На день Преподобнаго Сергия

CЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕПОДОБНАГО СЕРГИЯ

Праведник сей, его же святым мощам днесь предстоим мы, блажен на небеси; блажен он и на земли. Когда проходил он родвиг жизни сея, всегда был спокоен духом и радостен сердцем. Труды его не отягощали; а только укрепляли силы телесныя и душевныя: в недостатке своем был доволен, и в смирении высок. Ни нищета его телесная, ни рубищи им носимыя, ни низкость тогдашняго его состояния не были препятствием, чтоб он не был почитаем, и уважаем не только от всех всякаго состояния, но даже и от самых державнейших России Обладателей.

Великий Князь Димитрий Иоанновичь Донской почитал его, яко некоторым Божественным прорицалищем. В важнейших делах требовал его совета, и в предприятиях своих ограждал себя его благословением. Славную оную над Мамаем победу, положившую основание ко освобождению России от варварскаго ига, и предприял он с его совета и пророческаго ободрения, и получив, приписывал оную его по Бозе молитвам.

Сын его Василий Димитриевичь последовал в том родительскому примеру. После сего Праведник сей преселился в небеса.

Кажется, что умолкшу его гласу, и бывшу ему сокрыту во гробе, моглоб забвенно быть имя его, и престать сила его действия. Но Божий суд соблаговолил над ним утвердить истину онаго пророческаго слова: прославляющия Мя прославлю (1 Цар. гл. 2, ст. 30). Все благочестивейшие Всероссийские Государи были особливым к имени его привязаны усердием, находили в нем готоваго помощника, и почитали, что они воздают долг благодарности, ежели в сем им устроенном месте оставят какой либо памятник веры своея. Всех их и доселе здесь видимы некоторыя ими Богу и Угоднику Его посвященныя приношения.

Благочестивый Государь Царь Иоанн Васильевичь содействовал устроению сея обители знаменитыя ограды, и воздвиг великий храм Успения, и сребренную Чудотворцу уготовал раку.

Отеческаго благочестия преемник Царь Феодор Иоанновичь оный Храм освятил, и в уготованной родителем раке при своем присутствии блаженное тело упокоил.

Царь Борис Феодоровичь за великия его к сему месту благодеяния Божиими чудесными судьбами тем награжден, что хотя он, по постигшему его свыше гневу, в двух местах погребаем был; но напоследок удостоился и с ближними своими в сие место преселен быть.

В наступившее после него нещастливое для России время, когда все стало быть превращенно, какия от сего места для общественнаго блага происходили помощи, о сем обстоятельнее Истории свидетельствуют: но особливаго примечания достойны два обстоятельства.

Первое, что когда все почти грады и веси от неприятелей или были пленены, или сожжены; да и самая царствующая столица тому же жребию была подвержена; одно сие место, во общем отвсюду окружающем его пожаре, осталось невредимо, хотя более года безпрестанно сильнейшим образом было осаждаемо от неприятеля. Кто здесь не признáет видимаго Божия присутствия, и сильнаго пред ним Праведникова ходатайства?

Второе, что когда по опустошении общем, земля оставалась необработанною, а от того усилился глад: и сия нужда принудила хищением и грабительством по всем путям доставать себе пропитание. Не было инаго способа от рук грабительских свободиться, как только наименовать себя послушником сея обители, или принадлежащим к ней. Произнесенное имя Сергиево связывало рýки грабителей, наглость духа их ослабевала, и путешественник таковый без всякаго вреда отпускаем был.

По прошествии оныя бури успокоенная Россия, как во время злоключений своих прибегала к его защищению, так во время мира радости свои и благодарения изъявляла в месте сем, пред лицем его, яко виновником того.

Благочестивейший Государь Царь Михаил Феодоровичь многими храм сей ознаменовал царскими знаками: что видеть можем и на сем Святыя Троицы образе, его щедротами преукрашенном.

Державнейший же его сын и преемник Великий Государь Царь Алексий Михайловичь, кроме многих и отличных его даров и приношений, сию оставил для имени своего и для сего места достопамятность, что получив над Поляками победу, прислал сюда нарочное письменное послание, написав оное к лицу самаго Преподобнаго Сергия, яко бы еще в живых сущаго, в коем победу свою приписывал помощи и молитвам его.

Родительскому благочестивому примеру последовали и благочестивейшие Его чада и престола преемники, Великие Государи Цари, Феодор Алексиевичь и Иоанн Алексиевичь.

Великий же Петр умножил славу места сего, что в нем неоднократно драгоценная жизнь Его охраняема была невредимо от наветов вражиих. И сей просвещенный Государь изведав на самом себе действительную помощь Праведника сего, при случае со Швециею войны, повелел отсюду взять образ Преподобнаго Сергия, и оный во все время продолжающейся войны в полках Российских, яко необоримая противу неприятеля ограда, до самаго славнаго мира, носим был; каковый Святый образ и доселе зрим есть поставленный в сем храме над южными дверьми олтаря. И все сие явствует из надписи на том образе положенной тогдашним военачальником Шереметевым.

Потом Великая Императрица Анна, по усердию к имени Сергиеву, сию великолепную над гробом его воздвигла сребреную сень, и почтила утварию собственными своими руками выработанною.

