Слово на день святителя Николая

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Иоан. гл. 10, ст. 11), говорит евангелие. Сей добрый Пастырь есть Иисус Христос. Он есть тот, который оставил девятьдесять девять овец незаблуждших, и пошел искать по горам единой овцы погибшей: и нашед оную, взял на рамена свои, и к стаду присоединил. Он есть тот, который за овцы положил душу свою; не только тем, что все силы души своея истощил за сохранение своих овец; но и живот свой за них предал. Сия великая жертва не только была знамением его великия ко овцам любви; но и была избавлением за них. Удивительный порядок дел Божиих!

Безсловесных овец пастырь, ежели еще жив и здрав и бодр, может от волков свое стадо предъохранить: но ежели бы от волков сам растерзан был, то чего уже добраго овцам ожидать; кроме общаго и конечнаго от волков разтерзания? Но Божественнаго нашего Пастыря злобные волки разтерзали; а стадо его чрез то еще безопаснее осталося. Пастырь умер; а стадо ожило. Он на кресте руки свои распростер; и всех разсеянных овец к себе собрал. Пролил кровь, и плоть предал на распятие: но сия плоть и кровь учинилися сладчайшим и безсмертным для овец питанием. Крестное древо сделалось страшною палицею прогоняющею от стада волков адских.

Но ко удивлению сему присоедините и другое чудо. Кто слышал, кто видел, чтоб овца могла быть пастырем? Но великий Пастыреначалник Христос и из овец сотворил пастырей. Ибо он и блудниц претворил в дев чистых и равноапостольных: и разбойников преобразил в проповедников Богословия: и мытарей корыстолюбивых в милостивых и щедроподатливых: и гонителей церкве в ревностных ея защитников. Сей то и из овец сотворил пастырей. Тех овец, которые сами заблуждали, он их устроил уже овец хранителями и правителями. Тех грешников, которые сами требовали избавления, он устроил, что они стали других грешников ходатаями и очистителями. Тех заблуждающих, которые сами пути спасения не разумели, он так преобразил, что они стали других заблуждающих мудрыми наставниками и просветителями.

Сие чудо от нас не сокрыто: оно блистает в очах наших. Оные великие в церкви пастыри Петр, Павел, Андрей, и протчие все Апостолы, Игнатий, Поликарп, Ириней, Киприан, Василий, Григорий, Иоанн, Амвросий, ныне празднуемый Николай, и протчие безчисленные; что все они были, ежелиб с ними не присутствовала благодать великаго Пастыря Христа? Были они все овцы заблуждающие, были все человеки общим слабостям и грехам подверженные. Но благодать Евангелия, кою они всею душею своею объяли, их толико преобразила, что они из грешников стали праведниками, из невеж премудрости Божия исполненными, из овец заблуждающих стали пастырями благоразумными умудряющими не себя токмо, но и других во спасение.

И хотя они остались избранными овцами у Пастыреначальника Христа: но для нас от него поставлены пастырями; духом святым посвященными. Мы слушаем гласа их, яко гласа Христова: мы учению их последуем, яко учению Евангелия: мы память их чествуем: ибо чествуя их почитаем добродетель; а добродетель почитая, прославляем Бога, яко добродетели источника. Ибо мы овцы их: а овцы гласа Пастыря своего слушают.

Мы овцы их! дал бы Бог, чтоб имяни сего были мы достойны! велико есть быть пастырем в церкви Христовой: но не мало есть быть в ней и доброю овцою. Хотя сказано: Иже сотворит и научит, сей велий наречется во царствии небеснем (Матф. гл. 5, ст. 19). Сия честь предоставлена добрым пастырям. Но ежели кто и не удостоился быть учителем; а только сотворит, то есть, исполнит заповедь Господню, и сей конечно не малый наречется в царствии небеснем. Пастырей звание хотя есть и велико, но и многотрудно, и страшно. Ибо крове погибшия овцы от рук их взыскать грозит Господь Вседержитель. А овец звание хотя есть и меньшее, но и не столь трудное и не столь опасное; поелику они наиболее о спасении только души своея пещися обязуются. А потому, чем овец звание есть удобнее, тем они не извинительнее, ежелиб и его исполнять пренебрегали.

Свойство добрыя овцы Христовы есть слушать гласа пастыря (Иоан. гл. 10, ст. 3) в истинной церкви законно поставленнаго. Почему всякое мудрование до святыя веры принадлежащее, овцам есть предосудительно и опасно. Оно весьма близко к заблуждению; оно причиняет раздор в церкви. А может ли что быть дерзновеннее и страшнее, как раздирать священную ризу Христову? От чего сие случилось, что мы оплакиваем доселе раскол в церкви нашей православной? Не от того ли, что овцы забыв звание свое, преслушали учения церкви пастырями проповедуемаго; а предали себя собственному мудрованию; и вместо овец сами себя поставили пастырями. Но како проповедят, аще не послани будут (Рим. гл. 10, ст. 15), говорит Апостол. От чего и в прежния времена было столько ересей и расколов как не от того, что некоторые собственному последуя мудрованию, пастырей всея церкве слушать не восхотели.

Но сколькоб человек ни гордился; однако десница Господня всегда будет вознесеннее и сильнее. Сколько развратные овцы противу церкви и пастырей ея ни возставали; но сами погибли; а церковь осталась не победимою и торжествующею; да и всегда таковою останется. Ибо она основана на камени, и врата адова не одолеют ю. И когда таковые несмысленные овцы возмущают и себя и других; но между тем добрые овцы Христовы под жезлом Христовым пребывают безопасны и спокойны. Мир мног любящым закон твой, Господи, и несть им соблазна (Псал. 118, ст. 165).

Добрых овец Христовых свойство есть простосердечие и искренность. Они суть истинные Израильтяне, в нихже льсти несть. Со всеми обходятся мирно, любовно, чистосердечно. Нет в них хитрости, обмана и лукавства. И как в сердце их нет сих зол, то они и не опасаются себя пред всеми открывать. Скорее они могут обмануты быть, нежели обмануть. Но в обмане их другими, Бог защищает; и добрые люди об них сожалеют и спомоществуют; а обманщиков и Бог наказывает и люди проклинают.

Притом как животные овцы, никому невредны, а всем и по всему полезны: и мясом питают, и млеком снабжают, и шерстию согревают: так и овцы Христовы всем полезны, а никому не вредны. Трудом своим праведным достают содержание для себя и для своей благословенной семьи: но притом и обществу служат, и Государю платят подать, и господину оброк: и храмы святые снабдевают, да и одушевленные храмы, бедных и неимущих не оставляют.

С сими-то овцами Христовыми празднуем мы днесь память добраго церкве Христовой пастыря, Святителя Николая. Колико он в жизни своей радовался, когда в церкви был окружаемь добрыми своими овцами гласа его слушающими! Колико же и теперь по откровению Божию он радуется, зря на вас добрых овец Христовых. Достойны вы не моим недостойным, но его священным жезлом управляемы быть. Возсылаю за сие благодарение пастыреначальнику Христу, и молю его, да молитвами Святителя Николая и пастыря и паству сохранит непорочны в вере и в благих делах.

Говорено в Греческом монастыре 1790 года Декабря 6 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.