Часто я сам в себе размышлял, и размышляя удивлялся, от чего бы то происходило, что глас Божий повелевающий, церковныя поучения наставляющия, не столько действуют в сердцах человеческих, сколько мирския желания и требования. Бог требует того; мир другаго противнаго тому: и Божие требование пренебрегается, а мирское исполняется. Кажется не льзя человеку столько ослепленну быть, чтоб зная и важность и пользу повеления Божия, предпочесть оному мирския прихоти, которыя ощутительно тщетны и вредны.
Бог призывает в церковь: мир на зрелища и на игры. Сюда или мало или с отягощением приходят; а туда текут, яко на крылах ветрених. Бог, чтоб стояние в церкви не столь было отяготительно, устрояет духовную музыку, где играет на Божественных гуслях Царь и Пророк, а припевают Ангели, и где не уши, но самое сердце сладостным восторгом восхищается; а мир звенит орудиями вещественными, где только уши оглашаются; а душа и совесть никакова участия не приемлют: однако Божественная музыка не столько бывает привлекательна, сколько мирская. Бог велит нам воздерживаться и поститься; чего бы надлежало послушаться не только по уважению величества Божия, но и для видимой пользы нашей; но мир то чинить воспрещает; и ево воспрещение действует; а Божие повеление оставляется. Бог повелвает держаться правды; а от неправды удаляться: да и на самом деле показывает, что правда спасительна, а не правда вредна и погибельна. Но и в сем мир выигрывает, представляя правду сухою и безплодною, а неправду прибыточною. Бог велит каяться; и покаяние свидетельствовать сердечным пред ним исповеданием, и впредь заграждать дорогу грехам Причащением но мир не знаю какими резонами отводит и от сего; и столько сильно действует, что не только ко греху привязывает; но и отстать от него не допускает.
Изчислять все таковые случаи было бы долговременно: да и сами вы ведаете, что мир почти во всем вопреки Божиим заповедям и поступает, и поступать научает. Не достойно ли таковое превращение не только размышления, но и удивления нашего? Пусть бы сие творили мы в неведении: но все ведаем, что не только того требует воля Божия, но что и прямо то для нас полезно: однако творим противное тому, хотя также знаем, что оно ко вреду нашему служит. Сие достойно испытания нашего, чтоб дойти до настоящаго тому начала; дабы сие узнав мы, не возможем ли сколько нибудь ослабить ту пружину, которая нас столь сильно ко злу напрягает.
Я не хочу в сем случае входить в глубокия Богословския изследования, а поступлю простее, дабы для всех было вразумительно. Я примечал, и примечая вижу, что и в житейских делах более действует пример, нежели правило. Ты отец даешь благоразумныя сыну наставления: но когда сын всегда видит, что многие, с коими он обращается, не так поступают: он более следует примеру других; а наставления твои забывает. Ты господин даешь своим подчиненным правила добраго поведения: но они когда окружатся скопищем многих развратных, увлекаются более таковыми примерами, не думая уже о данных правилах. Ты судия: ты видишь закон, и желаешь по оному поступать: но примечая многих подобных себе, что они не меньше зная закон, но мало о том думают; а между тем счастие свое еще лучше выигрывают: ты скоро поколеблешься в хранении правила; и может тебя удобно за собою повлечь пример большаго числа людей. Ты учитель: ты ученикам преподаешь правила благонравия; но оне скоро из мысли вылетают. Ибо ученик только что выйдет за порог училища, тотчас сретает множество других правил, кои он находит в примерах развращенных содружеств. Ты пастырь церковный: ты с священной кафедры возвещаешь всем волю и повеление Божие: но они не успеют вытти отсюда, как тотчас усматривают, что люди, по видимому и благоразумные и почтенные, не так совсем поступают; или еще и иначе толкуют. В таком случае гласе Божий умалчивает: а вопль мира и громкость противных примеров превозмогает. И так дают благоразумныя правила и отец детям, и господин подчиненным, и учитель ученикам, и пастырь Христианам: но все то мало действует; понеже пример большаго числа людей не по тому живущих преодолевает.
