Слово надгробное

СЛОВО

НАДГРОБНОЕ

Таковые случаи, в коих мы своих собратов и чад церкви псалмопениями препровождаем к Богу; Таковые случаи заставляют нас возлюбомудрствовать о смерти и воскресении. Чем более слабость природы представляет нам смерть страшною: тем усильнее одолжена церковь Христова сей страх разгонять, и показывать, что он есть мечтательный. А притом и весьма удовольственно, ежели урон умершаго тела вместо того, чтоб причинить вред, великое доставит для души приобретение.

Кто плачет и рыдает о смерти, тот унижает заслуги Христовы. Ибо Христос победил смерть. Ежели бы и неверующие рыдали и плакали, предосуждать бы их в том надлежало: ибо казалось бы, что они поступают против устава естественнаго: но что, когдаб сие творил и самый верный, после толиких и ясных о воскресении доказательств? и неверующие воскресению изобретают на случай смерти слова утешительныя, говоря: сноси великодушно; что уже сделалось, слезами и плачем того переменить не возможно. Но евангелие не говорит только сие, что сноси великодушно; понеже переменить того не возможно; а паче говорит: сноси великодушно; ибо умерший воскреснет конечно: Лазарь друг наш успе, а не умре. Умолк на время, а не погиб. Ибо сретят его воскресение и живот и жребий Ангелский.

Не слышиши ли, что церковь при погребении велегласно воспевает: Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя (Псал. 114, ст. 6). Вот смерть называет Бог благодеянием; а ты плачешь. Естьли же и плачешь, то слезы твои раствори радостию духовною и благодарением. Ибо отчаянный плачь и терзание принадлежат единому врагу спасения нашего. Пусть он плачет, пусть он рыдает, и терзается от зависти, что его козни не успели воспрепятствовать нам к достижению лучшаго. Ибо пристанище тихое смерть есть.

Разсмотри, коликих исполнено зол настоящее житие. До него принадлежат оные угрозы правосудия Божия: В болезнех родиши чада: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. гл. 3, ст. 16 и 19). В мире скорбни будете (Иоан. гл. 16, ст. 33). Видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет его по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда: И не оскуде от стогн его лихва и лесть (Псал. 54, ст. 10, 11, 12). Вот какое смертнаго на земли состояние! Но о небесных напротив сказано: Отбеже там болезнь, печаль и воздыхание. Почто убо унижаеши умершаго блаженство? Почто заставляешь и других бояться смерти, и осуждать Бога, как будто он великое нам чрез смерть причиняет несчастие? Умерший отошел в пристанище; а ты своими рыданиями нарушаешь сей покой, и устрояешь новую бурю.

Но такова, де, есть наша природа. Никак! Сия слабость не есть природы, ниже порядка вещей: но мы произвольно себя ослабляем и благородство природы предательствуем. В таком будучи слабом расположении, как мы о безсмертии беседовати возможем? Как уверим в оном неверующаго, когда наши слова с самым делом не будут согласны? Многие из язычников оказали себя при смерти или других ближних, или и самих себя великодушными и мужественными, так что смерть стречали, яко нечто вожделенное: сколько же Христианина, да и веру его таковые примеры постыдить должны?

Но ежелиб все сие и не послужило ко уменшению твоей печали; то самое времени течение мало помалу печаль твою уменшит, и наконец совсем загладит, но уже для тебя никакой не будет чести и награды; поелику будет тому причиною одно неодушевленное время; а не твое благоразумие и великодушие: ибо печаль посещения Господня перенести не только терпеливо, но и с благодарностию, есть благородная и превосходная добродетель.

Но желал бы ты всегда видеть преставльшагося. Изрядно! Добродетельно поживи, и вскоре его узришь не в тлении; но в нетлении: не в скорби; но в радости и славе. Ибо помысли, кто есть скончавшийся, и что есть кончина. Жизнь сия есть путь, путь должайший, разными трудностями и опасностями окруженный. Человек скончавшийся есть тот, который благополучно сей путь уже прешел, и достиг до своего постояннаго и всегдашняго жилища. Не должны ли мы тотчас притечь к нему с радостными приветствиями, что он свой подвиг окончал счастливо. В позорищи подвижник достигший до назначенной меты сречается всех поздравлениями и увенчавается венцем. Всяк о Господе преставльшийся таковым же образом от нас принят быть должен.

Повествуют, что когда блаженнаго Августина мать Моника, жена благочестивая и добродетельная скончалася; все сродники и ближние тотчас подняли было плачи и рыдания: но просвещенный Августин их остановил, говоря: что постыдно и обидно будет для жизни ея благочестивой и добродетельной, ежели по ней плакать и рыдать. Она более заслуживает, чтоб принести Владыке живота и смерти благодарственное пение, что помог ей подвиг свой скончать благополучно. И для того отверзши священную псалмов книгу воспели все: Милость и суд воспою тебе, Господи. Вот святый пример, как мы преставльшихся благочестиво к небесам препровождать должны. И для того церьковь Божия совершает над умершими пения, и восхваляет имя Господа даровавшаго покой преставльшемуся.

Во Иудейском плотском законе воспрещено было к мертвым прикасаться, и повелено омывать себя, естьлиб по случаю кто к ним прикоснулся. Но по христианству мы умершаго вернаго брата своего тело почитаем целованием; яко честный сосуд, в коем пребывала благочестивая душа; яко священное орудие, кое вместе с душею потрудилося в делах Богоугодных. По сей же причине мы и тела умерших Христиан погребаем при Божественных храмах. Как были они дети церкви, то сия благоутробная мать и по смерти от себя их не отпущает, но хранит в своих недрах, доколе их не представит целыми и святыми в последний день общаго воскресения.

В сей надежде славы и воскресения преставился и сей знаменитый муж князь Михайла Никитичь. Он подвиг скончал, и течение совершил. Подвиг его был мужественный, и течение благоуспешное. Не о том должны сетовать, что его лишилися; но паче о том радоваться и благодарить Бога, что он делами своими доставил честь своему имяни, славу своей фамилии; паче же услугу своему отечеству. Был верный и благоразумный слуга государства; и храбрый поборник по целости и благосостоянии его. Чрез сие поспешал он к безсмертию, не к сему только безсмертию, которое состоит в продолжаемом чрез некоторое время его дел повествовании; а паче к безсмертию тому, о коем сказано: Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука. Ибо служа отечеству, служил Богу на сие его призвавшему: и храня благосостояние общества, тем самым служил и церкви Божией, которыя был присвоенный чрез крещение сын, и с исповеданием веры ея, яко с надежнейшим напутствием, прешел в вечность.

Ты же, Боже милостивый и человеколюбивый! сподоби его сопричисления ко избранным твоим: Призри на него, и помилуй его, по суду любящих имя твое (Псал. 118, ст. 132). Аминь.

Говорено в Чудове монастыре, при погребении Г. Генерал Аншефа и Кавалера князь Михайла Никитича Волконскаго, 1788 года, Декабря 14 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.