Слово на рождество Христово

СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Се Ангел благовествует, яко на земли мир (Лук. гл. 2, ст. 14). Весть сладчайшая! что на земли драгоценнее быти может? Мир между сродными, мир между согражданами, мир между начальствующими и подначальными, мир между соседами, между дальними и ближними; ибо мир все соединяет, все связует, все свары, несогласия, тяжбы, ссоры, ненависти и зависти прекращает: мир всюду за собою вводит согласие, любовь, тишину и спокойствие. Мир не только другаго чемълибо оскорбить не допускает, но и помогать друг другу побуждает. Миром красен дом, миром умножаются селения: им процветают грады, возносятся и прославляются государства. Так не сладчайшая ли сия весть, когда небо земле мир возвещает.

Но ежели мы более в сие вникнем, то увидим, что возвещаемый Ангелом мир не есть только тот мир, какой бывает между человеками; но паче тот мир, который есть между человеком и Богом. Ибо сей мир есть источником всякаго мира. Когда в человеке есть сей с Богом мир, то мир будет во всем и везде: когда же его нет, то мира не будет ни в чем и нигде. Тогда не только люди друг против друга устремятся, но и самыя стихии вооружатся противу их. Будет вам, негде угрожает человекам Бог, небо, яко медяно, и земля, яко железна (Второз. гл. 28, ст. 23). Не есть ли сие самых стихий противу человека вооружение? Откуду же сие быти может, разве когда нет мира между человеком и Богом?

Но может ли быть не мир и брань у человека с Богом? Оное величество Божества неприступное и страшное может ли иметь какого себе сопротивника? Конечно не может. Ибо и вся тварь пред ним есть капля канувшая из Окиана. Но когда мы говорим, что человек не есть в мире с Богом, тогда прямо человек не есть в мире не так с Богом, как с самим собою; сам противу себя вооружается. А в таком состоянии почитается он не в мире и с Богом для того, что он тогда себя от Бога удаляет, любви Божия в себе вмещаться не допущает, и десницу его желающую ему благодетельствовать сам удерживает.

Грех творит сию брань: он, яко насильно, извлекает на себя мечь правосудия Божия. А мир с Богом есть святость, есть непорочность, есть спокойствие, есть удовольствие и радость. Он привязывает человека любовию к Богу, но и Бога соединяет с ним любовию вечною. В мире сем состоя человек все свои нужды свободно изъявляет Богу; и Бог со удовольствием оныя исполняет: или паче таковым образом любящий Бога и любимый им ни в чем и нужды иметь не может. Ибо любящим Бога вся споспешествуют во благое. Представь себе человека таковым: он есть в мире с самим собою; а потому в мире есть и с Богом.

Но как человек без греха, мир разрушающаго, быть не может, и сам собою из под сего тяжкаго ига освободиться не в силах, то можем ли мы надеяться иметь сей мир с Богом? Конечно надлежалоб отчаяваться, ежелиб слово Божие нас не ободряло. Послушайте, что пророк от лица Божия говорит: Яко аще бы Господь Саваоф не оставил нам семене, яко Содома были бы, и яко Гоморру уподобилися бы (Исаии гл. 1, ст. 9). А Апостол уже и прямо сей мир нам присвояет: Оправдившеся верою, мир имамы к Богу (Рим. гл. 5, ст. 1).

Пусть будет человек грешен и беззаконен; а потому во вражде с Богом: но когда Бог открывает сокровище толикаго милосердия, что вину прощает, грех его очищает, беззакония заглаживает; казнь уничтожает, тогда заключенныя небеса для него отверзаются, возвращается ему первая одежда, и перстень обручения возлагается на руку: тогда возвеселятся небеса, и возрадуется земля; тогда все Ангели, сии благодетельные духи, конечно воспоют мир на земли.

Сей мир днесь воспели Ангели: они воспели, а принес его нам на землю сам Бог, облекшися в плоть нашу. И сие самое, что он не возгнушался облечься в нашу плоть, должно быть не сумнительным для нас уверением, что он вступил в мир с человеком.

