Слово на освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Благодатию святаго Духа освятился днесь храм сей. Иное есть церковь; а иное храм. Церковь есть свята и непорочна, по Апостольскому слову. А храм есть здание из вещественных составов устроенное. Вещество, как никакова порока не есть участно, то и во освящении нужды не имеет. Так в чем же состояло сие совершенное нами освящение? Оно относится и к церкви и ко храму; но в каком разуме, сие объясним настоящим кратким словом.

Относится оно ко храму, когда сие здание, по составу своему до общаго употребления принадлежащее, от всех прочих зданий отделяется, и единственно назначается быть домом молитвы, местом Богослужения, и училищем духовным. Величество и святость действий здесь совершаемых, все здания сего вещество творит достопочтенным и священным.

К ветхозаветному кивоту некто прикоснулся рукою неосвященною, и тотчас поражен был гневом Господним: не для того, акибы древо и злато, из чего тот кивот был составлен, сами собою заслуживали таковое уважение; но явление славы Господни при том кивоте бывшее, делало и самый кивот священным и неприкосновенным. Кто к нему приступал с неуважением или с пренебрежением; сие относилося не к древу и к злату, но к величеству Бога благоволившаго то место почтить отличным своим присутствием.

Спал Иаков на месте обыкновенном, но сон видел необыкновенный и таинственнаго откровения исполненный. Возбудился Иаков от сна своего, и тотчас в восторге священном возопил: Страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная (Быт. гл. 28, ст. 17). Что ты говориш, святый праотец! не есть ли сие место как и всякое другое. Не к месту, ответствует он нам, не к месту отношу я сии слова, но к явившемуся на месте сем отличным образом Богу; каковое явление, и самое место сие, делает для меня от всех мест отличным и священным.

Все, из чего сей храм составлен, камень, древо, злато, шелк и прочее, суть вещи обыкновенныя, и сами по себе ни презрения ни уважения не заслуживающия. Но когда сие здание назначено на служение Богу вечному, живому, когда в нем приносимыми молитвами соединяемся мы с Богом, и Бог с нами; когда в нем таинственным совершением очищаются и освящаются наши души, когда глагол Господень, на глас коего предстали из ничего небо и земля, здесь провозглашается; тогда конечно мы с Иаковом согласившись можем возопить: Страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. Отселе почитаю я уже и древо и камень, почитаю и лобызаю: Вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем (Псал. 5, ст. 8). Поклонюся на место, идеже стоясте нозе Твои, Господи (Псал. 131, ст. 7).

Таковое храма освящение, дабы никогда не было нарушимо, потребно стоять в нем со всяким благоговением, и при самом входе в него, за дверьми всякое надлежит отложить попечение, да Царя всех подымем Ангельскими невидимо сопровождаемаго чинми. И сие о освящении храма.

Но оно же относится и к самой церкви, не в общем ея составе; Ибо по сему она есть святà и непорочна, яко единожды на веки освященна кровию Христовою. Но в особенности каждый ея член нужду имеет во освящении, доколе пребывает в жизни сей. И потому каждому из нас всегда напоминается: Будите святи, якоже аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. гл. 11, ст. 44). Греховным немощам мы всегда подвержены. Нельзя оставить их без врачевания, особливо, когда благ Господь.

В ветхом завете ко очищению грехов приносимы были жертвы кровопролитные. Новая благодать сии жертвы упразднила. Но какую же уставила для нас очистительную за грехи жертву. Милости хощу, возглашает евангелие, милости хощу, а не жертвы (Матф. гл. 9, ст. 13). О законоположение святейшее! О любезнейший глас евангелия! милости хощу, а не жертвы. Что человечеству может быть сего сроднее? Мы друг в друге имеем нужду. Когда друг другу помогаем, и сами от других помощи ожидать право имеем. Когда же других нужды не уважаем и пренебрегаем, и сами от других пренебрежены быть можем, или и заслуживаем.

Но меня еще удивляет оное Господне слово: Милости хощу, а не жертвы. Ибо сим означается, акибы он сам для себя хощет и желает милости. Как! не уже ли всем вся подающий в чем-либо может иметь нужду? Да не его ли оное слово: Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная (Псал. 49, ст. 12). Но так поистинне: он милости хощет, и ищет для самаго себя. Ибо его же есть оное слово: Еже сотвористе единому из сих братий моих менших, мне сотвористе (Матф. гл. 25, ст. 40). О благость, несравненно более, нежели отеческая! ты подаешь подобному себе человеку; а Бог то присвояет себе: или паче, ты подаешь бедному, заплатить тебе не могущему: а Бог берет за него на себя поручительство, чтоб то возвратить тебе стократно и тысящекратно. Кто таковую отречется принести жертву, или паче, кто не восхощет свое имение положить в залог таковому поручителю, который не только сохранит то цело, но и умножит тмократно?

Се жертва наша, грехи наши очищающая! Но се и олтарь, на коем имеешь ты принести жертву сию. Сей дом устроен для бедных и неимущих: устроен щедрою и милосердою десницею великия нашея МОНАРХИНИ. Престарелость, болезни, различные общие нам несчастливые случаи, довели некоторых до такова состояния, что они не столь о недостатках своих болезнуют, сколько о том, что общим природы уставом толико истощенны и ослабленны их члены, что нужду имеют прибегать к помощи других. Они братия наша и по человечеству и по единоверию; но они же и сограждане наши. Конечно многими различными, каждый по силе своей, одолжили общество наше услугами.

Принесем им жертву милости; или паче, в лице их самому Богу; и сим Богоугодным приношением освятим не храм токмо, но и самую церковь. Возревнуим в том подражанием милосердой своей МОНАРХИНЕ. Ея благодетельная душа уже освятила дом сей приношением сея священныя жертвы. Одолжила она тем град наш: да не одолжила токмо, но и прославила, очистив стогны града от нуждающихся скудостию, и устроив, колико Богоугодное, толико честь граду нашему доставляющее сие убежище. Принесем убо о Ней жертву благодарения Богу милосердия, моля его, да сие Ея ВЕЛИЧЕСТВА к бедным и ко всем нам благодетельство вознаградит он богатыми своими щедротами и в жизни сей и в будущей. Аминь.

Говорено 1790 года Декабря 22 дня в Москве,
в церкви С. Воскресения, устроенной при Богадельном доме.



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.