Слово в недeлю пятую Великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА

Прозьба, каковую два Апостола предложили Христу, как в нынeшнем Евангелии слышали мы, не только им не свойственна, но и не обыкновенна и странна. Просили они, чтоб им сeсти на Престолах одесную и ошуюю Его, то есть, первыми быть властелинами, когда он станет Царем.

Таковую прозьбу предложили они, взяв случай от сих Господних слов: се восходим во Иерусалим (Матф. гл. 20, ст. 18). По сим одним словам можно бы извинить их. Они могли подумать, что как Иерусалим был град столичный, и гдe блистала слава царской власти, могли подумать, что Иисус Христос положив итти во Иерусалим, хощет там воцариться. Но уже не льзя их извинить по Христовым слeдующим объяснениям. Ибо послe Он тотчас прилагает: и Сын человeческий предан будет Архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его и убиют Его (Ст. 19). При таковом точном объяснении можно ли было и подумать о каких либо престолах, о каких либо честях и величаниях мирских? Так-то человeк чувствует и разсуждает, когда не просвeщен он свыше; а только вeрит собственному своему разсудку и слeдует прелестям чувств.

     Что сами поминаемые нами Апостолы, послe были совсeм других о сем мыслей, в послeдовании слóва показать мы не оставим. А теперь желаю я объяснить, в какой силe по духу Евангелия прозьба их была основательна, и что они то, чего просили, получили; да и всe избранные Божии получить имeют.

     На прозьбу Апостолов сказано им: не вeсте, чесо просите (Ст. 22). Подлинно они сами тогда прозьбы своей не понимали: или и понимали, но в превратном смыслe. Но как послe они же о царствe Христовом, Духом Святым научены: то уже хотя на словах таковой прозьбы не предлагали, но самым дeлом усильно того желали и искали. И сие желание и искание не только уже не было для них предосудительно, но и похвально, и славно. Ибо они были из числа тeх нудников, имиже царствие Божие нудится, и нудницы восхищают е (Матф. гл. 11, ст. 12): то есть, усилием своим возмут царство небесное, и яко храбрые побeдители по праву завоевания оное присвоят себe.

     Подлинно Царство Христово нeсть от мира сего (Иоан. гл. 18, ст. 36), по Его собственному признанию. Однако как вeра велит нам признавать Его Царем неба и земли; то можем утвердить, что царство Его есть от мира сего: слeдовательно и избранные Его сидят в царствии Его на престолах и здeсь на земли; но совсeм не в том разумe, как предлагавшие помянутую прозьбу понимали, или какое мы о царствах земных имeем понятие.

Царство Христово нeсть от мира сего: слeдовательно оно не есть видимое, но невидимое; не есть тeлесное, но духовное. А по тому, что в царствах земных есть вещественно и тeлесно, все то в царствe Христовом есть мысленно и духовно. В царствe Христовом суть престолы, суть власти, суть награды и наказания, суть воинства, суть оружия, суть брани и сражения, суть побeды, суть добычи и завоевания, суть торжества и увeнчавания; но все сие не есть тeлесное и вещественное, но таинственное и духовное Царство Христово и на земли, положено на том основании; как управляется Им царство на небеси: и по тому царство Христово на земли по существу своему есть одно с царством Христовым вeчным небесным.

О сем Царствe Христовом во многих мeстах Слово Божие упоминает, и величественно его описует. Жезл или скипетр, силы послет ти Господь от Сиона и господствуй посредe врагов твоих (Псал. 109, ст. 2). Престол Твой Боже в вeк вeка: жезл правости, жезл царствия Твоего. Сего ради помаза тя Боже Бог твой елеем радости, паче причастник твоих (Псал. 44, ст. 7, 8). Да и при самом Сына Божия рождении, Ангел Дeвe предрек: и даст ему Господь Бог Престол Давида отца его: и воцарится в дому Иакова во вeки, и царствию его не будет конца (Лук. гл. 1, ст. 32, 33).

