Празднуем мы днесь воскресение Христово; но вкупе празднуем и воскресение собственное наше. Ибо Иисус Христос не для того умер, чтоб только умереть, но чтоб нас умерших оживить; не для того воскрес, чтоб только воскреснуть, но чтоб нас воскресить с собою. Христос воскрес, и своею смертию нашу смерть попрал, и сущым во гробех живот даровал. Вчера спогреблися мы Христу; возстаем мы с ним днесь. Вчера сраспиналися ему, днесь с ним прославляемся. И так празднуем мы ныне свое воскресение.
Но осмотримся, благочестивии! не преходим ли мы свои границы? Воскресение наше еще имеет быть в последний день. Егда вострубит Архангельская труба, егда сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее; потом же мы живущие оставшие (1 Сол. гл. 4, ст. 16 и 17). А по сему и радость воскресения предоставлена будущему веку: мы же чаем еще воскресения мертвых.
Но чего вера не делает? Она по Апостолу, Уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. гл. 11, ст. 1); то есть будущее представляет очам нашым, яко настоящее. Об Аврааме Евангелие утверждает, что он день пришествия Господня на землю Виде и возрадовася (Иоан. гл. 8, ст. 56). Не видел он его телесными очами; но видел его очами веры, еще яснее, нежели бы мог видеть очами телесными. Вера и нам дает сие право, чтоб почитать себя, яко воскресшими. В верховном совете подписано уже определение на сие наше право; так верно, что мы должны почитать, яко то уже получили. Однако самым делом я еще не воскрес, скажешь ты.
Но тебе к воскресению дана уже грамата за подписанием Царя вышняго, и за печатию Духа святаго. Сию грамату удостоился ты получить в сей великий день; и для того радуйся, и веселися днесь не иначе, яко ужè воскресший из мертвых.
Не мои сии слова; вот вам в том свидетель сам Павел: он громогласно восклицает: Сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом: благодатию есте спасени: и с ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Ефес. гл. 2, ст. 5 и 6). Не говорит он; воскресит; но уже воскресил: не говорит; спосадит на небесных; но спосадил. Кто поемлет на избранныя Божия? (Рим. гл. 8, ст. 33). Кто от них сие преимущество и честь отнять может? Да вопиет убо свободно и радостно благочестивый христианин: я воскрес, я воскрес! и блистая славою воскресения, не почитаю себя более принадлежащим до земли, но преселившимся на небеса.
Но дабы сия вера нас воскресшими почитающая была действительна, потребно, чтоб мы наперед умерли и воскресли здесь, как свойственно умирать и воскресать в жизни сей. Ибо мы здесь многократно можем умирать; многократно и воскресать. Грех человека умерщвляет, а покаяние и исправление его воскрешает. Согрешил ты, умер ты пред Богом: покаялся и исправился во грехе; воскрес ты пред Богом. Блудный сын когда был на стране от Бога удаленной: был он тогда мертв: но когда с покаянием возвратился ко отцу, ожил и воскрес. Сей сын мой мертв бе, и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Сие воскресение есть сея жизни, и оно предваряет оное будущее воскресение.
Колико же оное в последний день имеющее быть воскресение будет радостно и славно, видим мы уже то явственно из воскресения, какое бывает с нами в жизни сей. Когда человек быв развратен, порочен, беззаконен, приходит в чувство, и начинает лучшую препровождать жизнь, колико есть сие радостно, не для него токмо, но и для нас зрящих на него, или слышащих о нем! Был такой то нечестив; ныне стал он благочестив: был такой то невоздержен: ныне стал он воздержен и трезв: был такой то блудник и прелюбодей: ныне стал он чист и целомудрен: был такой то роскошен, расточителен и мот: ныне стал он умеренен, благорасположителен и честен. Какая радость для него от сей благодатной перемены! Какое веселие для домашних его! Какое удовольствие и сорадование и для всех зрящих на сию чудную измену! А посему заключите, какая должна быть радость тогда, когда человек совсем отложит тление греховное, и возстав из мертвых обновится жизнию новою правды и святыни никогда неизменяемыя.
И так, чтоб воскреснуть во славе, надобно наперед воскреснуть благодатию: чтоб тело приуготовить к безсмертию; надобно наперед оное очищать от страстей тлетворных. Не можем мы праздновать воскресения Христова, ежели вера не приготовила нас к воскресению будущему: не можем мы удостоиться воскресения будущаго во славе, ежели здесь не воскреснем покаянием.
Воскресение будущее с воскресением нашим настоящим есть единаго существа: различествуют они только степению. Ты воскрес здесь покаянием: возшел ты чрез сие на высокий степень благодати, и стал выше обыкновеннаго порядка человеческаго: ибо удаляяся от тления приближился ты к нетлению. Воскреснешь ты во свое время гласом Божиим и трубою Архангельскою. Что тогда последует? Ничто иное, как с возвышеннаго благодатию степени вознесешся на высочайший степень славы, и человеческое состояние переменишь на состояние Ангельское: ибо воскресшие, по евангелию, будут, яко Ангели на небеси: в сретение Господне на воздусе; и тако всегда с Господем будем (1 Сол. гл. 4, ст. 16 и 17).
Я уверен о вас, благочестивии Христиане! что вы празднуете днесь воскресение души своея от смерти греховной. Вы препроводили пост с Христианским благоговением; покаянием себя очистили; оным смерть греховную умертвили: к священному приступили жертвеннику: безсмертною пищею тела и крове Господни себя освятили и оживили. По возможности спострадали вы Христу: сраспинались ему: покаянием ему совоскресли. Ожидайте теперь воскресения славы. Готовте светильники свои: чреслы ваши да будут препоясаны: да, егда приидет жених, и вы быв готовы, введены им будете в чертог небесный. Аминь.
Говорено в Успенском соборе 1791 года Апреля 13 дня.
23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра