Слово в недeлю третию Великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ТРЕТИЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА

Воспоминаемый торжественно в сей день Святый Крест сам собою есть достопочтен; поелику есть славное и для нас спасительное знамение страдания Христова. Но еще с большим усердием должны мы его принять и облобызать, что он есть знамение терпeния нашего: да не только знамение; но и самое лучшее средство, которое нас в терпeнии подкрeпляет. Стыдно ли уже будет кому нибудь терпeть, когда сам Глава наша, Богочеловeк, терпит и страждет? И для того Павел Тимофею совeтуя пишет: не постыдися страстию Господа нашего Иисуса Христа, ни мною, юзником Его (2 Тим. гл. 1, ст. 8). Когда Павел во узах, когда Сын Божий на крестe; постыдно ли будет нам пред ними червям, гораздо меньшее что нибудь терпeть; а особливо, когда еще терпим за правду и за Бога. Не только не стыдиться, но еще надлежит сие почитать величайшею славою своею, и свободно взывать со узником Павлом: мнe да не будет хвалитися токмо о крестe Господа нашего Иисуса Христа (Гал. гл. 6, ст. 14).

Вeдаю, что по слабости плоти, никто терпeть не желал бы; а паче быть всегда в прохладe и удовольствии, может быть желал бы и я, чтоб всегда мы были в спокойном состоянии. Но что дeлать, когда в мирe сем, который по слову Божию, весь во злe лежит (1 Иоан. гл. 5, ст. 19), сего миновать никак не можно? И я сколько нибудь изъяснить мог, для чего Бог устроил, чтоб мы подвиг жизни проходили в терпeнии, и сколь сие для нас есть полезно и нужно; но таковое разсуждение требует особаго времени. А теперь только то говорю и утверждаю, что проходящему жизнь сию, необходимо потребно терпeние, а особливо благочестивому и Праведному человeку. Вси бо, по Апостольскому предвeщанию, хотящии благочестно жити о Христe, гонимы будут (2 Тим. гл. 3, ст. 12).

Когда же долг судеб Божиих возлагает на нас необходимость терпeния, то мы, ежели благоразумны, должны не о том помышлять, как бы нам избыть терпeния; ибо сие не возможно: но как бы нам терпeть с великодушием, пользою и со славою своею. Ежели сего не предположить: то прямо будем мы несчастливы. Будем терпeть, хотя и не хочем; и будем мучиться, страдать; но вотще, без всякой пользы, да еще и со вредом, и погибелию и временною и вeчною.

     Но как же нам терпeть с пользою и со славою своею, спросит кто? Таковый вопрос достоин благоразумнаго Христианина, и заслуживает, чтоб мы не щадя труда взошли в объяснение его.

По разным причинам, от коих случается терпeть нам, должны мы разполагать и терпeние свое. Терпим ли мы за свои непорядки и грeхи? Всяк видит, что в сем случаe мы сами виновны. И сожалeть должно, ежели Христианин по таковой причинe сам на себя наводит терпeние, и заслуживает наказание. Кая похвала, пишет Апостол Петр, аще согрeшающе мучими терпите? И по тому увeщавает, чтоб Христиане от таковаго поношения всемeрно остерегали себя. Да не кто, говорит, из вас постраждет, яко убийца, или яко тать, или яко злодeй, или яко грабитель (1 Петр. гл. 4, ст. 15).

     Сколь таковое терпeние и страдание для Христианина ни есть постыдно: однако можно его обратить не только в свою пользу, но и в славу свою. Как и каким образом? Надлежит увeрить и мысль и сердце свое, что таковое за грeхи наказание хотя от человeк бывает, только для того, дабы разтерзать тeло твое и измучить дух твой, но не с тeм намeрением Бог сему быть допускает. Он наказуя нас, благодeтельствует нам: Он нас наказуя, врачует нас. Его намeрение всегда есть человeколюбиво и свято. Он чрез таковое наказание приводит тебя в чувствие и раскаяние. Он желает тебя исправить, и из грeшника сдeлать Правeдником. Он иногда предает плоть во измождение; да дух твой спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. гл. 5, ст. 5).

Сим увeрением ежели укрeпишь мысль и сердце твое, и почувствуешь в себe истинное покаяние: ты по самому случаю грeхов твоих, достигнешь того, чего достигали Праведники своими многими трудами и подвигами; а имянно, оправдания и спасения. Примeр тому ясный на крестe со Христом висящаго разбойника. Повeшен яко злодeй на крестe; а сходит с него Праведником. Крест, мучительное за вины свои орудие, премeнил он в лeствицу Иаковлю, возведшую его на небо. Ежелиб он не наказан был, может быть в своих злодeяниях окончал бы жизнь свою. Избeг бы наказания временнаго, но подверг бы себя вeчному. Но се наказание самое с помощию Благодати обратил он не только в пользу свою, но и в вeчную свою славу; и учинился для всeх грeшников примeром надежды и утeшения.

     Взирайте на сей примeр всe грeшники, за грeхи свои страждущие. Взирайте, и умудряйтеся Богом, чтоб вам умeть самое свое временное несчастие обратить в счастие вeчное. А с таковою вeрою вы и самое свое страдание облегчить можете. Ибо обыкновенно то страдание бывает сносно, когда кто надeется за страдание непремeнно получить великия и славныя выгоды. Сие видим на Мучениках, коих страдания читая удивляемся, с каким великодушием они их сносили: ибо вeдали, сколь великия ожидали их на небеси за то воздаяния. Да видим же всегда тоже и на воинах, которые в самыя челюсти смерти стремятся небоязненно, надeясь какую либо невеликую здeсь не земли за то получить честь или награду.

Но прейдем мы уже к другому роду терпeния. Не всегда случается нам терпeть за свои грeхи: а не рeдко, по других на нас злобe, по зависти, по клеветe, и по иным различным с стороны нас гонящим обстоятельствам без вины нашей. Когда говорю я, без вины нашей; разумeю, что мы ни в чем не виновны пред своими гонителями, но с трудностию могу согласиться, чтоб мы тогдаж в чем либо не виновны были пред всевидящим Богом. Когда Он попускает человeку гнать нас; (ибо без Его попущающей воли что быть может?) В таком случаe попускает Он нам терпeть, не за тe вины, кои нам гонитель человeк неправедно присвояет, но за тe наши другия вины, кои Ему, яко Сердцевeдцу, извeстны. А чрез сие изъявляет Он, и милость Свою и правду Свою. Милость к нам гонимым; а правду к гонителям нашим. Милость к нам; ибо чрез то нас исправляет и чистит: а к гонителям правду. Ибо во гнeвe своем дeлает их таковаго наказания ненавистными орудиями. Свойственно всегда Богу, что ежели Он хощет кому чрез кого либо благотворить, то сие Свое хотeние исполняет чрез добродeтельных людей: а ежели попущает нам от других неповинно гонимым быть, то на сие опредeляет злых людей, яко удобных к сему ненавистному служению. А чрез то сии злыя орудия в злобe ожесточаются и наконец погибают: а гонимые ими исправляются, и славнeйшими творятся. Таковое гонимых терпeние сим самым разсуждением должно облегчаемо быть.

Видя гонение от человeка, но не находя, чтоб ты в чем либо пред ним виновен был, отврати очи от него, и предоставь его Судящему праведно: а вмeсто того, все внимание свое обрати на внутренность души твоея, и лице совeсти своея прямо поставь противу лица Божия. Разсматривай всe свои слабости, страсти, погрeшения; и разсматривая с духом сокрушенным и смиренным, конечно найдешь, за что благодeтельный Бог милостиво попустил врагу твоему вооружиться противу тебя. Милостиво, говорю, попустил. Ибо сие не есть знак гнeва Его; но отеческаго о тебe попечения, что Он любя тебя, и от сокровенных твоих неправостей хочет тебя очистить. Не дерзай почитать таковой поступок Божий строгим. Все то не должно почитаться строгостию, что человeка дeлает лучшим. Ты сам признаешь себя в лучшем состоянии, нежели гонитель твой. Ибо, сколько бы ты на него ни злился; но никогда не захочешь быть таковым, каков он.

     Ты желаешь ему мщения и наказания за неповинное тебя гонение. Ты в сем случаe не погрeшил бы противу правды: но оскорбишь Бога: ибо право мщения, которое Ему единому принадлежит, ты себe присвояешь. А притом учинишь Ему помeшательство в благодатной Его работe. Он чрез терпeние хощет душу твою очистить и в добрe утвердить: а дух мщения, коим ты сердце свое и душу возжег, все сие разрушить может. На что желать искать мщения врагу твоему? Бог уже упредительно гласит: Мнe отмщение: аз воздам. Сим гласом Всемогущаго мужайся, и крeпися, и уповай на Бога.

     Но чтоб терпящие за грeхи свои, или явные, или сокровенные, болeе в терпeнии утвердилися, или бы в нетерпeливости своей постыдилися; так изведем мы на среду и таковых страдальцев, кои терпят и страждут неповинно, без всякаго своего грeха. Да что я говорю? без грeха: страждут за самую правду свою. О них говорит Евангелие: Блажени изгнани правды ради (Матф. гл. 5, ст. 10). О них говорит пострадавший за правду Апостол: умерщвляемы есмы весь день: вмeнихомся, яко овцы заколения (Рим. гл. 8, ст. 36). А за что? Яко уповахом на Бога жива (1 Тим. гл. 4, ст. 10).

Ежели кому слeдовало с нетерпeливостию и с малодушием и с роптанием страдания сносить: то кажется наиболeе слeдовало сим поражаться гонимым и страждущим за правду. Почто страждут? Ни по какой винe. За что страждут? За то, за что предостойны всея славы, и всeх вeнцев. Они были чрез свои страдания позор миру и Ангелом и человeком. Да и своим терпeнием были они восхитительный позор миру и Ангелом и человeком.

Но сколько они своим терпeнием небо и землю удивили: столько могут в стыд привести тeх, кои и за грeхи свои терпят с малодушием. Но их, скажет кто, самая правда ободряла. Конечно так: но и ты, когда страждешь за грeхи с терпeнием и исправлением, можешь сказать, что и ты страждешь за правду. Они страдали за правду, Богом засвидeтельствованную и Евангелием проповeданную. А ты страдая, со исправлением своим, страждешь за правду Богом тебe приносимую, и тобою чаемую. Им предлежали вeнцы: и тебe тeже сплетаются. Они дерзали, уповая на правость совeсти. И ты дерзай: ибо к тому же ведет тебя судьба благотворная.

Но дабы рeшить нам и удивление, что страдавшие за правду столь были мужественны; и нам самих себя укрeпить в терпeнии: надобно знать, что и им в том помогал, оный великий и первый истинны Божия свидeтель, посланник Божий, вознесенный на крест, пострадавший и умерший за грeхи всего мира. Он их укрeплял. Тот же и нам спомоществовать и может и хощет и готов есть. Гдe крест; а на крестe священнeйшая Особа Богочеловeка; там да умолчит всяка плоть человeча; и да не дерзает какия либо страдания свои за что нибудь почитать, и жаловаться на них. Да терпит со благоговeнием раб, когда толикая пострадать соблаговолил Господь всeх. Аминь.

Говорено в Чудовe 1797 года Марта 8 дня.

 



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.