41. На освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

Когда Бог есть безконечен, то какое место, какой мир видимый и невидимый, хотяб он еще несравненно и сего был более, какой мир его вместить может? Он чрез Пророка говорит: Не аз ли исполняю небо и землю (Иерем. гл. 23, ст. 24)? Следовательно он есть бездна; а небо и земля и все, что в них заключается, есть малейшая капля, в бездне сей почти погибающая. Небо и земля конечно существуют; но для того, что Бог существом своим их исполняет: всякая вещь им есть наполненна; однако ни в какой вещи он не заключается: ибо что безъпредельнаго ограничить может? Но ни из какой вещи он и не изключается: ибо никакая вещь без него ни быть, ни пребывать бы не могла.

Так где же прямо сие непостижимое существо обитает? слово истинны говорит, что Бог в нерукотворенных храмах живет (Деян. гл. 7, ст. 48). Какие бы то были сии храмы нерукотворенные? что такое есть, чтоб не создано было рукою Божиею? Конечно не разумеются чрез сие здания руками человеческими устроенныя: ибо могут ли они его вместить, когда весь мир к тому недоволен; мир, сие прекраснейшее и почти безмерное рук его творение?

Храм нерукотворенный Богу есть сам Бог. Он сам один себя только вмещать может. Сам в самом себе живет и обитает: ибо все, что мы можем понять, и все, что понять не можем, все он сам собою объемлет: и нет ничего, чтоб было не в нем, и чтоб было далее его. И для того Апостол говорит, что Бог живет во свете неприступнем (1 Тим. гл. 6, ст. 16). Но свет сей неприступный, что иное есть, как не он сам? И так все твари без изключения, сего безконечнаго естества присутствием исполнены: все они в нем, и он в них. В нем живем, движемся и есмы (Деян. гл. 17, ст. 28).

Но при всем том евангелие нас возводит еще выше, и открывает нам учение утешительное; а вместе и страшное. Оно учит, что инде Бог есть и обитает; а инде его нет. Мы слышим, да и слышим со страхом и трепетом, что некоторых Бог отвращается, от них удаляется, некоторых ненавидит душа его. Но напротив слышим с радостию и со услаждением, что с иными он пребывать желает, и с ними пребывает, в них успокоивается, и покой сей для себя находит он приятным. О первых слово его так говорит: Отвращу лице мое от вас (Второз. гл. 32, ст. 20); и не помяну имен вашихь устнами моими (Псал. 15, ст. 4): Бысте ми в сытость (Исаии гл. 1, ст. 14): имам изблевати вас (Апок. гл. 3, ст. 16). А о вторых сказывает: Вселюся в них и похожду (2 Кор. гл. 6, ст. 16). Сей покой мой во век века (Псал. 131, ст. 14). Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и аз и отец к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23).

О дивное и восхищающее радостию и страхом чудо! Невместимый всею тварию вмещается в единой душе праведника: и какбы оставив он все, и, смею сказать, и собственное свое безмерие, в ней одной заключается. Но опять тот, который все исполняет, и не может где либо не быть, тот удален от единаго грешника, так какбы тут уже Божие вездесущное владычество и власть перестают быть, и как будто уже и сам Бог перестает там быть Богом, где грех и беззаконие занимают место. О сколь одно есть восхитительно и утешительно; а другое колико есть страшно и ужасно! Человек грешит: Божия тут присутствия нет. Отвращу лице мое от вас (Второз. гл. 32, ст. 20). Человек любит Бога и творит волю его: Бог тут присутствует. Аз и отец приидем и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23).

Но каким образом Бог невместимый всем миром, в едином праведнике вмещается: и как опять вездесущий и вся исполняющий от единаго грешника удален есть? Ах! удален он от него милостию и благодатию: но присутствует при нем мщением правосудия. Грешник несчастливый желал бы где либо скрыться от преследования сея мстительныя руки: но нигде укрыться не может: Камо пойду от Духа твоего, и от лица твоего камо бегу ? (Псал. 138, ст. 7). Но с праведником присутствует всегда Бог милостию и благодатию: да не присутствует токмо, но и живет и обитает в нем. Душа чистая и совесть непорочная, Богу есть обиталище, приятнее не токмо всех храмов земных, но смело скажу, и самого неба, и всего мира. Ибо сей то храм он столь возлюбил, что, дабы в нем иметь себе жилище, оставил небо, унизил свое величество до смерти крестныя, и кровию своею его освятить и украсить благоволил.

Видите, какой цены у Бога стоит праведный муж! Какая души его есть красота, какое великолепие, какое превосходство! Все во храмах земных есть тленно; но храм душевный есть неразрушим во веки. Сей храм Апостол называет царским священием (1 Петр. гл. 2, ст. 9): и домом, егоже основатель и художник сам Бог (Евр. гл. 3, ст. 4). Сей храм ни стареет, ни обновляется, не боится ни огня, ни бури, ни колебания земнаго: но стоит тверд и непоколебим, дотоле, доколе Бог его всего не пренесет на небеса, и не небо ему, но он небу новую придаст красоту.

Так чтоже сии храмы рукотворенные, которые мы созидаем не токмо в честь Божию, но и с верою, яко в них обитает Бог? Сии священныя здания суть прекраснее всего того, что ни есть славное на земли. Величествен есть сам собою царь: но и образ его есть любезен и достопочитаемь. Сии храмы суть видимыя изображения тех душ, в коих обитает Бог. От избытка сердца уста глаголют (Матф. гл. 12, ст. 34). От избытка любви к Богу сии здания воздвизаются. И чем большею к Богу воспламененна есть любовию таковая душа, тем охотнее к сему Богоугодному делу приступает, тем меньше щадит своего имения, дабы тем более угодить любимому, и от него данное емуже принести.

Суетность и гордость человеческая воздвизает огромные памятники в прославление своих дел, кои, хотяб и прямые были, по тщеславию отвратительными и презренными кажутся. Но благочестие истинное воздвизает таковые памятники в славу Божию предоставляя ему, чтоб прославляющих его прославить. Притом оные тщеславные памятники от времени погибают: а храмы созданные благочестием пребывают во веки. Как! разве таковые храмы также от времени не разрушаются? Никак! ибо в сие самое время, как благочестивый Христианин воздвизает сей храм на земли, в тоже самое время обитающий в душе его Бог воздвизает ему храм нерукотворенный вечный на небеси: в коем как всем нам, так особливо благочестивым сего благолепнаго храма строителям, вселитися да благоволит Бог, егоже слава святыни исполнила днесь храм сей. Аминь.

Говорено в селе Воскресенском в отчине Г. Сенатора, тайнаго советника и Кавалера Петра Васильевича Хитрова, 1787 года, Сентября 5 дня.



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.