Слово на первую недeлю Великаго поста

СЛОВО

НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА

Должен бы я теперь возвeстить вам, что наступило спасительное время святаго воздержания. Но естьли нужда возвeщать? Ибо кому из вас сие не извeстно? Оно стало дeлом обыкновенным. Каждый год во свое время пост наступает: так, как одно по другом наступает весна, лeто, осень и зима. И как сие стало дeлом обыкновенным: то уже мы с малым вниманием на то взираем. Желалиб может быть, чтоб сие для чувств скучное время никогда к нам не приходило: но мы по крайней мeрe сие так срeтаем и препровождаем, как бы оно мало до нас принадлежало; почитая за равно, было бы оно, или нeт.

     И сие несчастливое наше разположение доказывается самым дeлом. Ибо чeм отличаем мы сие святое время от прочих времен? Развратный становится ли лучше? Пияница покидает ли свою страсть? Блудодeй разрывает ли навсегда грeховный союз? Враждебный оставляет ли злобу и примиряется ли с братом своим? Сребролюбец свергает ли с себя сии оковы, и рeшится ли сказать с Закхеем: Господи! се полуимeния моего дам нищым, и аще кого обидeл, возвращу четверицею (Лук. гл. 19, ст. 8). Славолюбец отлагает ли гордость, и приближает ли себя путем смирения к ношению ига Христова? Словом: естьли в сие время поста хотя малая в нас к лучшему перемeна? а намeрение сего Святаго учреждения конечно есть то, чтоб мы содeянные нами в течении года грeхи в сие спасительное время покаянием очистили, и рeшились бы твердо, впредь непорочнeе жизнь препровождать: да так бы решились, чтоб будущую четыредесятницу срeтить нам с меньшим грeхов бременем; и таким образом хотя помалу и постепенно подымаясь на высоту, наконец при отшествии из жизни сея в будущую, благодатию Божиею достигли бы в мужа совершенна, в мeру возраста Христова (Ефес. гл. 4, ст. 13). О коликоб мы увеселили Бога, хотящаго всeм спастися, коликоб утeшили церковь, коликоб явили благоразумия в устроении истиннаго блаженства своего, ежелиб сему Святому учреждению ревностно соотвeтствовали!

     Ежели же не поступать по намeрению сему, или оное и пренебрегать: то какая польза, какая нужда сие особое в году время назначать, и учреждать в церкви особыя чтения, особыя поучения, особыя пeния, особые умилительные обряды? Не вотще ли все сие будет? И не надлежит ли страшиться, чтоб Евангелие не отяготило нас оным своим приговором: приближаются мнe людие сии, иже устнами чтут Мя; сердце же далече их отстоит от Мене (Матф. гл. 15, ст. 8).

     Но не дай Бог, чтоб сие Святое церкви учреждение почесть нам тщетным; или бы оно каким бы то ни было образом, дeйствовать перестало! Оно есть и полезно и нужно. Объяснить сие вам я долгом своим почитаю, дабы поста время не лишилось столь свойственнаго ему для нас наставления. Учреждение поста вопервых есть полезно. Мы раздeлим Христиан на три статьи: на Христиан добрых, на Христиан грeшных, но кающихся, на Христиан развратных, и о покаянии мало помышляющих. Христианами добрыми имяную тeх, кои живут благочестиво и добродeтельно. Конечно и они не без грeха: но в тяжкие и смертные грeхи впадать при помощи Божией всемeрно себя остерегают; и каким малым по общей человeческой слабости подвергаются грeхам, оные без всякаго отлагательства очищают покаянием: а чрез то не допускают, чтоб бремя грeхов их отягощало. Для таковых святых Христиан время поста есть ли полезно? Они, кажется, и без того всегда пост наблюдают; ибо всегда хранят от страстей воздержание. Весьма полезно; да и не меньше, как для великих грeшников; ибо по тому-то они суть добрыми и святыми Христианами, что во всю жизнь свою хранят воздержание; но сей свой богоугодный подвиг еще болeе и ревностнeе умножают в сие спасительное поста время. И как сказали мы, что и они неизключены из общих слабостей человeческих: то тeм болeе напрягают силы свои, чтоб и остатки истребить грeховные, и пить вино благодати от всяких дрождей очищенное. Видят, что риза спасения, в кою их облекла благодать, есть драгоцeнна, блистательна, царская: то не терпят, чтоб она и малeйшими дурными пятнами была обезображена: да представят собою, по Апостолу, церковь не имущу скверны или порока или нeчто от таковых: но да будет вся свята и непорочна (Ефес. гл. 5, ст. 27).

Таковых Христиан устрашит ли наступающее постное время? О как оно для них вожделeнно и приятно! Отверзите, вопиют они в радости, отверзите мнe врата правды (Псал. 117, ст. 19). Вшед в них исповeмся Господеви. Возвеселихся о рекших мнe; в дом Господень пойдем (Псал. 121, ст. 1). Но почему сии врата им толико приятны? По тому, что сия врата Господня; Праведнии внидут в ня (Псал. 117, ст. 20). Суть врата, в которыя еще надобно много толкать, и с плачем при них стоя вопить: Господи, Господи! отверзи нам: но толкущим отвeтствуется: не вeм вас (Матф. гл. 25, ст. 11): отъидите от Мене вси дeлающии беззаконие (Матф. гл. 7, ст. 23). А Праведных вeсть Господь, яко сущих своих (Псал. 1, ст. 6); и врата уже для них отверсты. И по тому они с веселием входят в них.

     Да и как не радоваться и не веселиться? Обыкновенно туда радостно мы шествуем, гдe надeемся найти не трудность, но удобность; не трату, но прибыток; не отказ, но благоприятный прием. От таковых добрых Христиан чтобы мог потребовать пост со всею строгостию, чего бы они уже или не исполнили; или исполнить не готовы были? Потребует ли воздержания от пищи и пития? Но они в том чрез всю жизнь свою были умeренны. Да ежелиб того потребовалось, даже до умерщвления плоти; они бы почли и сие весьма малым, когда за то обeщается им наслаждение вeчных благ. Блажени алчущии, яко тии насытятся (Матф. гл. 5, ст. 6). Потребует ли пост от них чтения или слышания Слова Божия и молитв? Но они уже поучаются в законe Господни день и нощь; и вопиют непрестанно к небесам: Господи Боже спасения моего: во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: вечер, и утро, и полудне, и на всякое время воспою Тя, Господи! (Псал. 87, ст. 2; 54, 18). Потребует ли от них пост сокрушения и покаяния? Но они всегда приносят Богу жертву, дух сокрушен и смирен (Псал. 50, ст. 19). Таковое когда поста требование, а добраго Христианина когда таковое разположение; и когда они таким образом друг с другом сближатся, тогда можно об них воспeть оный Пророческий стих: милость и истина срeтостеся: правда и мир облобызастася (Псал. 84, ст. 11). И по тому-то добрый Христианин не только наступающаго поста не страшится; но еще на встрeчу к нему исходит с радостию.

     Но притом могу сказать, что Праведник, хотяб и нужды не имeл в постe и покаянии, и тогдаб он зeло обрадовался о приближении постнаго подвига. Ибо слышать в церкви торжественно из Слова Божия поучения и наставления, как проходить подвиг постный: слышать праведнику таковыя поучения и наставления, не что иное будет как слышать ему собственныя свои похвалы и проповeдования. Колико же сие для него будет восхитительно! и не почтет ли, что он еще будучи на земли, уже возносится на небеса? И так пост для добрых Христиан не только есть полезен, но и вожделeнен и радостен, и полное торжество его.

Теперь приступим мы к другим Христианам, грeшникам, но кающимся, само собою видно, колико таковым пост есть полезен. Грeшник, тeм самым, что грeшник, имeет нужду в покаянии. Чувствует всю тягость грeховнаго бремяни, мысль безпокоит, сердце унывает, душа вся смущается, совeсть обличает и угрызает, нeсть мира в костeх моих от лица грeх моих (Псал. 37, ст. 4). Он мучится болeзнию; но еще жить желает, и в жизни не отчаявается. Он утопает; но еще не потоп; и есть надежда ко избавлению. В сии самыя нужныя и бeдственныя для него минуты слышит: что слышит? Проповeдуется пост: возвeщается покаяние. Что сие иное есть, как что пост хочет пред него предстать, яко врачь, могущий его исцeлить? Что сие иное есть, как что пост спешит изъять его от потопления? Какой бы был болeзнию страждущий, чтоб прибытию врача не обрадовался? Какой бы был утопающий, чтоб на избавителя своего не обратил все свое сердце, и душу, и очи? Так не есть ли таковому полезен пост, проповeдующий покаяние и оставление грeхов? Он его тeм охотнeе приемлет, что уже к тому и расположен; да и стeсняющее отвсюду бeдствие к нему прибeгать его понуждает.

Но не было бы нужды в постe, ежелиб грeшник кающийся, свое к покаянию разположение сам собою совершить мог. Но для сего у него сил не достает. Ибо по Апостолу, еже хотeти доброе прилeжит мнe: а еже содeяти доброе, не обрeтаю (Рим. гл. 7, ст. 18). И для того Пророк к Богу вопиет: беззаконие мое познах; но грeха моего не покрых (Псал. 31, ст. 5). Ибо пост не должно понимать, акиб он состоял в едином тeлесном неядении: но он с собою приносит силу благодати, укрeпляющую наши слабыя силы. Он есть пластырь врачующий раны наши; он есть десница Божия, боязливаго ободряющая, унылаго возставляющая, отчаяннаго подъемлющая. А по сему для грeшников, каковы мы, ежели разположены к покаянию, пост есть и полезен и спасителен.

Но чтож скажем мы о Христианах слабых и развратных и о покаянии мало помышляющих? Скажем, что и для них пост есть не только полезен, в той же силe, в какой он полезен есть для грeшников кающихся; но притом прибавим, что он для них есть и нужен. Нужен, говорю, о страшное слово! ибо я говоря, что он для таковых нужен, беру сие в ином смыслe, нежели как бы обыкновенно думали. Нужен не к тому, чтоб он их упользовать мог: ибо они покаяния не приемлют, и пользоваться им не хотят; а нужен к их осуждению. Нужен он для церкви Христовы: нужен для правосудия Божия. Нужен для церкви Христовы: ибо она грeшнику представив всe способы покаяния, и истощив всe средства к приведению его в чувствие; но когда совсeм тeм не успeвает; и видя его на погибель осуждаемаго; хотя с горестию и слезами, но уже остается оправданною пред Богом, говоря пред лицем Его: умыю в неповинных руцe мои (Псал. 72, ст. 13): к грeшнику же обращаясь говорит: Израилю! погибель твоя от тебя есть. Нужен же пост и для правосудия Божия. Ибо и Сам Бог, как бы извиняясь пред грeшником, что Он ему предложил в постe покаяние, и всe дeйствия благодати и милости Своея, но видя, что грeшник все то пренебрегает, поражает уже Его гнeвом своим. И оправдися премудрость от чад Своих (Матф. гл. 11, ст. 19): то есть, Бог остается прав пред тeми, коим Он толь многие и различные подавал пути ко спасению: но они пренебрегши все то, сами от себя погибли, и оправдися премудрость от чад Своих.

     Но да не постигнет кого либо из нас таковая страшная судьба, прибeгнем к покаянию: а проходя благочестиво подвиг поста, мы найдем в нем надежнаго руководителя, укрeпителя и утeшителя. Аминь.

Говорено в Чудовe 1797 года Февраля 22 дня.

 



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.