Сей Царь царства духовнаго избранным Своим не только обeщал престолы, но можем сказать, что и здeсь уже посадил на них. Ибо не есть ли посадить их на престолах, когда столь великой удостоил их довeренности, говоря: вы друзи Мои есте: яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам (Иоан. гл. 15, ст. 14, 15). Но что сие? Он отходя на подвиг смертный, точно и в завeщании Своем объявил их царями: и Аз, говорит, завeщаваю вам, якоже завeща мнe Отец мой, Царство (Лук. гл. 22, ст. 29).

Ежелиб Апостолы, коих прозьбу мы нынe предосудили, просили сего царства, сих престолов; не получили бы онаго неприятнаго отвeта: не вeсте, чесо просите, но было бы им сказано: Вы друзи мои есте: аз завeщаваю вам, яко мнe завeща Отец мой, Царство. Но послe они же удостоившись всeх даров Духа Святаго, и чрез них выразумeв тайны царства Христова; уже, хотя словами не просили сего царства и сих престолов; но самым дeлом всеусердно того желали, всеусильно того искали, изливали всю кровь, жертвовали всею жизнию, чтоб только достигнуть сих престолов и сея великия Духовнаго Царства власти.

     Но получили ли? Вот сие-то объяснить мы и стремимся. Не должно сие относить только к оному блаженному их царствованию, коим нынe на небеси наслаждаются. Нeт! Надобно, чтоб обeщание Христово было не ложно, и по силe сего обeщания Апостолы, а в лицe их и всe избранные Божии, получили и здeсь на земли всю власть Царскаго Духа Христова, и дeйствовали всею силою, какая свойственна духовному Его царствию.

Мы сие можем усмотрeть, сдeлав нeкоторое подобие с царствами мира сего. Имeли ли Апостолы подчиненных? На сие слыши, что говорит Павел: помышления низлагаем, и всяко возношение подъемлющееся на разум Божий: плeняюще всяк разум в послушание Христово (2 Кор. гл. 10, ст. 4, 5). Се видим плeнников! но каких? коих не тeлà, но дýши плeнены; да таким образом плeнены, что сие превосходит все мужество, и всю мудрость человeческую. Ибо разум плeнить в послушание Христово: то есть, привести, чтоб человeк то почитал истиною, что и просвeщеннeйшему уму не вмeстительно; а напротив то бы почитал ложью и суетою, что ему кажется основательнeйшею истиною; таким образом кого либо плeнить, не есть порядка естественнаго; но чрез естественнаго дeла; силы не человeческия, но силы Божия. И по тому уже свободно таковым плeнникам, таковые побeдители могли говорить: вы нeсте свои: куплени бо есте цeною (1 Кор. гл. 6, ст. 20). И так Апостолы имeли своих по духу подданных, числом яко звeзды небесныя, и яко песок при краи моря, собрав их от Востока и Запада, и Сeвера и Юга.

     Но имeли ли они власть их наказывать? Да что же иное значит сие им от Христа сказанное слово? Елика аще свяжете на земли, связана будут на небеси (Матф. гл. 18, ст. 18). Таковая довeренность дает им власть не над землею токмо, но и над самим небом; и что они властию сею дeйствовали, послушай Павла, которой, яко сидя на престолe небесном, таковый издает страшный приговор на единаго отличнаго грeшника: О имяни Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати таковаго сатанe во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. гл. 5, ст. 4, 5): а притом опредeляет и обще о всeх таковых грeшниках: аще нeкий брат именуемь будет блудник, или лихоимец, или Идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти (Ст. 11). И сия наказательная Апостолов власть колико была страшна, доказали то Анания и Сапфира, которые во мгновение пали мертвы, не мечем, не смертоносным каким орудием, но единым глаголом Петровым.

     Но имeли ли Апостолы власть и награждать? Да что значат сии прежним послeдующия слова: Елика аще разрeшите на земли, будут разрeшена на небеси (Матф. гл. 18, ст. 18)? По силe сего имeли они полную власть жаловать небом, и всeм тeм, что в небe есть неизглаголанное. Павлова едина благодатная утроба породила чад безконечное число; и всeм им сей великий вeрующих отец дал власть именоваться чадами Божиими (Иоан. гл. 1, ст. 12), и право наслeдия на всe богатства Отца Небеснаго. И по тому их таким образом и жалуя, и радуясь, и привeтствуя их, говорит: Вся ваша суть: аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая: вся ваша суть: вы же Христовы: Христос же Божий (1 Кор. гл. 3, ст. 22, 23). Может ли быти большая сея власть? И может ли кто большаго чего к получению желать?

