Слово на освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему (Исаии гл. 2, ст. 3). Глас сей есть глас Божий пророком возвещаемый. Се днесь воздвижена гора Господня! Взойдем на нее и узрим красоту Господню. Се устроися днесь дом Бога Иаковля! взойдем в него и вселимся в нем. Се освятися днесь храм Божий! приступим к нему со благоговением и совершим в нем священныя таинства. Се днесь Дух святый собрал во едино церковь Христову! возусердствуем быть членами сего таинственнаго тела.

Пророк предвещал, что путь к сей горе Господней, и к сему дому Божию возвестит нам сам сея горы, и сего дому строитель, дабы мы не заблудили. Но О блаженны мы! нет нужды возвещать нам путь сей. Он уже нам возвещен.Евангелие открыло нам путь сей. Сам Спаситель мира призвал нас в истинную веру сию: удостоил нам быть членами церкви своея, которыя он есть сам глава. Омыл нас святым крещением, утвердил печатию дара Духа святаго, питает нас телом и кровию своею. Греховные наши немощи исцеляет таинством покаяния. Устроил к наставлению и освящению нашему священство, которое начало прияв от самых Апостолов доселе непрерывно чрез духовное наследие благодатию Божиею продолжается в православнокафолической церкви нашей. Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера кровию мучеников запечатленная, сия вера вселенную утверди.

Дети церкви! возрадуйтеся и возвеселитеся: се родивый вас духом свыше Отец небесный при вас есть. Вы добрые овцы; ибо при пастыреначалнике Христе безотлучно пребываете: вы здравые члены; ибо соединены и связаны с телом Христовым. Вы воины мужественные: ибо под знамением креста Христова противу всех козней и заблуждений мира твердо подвизаетесь. Вы истинные церкви Христовой чада: ибо в недрах ея спокойно и без соблазна опочиваете.

Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй (Рим. гл. 8, ст. 33). Кто дерзнет опорочить церкве Божия чад? На их челах сияет печать Духа святаго, которая их и от заблуждающих отличает, и заблуждению к ним прикоснуться не допускает. Кто столь будет дерзостен, чтоб предприял поколебать сие священное здание? Оно основано на камени, и врата адова не одолеют е. От основания церкви, колико было на нее гонений, и от мучителей, и от еретиков и развратников: но что они успели? Сами погибли: а церковь, яко злато, чем более сими молотами была разбиваема, тем светлее становилась, плевелы просевалися; а пшеница чистая оставалася.

Завет новый, который дал Иисус Христос церкви своей при последнем издыхании на кресте, сей завет должен быть вечен. Сие творите в мое воспоминание, дондеже прииду (Лук. гл. 22, ст. 19). Питайтеся телом и кровию моею до самаго моего втораго пришествия: когда уже я представлю вам обед новый и вино новое (Матф. гл. 26, ст. 29) во царствии моем. Сей завет драгоценный церковь крепко содержит, совершая ежедневно священную евхаристию; да и будет совершать, дондеже приидет. Слово его не ложно. Небо и земля прейдут; а словеса его не мимо идут.

Таковый великий залог имея себе порученный и храня его цел и ненарушимь, колико себя должны мы почитать блаженными! коликою радостию должен исполнен быть дух наш! какое за сие довольное Богу принесем благодарение! ибо сие не от нас: превосходит то заслуги наши: Божий дар: да никтоже похвалится, приписывая всю честь и славу Богу благодетелю.

Мы таким образом радуемся и веселимся и ликовствуем духовно. Но в каком состоянии должны быть те, о коих говорит евангелие: Суть и ины овцы, яже не суть от двора сего (Иоан. гл. 10, ст. 16). Как! разве могут быть овцы столь заблуждающие, чтоб от спасительнаго сего двора восхотели удаляться? Какое несчастие для них! какая для церкви печаль! Но пусть бы они, яко овцы, заблуждали; не быв просвещенны учением истинны. Но се церковь возвещает им путь Господень: се добрый пастырь оставив девятьдесять девять овец незаблуждших, ищет их, яко единыя овцы погибшия. Се церковь подъемлет свои объятия на принятие их; се храм Господень отверст на вход их: се двор Христов устроен, довольный ко вмещению их и к духовному упокоению. Что в сем дому Господни не Господем устроено и уготовано? Се он предстоит, яко царица в ризах златых одеяна и преиспещренна. Сия риза довольна и к согретию души, и ко украшению ея. Надобно ли еще, кроме сего, какойлибо другой Христу двор устроять? Возможно ли, чтоб воздвизаемь был храм противу храма, и церковь противу церкви?

Когда евангелие говорит, что некоторые овцы суть не от двора сего; то явно показывает, что не может быть двор Христов, разве токмо един. Но сущии во дворе сем овцы, не суть овцы Христовы. Один ковчег Ноев; вне онаго нет, кроме потопления. Едина вера, едино крещение, едина церковь, едина глава церкви Христос. И потому о тех, кои бы думали воздвигнуть другой двор, кроме двора Христова, можем мы сказать, что всуе трудишася зиждущии (Псал. 126, ст. 1).

Но не забудем же, любезная братия, и следующих слов евангельских. Суть, сказано, и ины овцы, яже не суть от двора сего: но притом приложено: и тыя ми подобает привести (Иоан. гл. 10, ст. 16). Конечно единаго Бога дело есть обратить человеческое сердце. Но и мы о спасении ближняго попещися обязуемся. Возлюбим их, яко братию нашу немощную. Потщимся врачевать раны их тихостию и кротостию духовною. Да не соблазним их худым своим житием: а паче благими своими нравы и истинным благочестием дадим им добрый пример; докажем самым делом, что мы истинныя церкви чада, и благодать Божия обитает в сердцах наших.

Но се уже и великий благоверия пример явили вы, воздвигнув сей благолепный храм. Явили вы тем свое к благочестию и к церкви Божией усердие: обрадовали единоверную свою братию: но вкупе яко углие огненное возложили на главы церкви не приобщающихся. Сие углие огненное, содействующей благодати Божией, опалит их совесть, и сильно возжечь в ней огнь погасшия веры. Ибо взирая на сие кто не уверится в сердце, что мы созидая храм Господень, храним веру непорочно, и церкви держимся, яко стены непреборимыя.

Ты же Боже, благословляяй и освящаяй всяческая! ниспосли благодать, да пребывает всегда на месте сем. Дети твои, тебе невместимому, устроили дом на земли: Ты, яко великодаровитый и пребогатый благостию, устрой им храмину нерукотворенну вечну на небеси: и благоволи всем нам вратами церкви твоея взойти в двери райския. Аминь.

Говорено в Москве, в церкви Сергия,
что в Рогожской, где немало раскольников, 1799 года Декабря 15 дня.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.