И как скоро открылся сей с Богом мир, то и между человеками взаимно любезный мир водворился. Сие Исаия Пророк хотя иносказательным образом, но прекрасно описует: Тогда пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет их, и вол и медьведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев, аки вол будет ясти плевы (Исаии гл. 11, ст. 6 и 7).

Сие иносказание самым делом исполнилось. Мы видим разбойника переменившагося в проповедника Евангелия. Мы видим блудницу ставшую чистою и равноапостольною. Мы видим хищника мытаря, милосердым и щедрым: мы видим зельнаго гонителя церькви ревностным ея защитником. Мы видим рыболовов Богословами, и мира всего победителями: мы видим младенцев и жен мужественно стоящих противу всех мира вооружений. Что сие? Не есть ли то, что пасутся вкупе волк со агнцем, и рысь опочивают с козлищем? Сия есть победа победившая мир вера наша (1 Иоан. гл. 5, ст. 4). Оправдившеся верою, мир имамы к Богу, Господем нашим Иисус Христом (Рим. гл. 5, ст. 1).

При таковом благодатном и радостном Христиан положении, может некоторых безпокоить то сумнение, что кажется и ныне тоже на земли, что было и во дни Ноевы. Несогласия, брани, вражды, зависти, и все роды зол землю и до ныне кажется не оставили. Как сие не может допустить быть миру между людьми, то потому можно заключить, что нет у человеков мира и с Богом: нет мира на земли, или единожды посетив он землю: но возгнушавшись человеческим сожитием паки возвратился на небеса.

Однако слово Божие неложно, и церковь его должна непременно целою пребыть до скончания века. Дети Божия, истинные Христиане, здравые члены Христова тела, и причисленные к церкви кафолической суть всегда мирны, тихи, кротки. По Евангелию они трости сокрушенныя не преломят, и льна возжегшагося не погасят: то есть, никому не только никакой обиды не причинят; но и случая к жалобе и оскорблению не подадут. А мирския злоключения не только сносят терпеливо и без роптания, но и радуются и веселятся, ведая яко за сие им мзда многа на небесех.

Но где же они? Везде; но единому Богу известны. Ибо Весть Господь сущыя своя (2 Тим. гл. 2, ст. 19). Но где же они? Начто вопрошать? Сие ведает токмо Бог, да с помощию Его собственная совесть твоя. Когда ты услаждаешися Ангела пением мир возвещающим; когда твоя совесть ни в чем тебя не зазирает, когда сей праздник празднуешь с радостию духа чистою и непорочною, конечно мир тогда не только на земли, но и в сердце твоем. Но кто такой непорочности в совести своей, такой радости в сердце своем не ощущает, тот пусть сам для себя сделает заключение, что хотя мир и есть на земли, но сей мир удостоил ли его своим посещением. Не благодетеля да осуждает таковый, но сам себя, что сидя при источнике истаевает жаждою.

Но о вас, любезная братия! что я при сем случае заключу? сердцà ваши и совести единому Богу известны. Аз же человек: однако Евангелием руководствуемый заключаю о вас все лутчее. Как! толикое собрание, толикое усердие к вере, толикая ревность к благочестию, толикая охота к слышанию слова Божия, толико радостное дня сего празднование, откуду все сие происходит? не от добрыя ли веры? а вера чистая не есть ли плод совести примиренныя с Богом.

Мир сей ваш с Богом вижу, колико вас и между собою соединяет. Вижу я здесь различных состояний людей, и богатых и бедных, и великих и ниских, и сильных и немощных, и началников и подчиненных. Однако все вкупе общему Владыке предстоят, мирно, согласно, и любовно: один другова ни чем не оскорбляет, ни в чем не презирает: все и богатые и великие и сильные как бы позабыли, кто они таковы: но всех почитая себе братиями, со всеми себя уравнивают. Так Павел на вас взирая не повторил ли бы оных слов. Вси вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. гл. 3, ст. 28). Так и Пророк усладившись сим зрелищем не воспел ли бы паки: Се и телец и юнец и лев вкупе пасутся. И в смиренную плоть нашу облекшееся отроча мало пасет их. О Ангеле Божий! Воспевай свободно мир на земли: а мы услаждаясь таковым пением не престанем припевать: Слава в вышних Богу (Лук. гл. 2, ст. 14). Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1790 года Декабря 25 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.