Но имeли ли они воинства? Как воинства не имeть, когда имeли брани, когда имeли оружия? Да и воинства их сила должна безконечно превосходить все то, что почитается быть сильным и мужественным. Ибо брань их была не противу плоти и крови (Ефес. гл. 6, ст. 12); не против сих слабым и немощным тeлом прикрытых смертных; но к началом и ко властем и к миродержителям тьмы вeка сего; к духовом злобы поднебесным. Надобно быть весьма отмeнным оружиям, чтоб сию столь страшную брань выдержать и одолeть. Конечно их оружия были отмeнны. Вот как их описывает военачальник сего полка духовнаго: оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердей (2 Кор. гл. 10, ст. 4).

     Но какия имянно сии столь сильныя оружия, скажи нам имянно, небесный военачальниче! щит есть вeра (Ефес. гл. 6, ст. 16). О довольно сего и единаго оружия! Ибо одним сим оружием побeдили они весь мир. Сия есть, хвалятся они, побeда побeдившая мир, вeра наша (1 Иоан. гл. 5, ст. 4). Щит есть вeра. Но что далeе? Мечь глагол Божий (Ефес. гл. 6, ст. 17). Но какая меча сего сила? Послушайте. Живо слово Божие и дeйственно, и острeйше паче всякаго меча обоюду остра и проходящее даже до раздeления души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. Ужасная меча сего сила! Но желаем послушать, что далeе? Броня есть правда: шлем есть спасение: опоясание есть истина: обувь ног есть уготование благовeствования мира. Ежели таковы оружия; не для чего дивиться, что мир весь пал под ноги Христовы. Необходимо слeдует, да о едином имени сего Великаго Царя, всяко колeно поклонится, небесных и земных и преисподних (Филип. гл. 2, ст. 10).

     Но послe таковых славных побeд носили ли они на главах своих вeнцы? Носили: однако совсeм инаго роду. Любовь и усердие и вседушевную преданность к себe вeрующих, почитали они своими вeнцами. Вот как о том сам Павел объясняется: Кто нам упование или радость, или вeнец похваления, не и вы ли, пред Господем нашим Иисус Христом в пришествии Его: выбо есте слава наша и радость (1 Сол. гл. 2, ст. 19, 20).

Но собирали ли они с своих подчиненных дани? На сие вот как вызывается Павел: кто пасет стадо, и от млека стада не яст? Или кто насаждает виноград и от плода его не яст?(1 Кор. гл. 9, ст. 7). Но не сотворихом по области сей; да не преткновение кое дамы благовeствованию Христову (Ст. 12). Однако не ища таких даней, яко для них зeло низких и ненужных; требовали гораздо и несравненно больших: а каких? Не ищем, говорит Апостол Христов, не ищем ваших, но вас (2 Кор. гл. 12, ст. 14).

     Но уже утрудил я вас таковым высоких Христианских истин разсуждением: да и сам признаю себя ослабeвающим, испытывая высоту ли или глубину таковых таинств царства Христова. Но и не моглиб мы никогда кончить, входя во все пространство сего безмeрнаго премудрости Окиана. А за довольное почитаю, ежели сколько нибудь объяснили мы, что Апостолы, прежде просив неблагоразсудительно, сeсти на престолах; но послe ониже, когда просвeтилися духом Божиим, вознеслись безконечно выше тeх престолов, о каких прежде чувственно мечтали. А только ко утeшению нашему заключу тeм, что и нам всeм тоже, что даровано Апостолам, обeщает милостивый Царь церкве Своея. Не о сих, то есть, Апостолах, молю токмо, вопиет Он к Отцу своему; но и о вeрующих словесе их ради в Мя (Иоан. гл. 17, ст. 20). Аминь.

       Не говорено по обстоятельствам, 1797 года.

 



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.