Благочестивейшая Великая Государыня Императрица Елисавета, коликою горела ко Угоднику сему верою, коликими возвеличила место сие щедротами, сие у всех не только остается в незабвенной памяти, но и каждаго очами видимо есть.

Ныне же благополучно Царствующая Великая Государыня, высоких предков Своих умножая славу, и в сей части поревновать вере их, почла достойным великаго имени Своего. Не сие ли означают днесь ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВОМ присланные сии драгоценные златые сосуды, кои ОНА в сем храме посвящает Богу, именем и житием Сергиевым прославляемому? Несумнительное же доказательство Ея к сему России защитнику усердия есть и то, что при многочисленных государственных делах своих, уже пять крат место сие высоким своим посещением удостоить благоволила.

И так в краткости изчислили мы великия почести, коими имя Сергиево возвеличено от Державнейших России Обладателей. Но ту славу, коею он наслаждается на небесах, мы словами изобразить не можем: ибо она есть не только несказанна, но и непостижима. И сия слава всем добродетельно и свято пожившим по Божиему правосудию и благости есть должная. Однако не все праведные сего Божияго удостоиваются благоволения, чтоб им и на земли, в жизни ли их, или по смерти их, быть прославленным.

Многие из святейших угодников Божиих в сей жизни не многими были знаемы, а от многих презираемы, от некоторых же и гонимы: да и после смерти, хотя их имена в книгах животных написаны; но от мира сокрыты. Сии судьбы Божии для нас смертных суть непостижимы; хотя тем не меньше веруем мы, яко оне святы и праведны. Но Святый Сергий сего особеннаго пред прочими удостоился благоволения Божия, что не на небеси токмо он есть блажен, но блажен был и есть и на земли.

Положим мы, хотя тому не возможно быть, чтоб человек не искал вечнаго на небеси блаженства, а толькоб единственно искал наибольшаго счастия, какое только быть может, на земли; чегоб он мог более искать, как не того, дабы быть здраву телом, спокойну духом, довольну своим состоянием, быть у всех в почтении и уважении, и после смерти оставить по себе память вожделенною и любезною? Чего на земли более искать? Но и до сего-то самаго на земли блаженства Божиими судьбами достиг Великий Сергий.

Все сии почтения, уважения, прославления, которыя мы творим имени его, суть весьма малы, или почти ничто в сравнении той небесной славы, которая его днесь окружает. Так почтож Великий Бог благоволил его почтить и тем, которое столь мало служит к увеличиванию вечнаго блаженства его? Ежели можно нам земнородным сколько нибудь проникнуть в судьбы Вышняго, то можно утвердить, вопервых для того, чтоб добродетель его представить нам в подражание, и чрез то уверить, что всяк святостию жизни его живущий, может также блажен быть и на небеси и на земли. На земли спокойствием духа и самодовольствием; на небеси наградою, труды наши и подвиги превосходящею. Вовторых, чтоб по особенному Божию к отечеству нашему благоволению, дать нам сего Угодника в предстателя и помощника во время скорбей и злоключений. Ибо видим мы в Слове Божии свидетельства, что Бог управляя вселенною, некоторые концы земные в особенный покров и охранение поручает блаженным духам хранителям.

Так блажен и треблажен ты, Праведниче Божий! и блаженство твое, ежели можно так сказать, и доселе умножается. Премного в жизни сей обрадован ты духом, когда молитвами твоими огражденный Димитрий победил Мамая, и утеснявшую нас вражескую силу ослабил. Ныне умножи ты радость свою, слыша или паче ведая, открывающу тебе Богу, что оное иго не только совершенно свержено, но и самое хищническое гнездо их, Крим, под благословенную России пришло державу, и место грабежа, лютости и всякаго неустройства, обратилось в место покоя, благоустройства, и в рай земный.

Но се и новое для святыя твоея души утешение, яко новый представительства твоего плод сладчайший. Соседняя страна, всегда быв нам враждебна, подъяла некогда вражескую свою руку на сие твое место. Она вопияла со иноплеменники: истощайте, истощайте до основания его (Псал. 136, ст. 7). Но сильнее были твои молитвы к защищению сего места, нежели все их угрозы к его разрушению. А ныне дивными Божиими судьбами она уже подняла изнемогшую свою руку к отечеству нашему, прося от него покрова: возжелала даже вкупе с нами наслаждаться покоем и тишиною под благословенным скипетром ЕКАТЕРИНЫ II. Но и самое благочестие, толико ею гонимое, и напоследок изгнанное, паки во оную, яко из должайшаго плена возвратилося со славою; так, что мы с Пророком весело воспеваем: удивил есть Господь сотворити с ними: удивил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Возвратил Господь пленение наше, яко потоки югом (Псал. 125, ст. 3 и 4).

Сею радостию умножи ты вечную радость свою, и взаимным нас за сие от небесных благ награди воздаянием; и молитвами своими у Царя царствующих испроси, да отечество твое всегда пребудет цветущим в той славе, до каковой оно ныне достигло. Аминь.

Говорено на утрени в Троицкой Лавре, в Троицком храме, 1795 года, Сентября 25 дня.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.