В день Святыя Пасхи

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

Великий день сей достоин и предостоин празднования нашего. Ибо Воскресение Христово есть надежда Христианская: есть конец всех наших деяний и подвигов. Тако богомудрствует Святый Павел. Мы во умножение настоящия радости изъясним точныя его о сем мысли. Он пишет: аще мертвии не востают, то ни Христос воста (1 Кор. гл. 15, ст. 16).

Поистинне наше воскресение не имеет никакой надежды, ежели не будет оному предшествовать Воскресение Христово. Ежели Его сил не доставало преодолеть смерть; то нам ли уже преодолеть сию сильную державу? Ежели Святых Святейший конечному изтлению подвержен; то уже нам грешным чего ожидать? Но Он победил смерть; и мы верующие в след Его пойдем. Он воскрес; воскреснем и мы. Ибо сие великое чудо устроял Бог для славы нашея. Жало смерти грех (1 Кор. гл. 15, ст. 56). Змия жалом уязвляет и живет: истреби жало, изчезнет и она. Смерть сильна и действует грехом. Отъими грех: истребится и смерть. Ибо она за грех дана в наказание. Отъими грех: нет более места наказанию; а по тому ни смерти. Грех праведником ко Кресту пригвожден; а по тому и смерть умертвилась.

Вы не помышляйте о том, что мы и ныне умираем. Смерть Христовою смертию и воскресением совсем изменила свой вид. Она уже не есть наказание; но сделалась вожделенным прехождением из жизни бедной, в жизнь блаженную. Прародителям сказано: аще от древа вкусите, смертию умрете (Быт. гл. 2, ст. 17). Но ныне мученикам Евангелие говорит: согрешишь, ежели не умрешь: согрешишь, ежели за любовь Божию живота своего не положишь. И так смерть учинилась наилучшею жертвою, какую мы можем принести Господу. Да и всяк из нас ныне согрешит, ежели так к жизни сей привязан, что гласа Божия зовущаго к жизни вечной страшиться будет. Откуду сия перемена? Конечно от той надежды, что мы видя воскресша Христа, и сами уповаем воскреснуть в славе: а по тому и на смерть совсем иначе взираем, нежели как она казалась прародителям нашим.

Ежели же бы сего не было, то по Апостольским же словам, будет суетна и вера наша (1 Кор. гл. 15, ст. 17). Почто веровать, и толикий веры подвиг проходить; ежели мы смертию совсем изчезаем, и по смерти ничего не будет? Конечно тогда возъимеет всю свою силу оное безумных слово: да ямы и пием: утре бо умрем (1 Кор. гл. 15, ст. 32). А я прибавлю! не только веселись и раскошествуй всеми образы; но и криводушничай и похищай, и беззаконствуй безопасно: ибо смерть все закроет, и по смерти ничего не будет. Но вера все сие удерживает: удерживает же не иным чем, как что проповедует воскресение мертвых; и по том суд и воздаяния за благия дела и злыя.

Пример же тому первый нам явил на себе Воскресший днесь, который страданием и великим подвигом достиг сея славы. Аще мертвии не востают (1 Кор. гл. 15, ст. 32), продолжает Апостол свое разсуждение, почтоже и мы беды приемлем на всяк час? По вся дни умирая. Почто толикий труд предпринимать, толиким смертям себя подвергать, ежели после смерти никакой надежды нет?

Святые Мученики! так безчисленныя страдания ваши были вотще? Преподобные Подвижники! так ваши изнурения и умерщвления плоти были безплодны? О! да не будет сие. Ведали они, для чего страдали и подвизались. Венцы безсмертия очами веры они созерцали: и Дух Святый славу небесную открывал им явственно. Однако подлинно, что все сии подвиги были бы вотще, ежелиб не было воскресения мертвых. Но какую к сему воскресению могли бы иметь мы надежду: ежелиб Начальник и Оснаватель нашея веры не победил смерть и не воскрес во славе?

Но что много говорить? Апостол придает наконец: так, что же творят крестящиися мертвых ради? (1 Кор. гл. 15, ст. 29). Мы крестимся: и сим самым крещением изобразуем смерть и воскресение. Погружаяся в воде, спогребаемся Христу; выходя же из оной, совостаем с Ним. Образ уже ты принял; не сумнись, что последует и самая вещь образуемая. Ежели же бы мертвые не воскресали: то не только образ сей был бы тщетен; но и крестился бы ты мертвых ради, а не ради живых; то есть, крестился бы, не имея надежды некогда причислен быть к собору живых, но к числу совсем погибших мертвецов.

Ежелиб наша надежда на Христа простиралась только до пределов сей жизни, не былоб нас нещастливее на свете. Но прочь таковая нечестивая мысль от душ благочестивых! Мы зело возвышены благостию Господа своего. Мы жизни сея пределы весьма тесными для себя почитаем. Простираем свое право до небес: жилищем своим почитаем не сию низкую стихию, но горния селения. Желаем вкупе быть со Ангелами, или паче, с самим Господем Ангелов: видеть Его лицем к лицу, беседовать с Ним, как бы кто беседовал с своим другом, познать Его, якоже есть; да еще и подобными Ему стать. Вот до чего возвысило нас Воскресение Христово!

Да и твердо стоим мы в надежде сей, и ею хвалимся. Ибо, по уверению слова Божия, имеем дерзновение входити во Святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, Его же обновил есть нам завесою, сиречь, плотию своею (Евр. гл. 10, ст. 19, 20), воскресив оную из мертвых; Ему же да будет честь, и слава, и благодарение во веки веков. Аминь.

Говорено в Чудове, 1792 года, Апреля 4 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.