Слово в неделю Пасхи

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Воскресения день: но день воскресения Христова, есть ли вкупе и день воскресения нашего? Что Христос воскрес, нет в том сумнения для Христианина; и что Он воскресши возблистал славою; верно о том свидетельство Божие.

Но воскресение Его есть ли причиною и нашей радости? Есть поистинне: но тогда, когда и мы с Ним вкупе воскресаем. Естьли мы радуемся токмо о воскресении Христовом, а сами мертвы: сия радость принадлежать будет не нам, но воскресшему Христу. Но таковая радость наша умножит ли славу Его? Он, яко Бог, пребывает в состоянии вечныя радости: всегда блажен, яко всеми благими изобилующий неограниченно. Сорадуются и соторжествуют Ему все небо, вся тварь, все силы, все Ангели, все праведные духи. Так смертнаго земнороднаго, вопль, пение, весь наружный обряд чем умножит бездну вечныя Его радости? Но еще скажу, что не воскресший со Христом может ли и радоваться? Не мертвии восхвалят тя, Господи! (Псал. 113, ст. 25) признает Пророк.

В сем случае потребна не иная радость, как токмо духовная. А духовная радость есть непорочная совесть, мир и тишина о Дусе святе. Не имеющий непорочнаго духа может радоваться; но радостию мирскою. Его одни чувства будут услаждаться, что в праздник увидит большее людей собрание, приятное пение, светлое храмов освещение; благолепные церковные обряды; а вне храма, лучшее одеяние, лучшую пищу, и питие изобильнейшее. Все сие есть мирское и низкое. Таковая радость не только не есть достойна Христа воскресшаго; но и препятствует радости духовной. А потому она не только не похваляется, но и воспрещается.

Ежели Бог не велит грешнику поведать оправдания Его, и принимать закон Его усты своими, то потому не может он быть проповедником и празднователем и воскресения Христова. Да не только сие: но еще может таковое празднование обратиться и во оскорбление Воскресшему: поелику воскресение Его остается безплодно. Ибо для чего он умер, для чего воскрес? Умер, написано, за грехи наши, и воста за оправдание наше (Рим. гл. 4, ст. 25). Так Он умер, чтоб и мы умерли: так Он воскрес, чтоб и мы с Ним воскресли. Когда же с Ним ни умираем грехом, ни воскресаем оправданием, то Он может сказать таковым: Ах! почто Я умирал? почто Я воскресал? Когда вы мою смерть и воскресение почитаете, то вместе со Мною и умирайте и воскресайте.

Прежде общаго всех воскресения, здесь нам, О возлюбленнии! еще в жизни сей воскреснуть должно. И хотя сие воскресение есть таинственно; есть сокровенно; однако тем не меньше истинно и нужно. Блудный сын, когда покинул развращенную жизнь и исправил себя, чадолюбивый отец о нем тогда сказал: Сей сын мой мертв бе и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Вот воскресение! оно то прямую в нас радость производит; не для того, чтоб воскресение Христово не было радостотворно, но что оно тогда-то прямо есть таково, когда с нашим воскресением соединяется. Оно есть древо великое и благословенное; но когда плодами его мы наслаждаемся. Оно есть светило славное; но когда им мы освещаемся. Оно есть вожделенный источник; но когда мы из него утоляем свою жажду. Воскресение Христово всегда и есть и будет само по себе величественно и славно: но сила и действие его не может открыться, разве чрез воскресение наше. И так чтоб радоваться о воскресении Христовом, и чтоб сия радость была прямая и духовная, надобно, чтоб воскресение Христово с нашим было соединенно.

Я сие не для того говорю, чтоб усумневался о истине радости вашея. Нет! Вижу я плоды Христовы; вижу действие Воскресения Его; вижу изобилие даров Его. Нет! в вас радость не мира сего. Ибо почто вы в толиком множестве собралися днесь в священном храме сем? Одни ли наружные обряды, одно ли наружное блистание к тому вас возбудили? Одному ли только вы обыкновению последовали? Отраду ли какую телесную, или какое тленное сокровище найти вы здесь надеялись? Нет! вы напротив отягощали тело свое и пощением, и молением, и бдением, и долговременным стоянием, и тесноты для других докучныя сношением, и некоторым иждивением своего имения на дела богоугодныя; паче же на спомоществование бедным и нищым. Все сие есть ясным знамением, что вы радуетеся духом; а не плотию: что радость ваша относится не к земле, но к небесам. Величит душа ваша Господа, и радуется дух ваш о Бозе Спасе вашем. Вы привязаны к воскресшему Христу: вас уверяет Дух Божий, что когда вы благочестиво почитаете Воскресшаго из мертвых, то и Он вас или уже воскресил, или воскресит конечно.

О радость истинная! О благодатное воскресения вашего знамение! О торжество, не земли, но небес достойное! Столько теперь воскресениев, сколько благочестивых душ. И ежели радость каждаго таковая есть неизглаголанна; то сколь же она должна быть велика, когда всех Христиан радости в едином церкви Христовы теле днесь соединяются. Всякой член празднует днесь новое свое рождение, новое бытие: и сии все члены во едино совокупившися составляют единое тело животворное и священное.

Таким образом радуяся вы о воскресении Христовом, вкупе же и своем, будите уверены, О благословенные! что конечно вы воскреснете и в последний день в свободу и славу чад Божиих. Аминь.

Говорено в Успенском соборе 1789 года, Апреля 8 дня.



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.