, ст. 18), глаголет Господь Вседержитель. Почему, когда Бог дщерь Свою называет дщерию Сионею, тeм каждаго вeрнаго душу увeряет, что она в сей завeт вмeщена, и чeм Он в сем завeтe обязался всей церкви, тeм обязался и ей. И как Он клялся самим Собою, чтоб завeт сей никогда не нарушить, то тeм самим клянется и ей, что благоволение и любовь Его к ней пребудут вeчны. И для сих-то причин Бог чрез Пророка Своего, дщерь Свою называет дщерию Сионею. Все сие выслушав вы, можете уразумeть, что таковой дщери Сиони, уже не для чего было бояться, ожидая к себe пришествия Царя: не бойся дщи Сионя.
Но как бы ко одобрению ея всего сего было не довольно, Бог еще чрез Пророка Своего прилагает: Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй. Кроток и спасаяй. Сие с одной стороны вeрнаго душу ободряет: ибо чего бояться, когда грядет Царь кроткий и несет с Собою спасение? Но с другой стороны оно же есть нeкоторое для вeрной души предостережение. Сия столь Богом увеличенная душа, сия дщерь Божия, сия дщерь Сионя, слыша таковыя свои преимущества и величия, нeкоторая опасность настояла, чтоб не возгордилась и чрез то бы все не потеряла. Почему ей и напоминается, что Царь кроток: то есть, что все сие получила она не по своим каким нибудь заслугам, коих не было никаких, но по единой Его милости; как точно утверждает Апостол: егда явися благодать и человeколюбие Спаса нашего Бога, не от дeл праведных, их же сотворихом мы; но по своей его милости, спасе нас банею пакибытия (Тит. гл. 3, ст. 4, 5). И по тому-то сказано, Царь кроток; да и приложено и спасаяй. Ибо когда кто спасается, видно, что он погибал: но другаго милосердою рукою изъят от явныя погибели. Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй.
Теперь видим мы, что не для чего бояться дщери Сиони, каждаго вeрнаго Христианина душe, и с радостию выходить на срeтение и принятие своего Царя. Се, скажу и я, в слeдующие спасительные дни, се грядет Он явиться на крестe: се грядет Он воскреснуть во славe: не бойся дщи Сионя! Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй.
Но вeдая наши немощи, вeдая колико любовь наша к Нему подавляется любовию мира, не могу вас отселe отпустить, развe в предосторожность сказав вам сие Пророческое наставление: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Аминь.
Говорено в Чудовe 1797 года Марта 29 дня.
25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра