<Примечания к главе 18>

     1 Сии Слова С. Григория Богослова, и Письмы, вновь с Еллиногреческаго переведены Им же Преосвященнейшим Митрополитом Платоном.

2 Сие говорено в присутствии престарелаго Епископа, отца Григориева.

3 По писмени: то есть по одной писания поверхности, не входя в таинственную глубину онаго.

4 Древняго Философа Пифагора ученики, которые уважали четверичное число, по причине четырех стихий, из коих все составляется. Почему и клятва их была такова: клянуся предавшим нашей душе четверичный источник приснотекущаго естества.

5 Симон и Маркион были, в первых веках Христианства, ересеначальники. Осмеричное число почитали по причине вымышленных ими осми веков. Ибо мудрствовали, что глубина и молчание родили ум и истинну: от сих произошли слово и живот: а сии родили человека и церковь. И что при том слово и живот родили десять веков, а человек и церковь других двенатцать веков. И так всего будет тритцать.

     6 В Библии о седьмеричном Пророка Илии обращении не поминается. Почему или сия погрешность взошла отъ переписывателей; или разуметь надлежитъ о седмикратном после поминаемом облака смотрении отъ Илии отроку повеленном.

7 Сие и последующее сказано относительно к еретикам Македонянам, которые ложно утверждали, что Дух Святый не есть Бог, но тварь и создание.

8 Некоторые Духа Святаго не дерзали почитать тварию; но и Богом же Его именовать опасались. Почему Богослов и настоит на таковых, доказывая, что они в самой вещи почти согласны; но на одних буквах, и на одном сем речении, Бог, претыкаются.

     9 Терей, Царь Фракии, взяв за себя Пандиона Афинскаго Царя, дочь Прогну, и сестру ея Филомелу насиловав, язык ей отрезал. Чего она, как сестре своей объявить не могла, на тканье кровию своею написав, о том ее уведомила. Что узнав Прогна, во отмщение своей сестры, убив сына Тереева, ему на обед представила. Когда узнал отец по представленной голове сына своего, и что он по хитрости своей жены во утробе своей его скрыл, и к отмщению готовился, Прогна превратилася в ластовицу, Филомела в птицу того же имени, Терей в сову, Итис в фасана птицу. Таково есть баснословие. О чем смотри 6 книгу Овидиевых превращений.

10 Итис самый сын Тереев, представленный на стол материю своею Прогною, Терею отцу его для съедения.

11 Антимах был стихотворец, писатель излишно пространный, и по тому весьма темный.

     12 Тиверин, провинция Коппадокийская, где находится Назианз, место рождения Святаго Григория Назианзена.

13 Аваридес, по описанию стихотворцев, был слуга Аполлонов. И по тому от Аполлона получил стрелу, с которою обошел всю Грецию, давая ответы о будущем. Еще баснословят, что он когда пускал сию Аполлонову стрелу на воздух, то и сам с нею летал.

14 Святый Григорий, Епископ Нисский.

15 Смотр. писм. след.

16 Калипса, по баснословию, была Нимфа морская, царствовала на острове Огигие, которой почитался весьма веселым и приятным по естественному положению места и изобилию плодов, где Улисс, бурею выброшенный, прожил седьмь лет.

17 Смотр. писм. след.

18 Алимеон, сын Амфирая прорицателя, и Ерифилы, во отмщение отца своего, умертвил мать свою за то, что она убила супруга своего, а его отца. – После сего, странствуя, нашел Ехинадские острова.

     19 Понт есть провинция малой Азии, названная так от Царя своего Понта, знаменитая жестокостию Медеи и произведением ядовитых трав.

20 Киммериане, обитающие по правую сторону Понта, чрез 40 дней пребывают в глубоком мраке, когда солнце находится в знаке козерога; напротив чрез 40 дней не имеют ночи, когда солнце находится в знаке рака.

21 Стримон, река разделяющая Македонию от Фракии, выходит из горы Гема, и составляет седьмь озерков. Сии паки во едино соединившись, под именем тогож Стримона, втекают в залив Егейскаго моря, которой по сему и называется Стримонским заливом.

     22 Тантал, Царь Фригийский, рожденный Юпитером от Нимфы Плоте, угощая богов, и желая увериться о их божестве, сына своего Пелопса, разсекши на части, представил им на трапезе. Боги от съедения онаго удержались, и Тантала низвергнули во ад, где он мучился, по баснословию, непрестанным гладом и жаждою, стоя посреде реки, и хватая плоды висящие над его головою.

     23 Лотофаги, народы живущие в Африке близ Сирт, так названы по тому, что яко бы они питалися глиною. От Lutum, глина, и (греч.), ем.

24 Алкиной Царь весьма благосклонно и великолепно угощал Улисса, когда сей бурею был выброшен на берега Феаиской земли, ныне называемой Корцирою. –

     25 Конюшня Авгиева будто бы столько имела навозу, сколько три тысячи волов могли настоять чрез несколько лет.

     26 Платан есть некоторое древо широколиственное. Пифий Лидийский столько был богат, что Дарию подарил золотый Платан, (то есть, древо сделанное из золота на подобие Платана,) и еще виноградную ветвь золотуюж.

     27 Под именем Философствования разумеется удаление Григориево от должностей, на кои он призываем был, к чему и Василием был убеждаем. –

28 Остракин, город Египетский, лежащий между горою Казием и крепостию Ринокурдром.

     29 Веселеил, искусный строитель скинии, наученный Духом Божиим. Исход. гл. 35, ст. 30.



Оглавление

Богослужения

1 мая 2024 г. (18 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.