Но сколько еще сильнее должен действовать таковый пример, когда и дети в отцах, и подчиненные в господах, и ученики в учителях, и Христиане в пастырях, приметят, что и наставники их по большой части не так поступают, как чему их учат. Зло должно быть тогда во всей своей силе. Потрясутся основания самых благоразумных и святых правил. Уже тогда всякое учение и наставление не только будет забываемо во исполнении: но и не будет принимаемо с охотою и с уверением. Ибо все то удобно почтено будет лицемерием. Готово тогда возражение: врачу исцелися сам (Лук. гл. 4, ст. 23). Ежелиб, де, сами наставники наши тому верили; то по тому бы и поступали: но мы усматриваем, что дела их собственныя текут не по словам их. Да и за чем они столько нас насильствуют? Сами во всем дают себе свободу: а нас правилами своими осуждают на таковыя строгости, как будто бы мы вместо их должны исполнять все правила. Трудно против рожна прати. Трудно таковыя возражения опровергать. Да и опровергать бы их не надлежало. Пусть бы хотя от таковых возражений и отцы, и господа, и учители, и пастыри вразумились, что они непременно должны то исполнять сами, чему наставляют других.
Вот теперь мы уразумели, от чего-то происходит, что Божий глас и церковныя и прочих святыя наставления меньше действуют, нежели мирския желания и требования: пример, то есть, больше имеет силы обращать человеческим сердцем, нежели правило; особливо, когда оное и сами наставники не исполняют.
Однако на сем не надлежит нам остановиться, чтоб развратныя возражатели не подумали, что акибы уже им своевольствовать и дозволительно. Мы им скажем: возразить вы можете противу человеков; но как возразить можете противу Бога? Не человек; а Бог дает тебе правило. Чего тебе искать более? Да и примером самым не руководствует ли Он тебя к тому-же? Он не человек, но Бог: однако посмотри на пример самых Его дел, как Он с тобою поступает. Чем Он тебя когда обидел? Что неправедное пред очами твоими сотворил Чем тебя соблазнил? Приидите, истяжимся (Исаии. гл. 1, ст. 18), глаголет Господь. Призывает Он, чтоб ты пошел с Ним в суд. Приидите, истяжимся: конечно Он не опасается, чтоб ты в чем либо Его изобличить мог. Да и в чем Его изобличить? когда все Его дела суть праведны, святы и благодетельны.
А дабы ты не вызвался, что Он Бог, а я, де, человек: то к заграждению твоих уст благоволил Он облечься в твою плоть немощную; дабы не токмо дать правило, но оное изъявить тебе и самым дел своих примером. Хранил Он заповеди Отца своего, постился, терпел, страдал и умер.Но ты скажешь, что Ему удобно было сие творить, когда Его человечество Божеством было подкрепляемо. Но сие-то паче нас и осуждает, что Он во образе Божии быв, и славы безконечныя участен, но толико смирил себя, толико послушлив был, толико унизил себя. Ты ли земля и пепел дерзнешь преслушником быть Богу, когда толико божественная особа Богу Отцу была послушна до смерти крестныя? Ведает же Он и немощи твои. Благодатию своею подкреплять тебя всегда готов: да и сносить твои погрешения; ибо охотно приемлет твое покаяние. Вот тебе и правило и пример!
Что же до человеков, кои правила Божия тебе предписывают, ты Будь их усердным учеником, а не судиею. Всяк своему Господеви стоит или падает (Рим. гл. 14, ст. 4). Что нужды? Чрез серебреную ли или глиняную трубу к тебе вода протекает, толькоб была вода живая и к утолению жажды довольная. Да и за чем лишать себя столь великой чести? когда учитель дает тебе добрыя правила; и ты их исполняешь, не смотря на худой учителя пример; ты сим превозвышаешь самаго учителя: ты становишься столь велик пред Богом и пред людьми, сколько он презрен и уничижен.
Более бы я о сем говорить желал; но опасаюся, дабы вас не отяготить. Большая предоставляю Богу, который несравненно лучше, нежели человек, может возглаголать не во уши только, но и в сердце. Аминь.
Говор. в Чудове 1792 год. Февр. 29 дня.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра