Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы

XXXIV. СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.

Благоразумные люди говорят, что конец хотя есть последний во исполнении, но первый в намерении. На пример, земледелец, прежде приуготовляет землю, пашет, боронит, сеет; а после всего собирает плод. Но собирание плода в намерении было у него прежде всех оных работ. Ибо для сего конца все те труды он предпринимает: так, что естьлиб собрания плодов не надеялся он получить, то никогда бы и тех трудов не предпринимал. И так справедливо, что хотя конец всякаго дела есть последний во исполнении, но первый в намерении.

Жизнь сия наша имеет свое начало; должна же иметь и конец. Конец же жизни не разумею я кончину ея, но то, для чего сия жизнь нам дарована, и к чему мы течением ея стремиться должны. Родились мы; получили бытие и жизнь на несколько лет. Известно, что не случаем каким слепым брошены мы в свет сей. Есть всеблагий Творец: есть премудрый о нас Промыслитель. А потому должен быть и есть и конец, для коего мы в сей свет произведены. Всякое дело есть тщетно; когда оно не достигает конца своего. Жизнь наша также была бы суетна и тщетна, естьлиб мы посредством ея не достигли того конца, для коего она нам дарована. Почему и помыслим мы в сей час о конце жизни нашея.

Скажет на сие кто из вас, что жизни нашея конец есть смерть. Никак! Боже сохрани, дабы мы для того только жили, чтоб умереть. Ибо сей конец, хотяб мы о нем и ничего не помышляли, сам собою постигнет нас. Да и почто бы затруднять себя тягостным подвигом добродетели, естьлиб все то окончавалось одною только смертию. В таковом случае может быть лучшеб было держаться онаго распустных людей правила: да ямы, и да пием: утре бо умрем (1 Кор. гл. 15, ст. 32). Нет! жизни сея конец есть не смерть, но безсмертие.

Так разве уже мы никогда не умрем? так подлинно. Скинем только с себя на время тленную одежду тела сего: а дух наш, который прямо составляет существо человека, не только не умрет, но еще лучшею по разрешении тела начнет жить жизнию. И так жизни нашея конец есть безсмертие. Но каким образом до сего славнаго конца достигнуть можем мы? В сем-то состоит весь труд и весь подвиг; знать, то есть средства, чрез кои бы мы могли достигнуть безсмертия.

Для сего весьма памятовать надлежит оное премудрое Апостольское слово: сие же глаголю братие, яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует (Тамже ст. 50). Сии слова не всякому удобопонятны: а сила их есть такова. Все то, что есть тленно, не может быть в состоянии нетления. Сие есть никак неоспоримо. Ибо как огнь и вода вкупе быть не могут; так тленное не может быть вместе с нетленным. Понеже или тленное истреблено бы было нетленным; или нетленное повредилося бы от тленнаго.

Но надобно знать, что Апостол разумеет чрез тление. Он чрез тление не разумеет тленные вещи, напр. траву, цвет, здание, одежду и всякое тело: нет! но чрез тление разумеет тленныя дела. Ибо он так в другом месте пишет; и как бы сам себя толкует: еже аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. гл. 6, ст. 8). Сеяние же сие в плоть, Апостол полагает в делах плоти, говоря таким образом: явленна же суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяние, вражды, рвения, ненависти, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинныя кличы, и подобная сим: о чем всем заключает Павел, яко таковая творящии царствия Божия не наследят (Тамже гл. 5, ст. 19, 20, 21): а сие тоже значит, что им выше сказано: ниже тление нетления наследствует (1 Кор. гл. 15, ст. 50).

Теперь надлежит знать, почему Апостол выше сказанныя дела называет во первых делами плоти: второе называет их тлением. Делами плоти они называются потому, что к деланию их побуждает одна склонность плотская, которая в том находит для себя некоторое удовольствие: но непорочный дух, здравый разсудок, чистая совесть в том никакова не имеют участия; а паче делания оных отвращаются; ибо ими огорчаются. На пример укажем на одно из вышеисчисленных Апостолом худых дел пиянство. Оно плоти некоторое доставляет удовольствие; и потому она к нему и стремится: но духу, разсудку и совести то противно есть.

А что оныя же дела греховныя называются и тлением, то потому, что весь ими приобретаемый плод есть тленен, временен, скоропреходящ; на подобие обманчиваго цветка, который по утру разцветает и веселит; а к вечеру увядает и жестеет. Ибо всех оных греховных дел плодом есть удовольствие: но удовольствие не только истлевающее и скоропреходящее, но и в горесть напоследок обращающееся.

Сами вы помыслите о них со вниманием, и утвердите истинну сию. О пиянстве сказано. Подумайте о прелюбодеянии. Оно некоторое временное доставляет удовольствие. Но в какое напоследок обращается огорчение и мучение, когда размыслит человек о осквернении ложа своего и чужаго, о обиде нанесенной ближнему своему, о клятвопреступлении, о разстройстве домашнем, о стыде пред собою, пред людьми и пред Богом. И так по наступлении таковой горести то удовольствие прошло: и потому оно было одно тление. Подумайте еще о распрях, завистях, убийствах: вы найдете тоже. Человек другими оскорбляемый побуждается склонностию плотскою им отмстить, и чрез то раздраженному своему сердцу доставить некоторое удовольствие. Сим льстясь отмстит он своему недругу, или нанесши ему некоторой вред, или и жизни лишив его. Что же за сим тщетным удовольствием последует? умножение вражды, большее врагов противу себя усилие, чтоб ему еще и более вреда нанести, или и самого его подобно смерти предать. И так за оным мнимым отмщения удовольствием, тотчас последует раскаяние, страх, безпокойство, и чаяние ежечаснаго бедствия. А потому все то по Апостольскому слову было одно тление: ибо удовольствие мнимое скоро увяло; а раскаяние и горесть навсегда осталися. Тоже и о всех делах плотских разуметь должно; и для сей-то притчины названы они тлением.

Но есть еще и другая притчина; а имянно что они и самую душу некоторым образом приводят в тление. Ибо силы ея приводят в слабость: помрачают разум, заглушают совесть, и превращают волю. И как сказано, что чем более тело тлеет, тем более дух обновляется (2 Кор. гл. 4, ст. 16): так напротив чем более плоть своевольствует, тем более дух слабеет и стареет: да можно сказать, что и совсем истлевает. Ибо хотя дух есть безсмертен: но когда в нем и разум помрачен, и совесть изтреблена, и воля превращена; да еще притом он и гневом Божиим поражен; то что в его жизни, что в его безсмертии? давно Евангелием сказано: лучшеб было, аще не родился бы человек тот (Марк. гл. 14, ст. 21).

А из всего сказаннаго нами приметьте вы то, как различать между добрыми и худыми делами. Все дела человеческие приносят некоторое удовольствие: и потому-то мы и творим оныя: а без того бы человек никакова дела никогда не предпринимал, естьлиб никакова от того не надеялся получить удовольствия. Но удовольствие сие есть различное; и для того-то мы обманываемся творя худыя дела, что не различаем, или не умеем различить, те удовольствия, какия приносят нам творимыя нами дела. Ежели за каким делом следует удовольствие души, что совесть тем утешается, добрые люди похваляют, закон Божий оправдает, и человек в том никогда не раскаевается; таковое дело есть доброе, честное; и оно есть нетленное: ибо никогда в горесть и в раскаяние не переменяется. Но ежели за каким делом хотя следует удовольствие, но совесть в оном тогда ли или после попрекает, добрые люди не извиняют, закон Божий осуждает: таковое дело есть худое, безчестное, и тленное: ибо удовольствие его скоро изчезает и в горесть обращается. И так истинно и зело истинно оное Апостольское слово: яко ниже тление нетления наследствует. То есть, человек с худыми делами, яко тленными, не может наследовать того места, которое посвящено одному нетлению: одним добрым делам, яко нетленным. Они одни соберутся в житницу небесную: а плевелы извержены будут вон.

Сказали мы с начала, что жизни сея конец не есть смерть. Так подлинно: смерть есть кончина злых дел, яко тленных. А жизни добродетельныя, жизни нетленными делами сопровождаемыя конец есть безсмертие. К сему концу поспешать и стремиться мы должны. А средства к тому вы уже видели. Нетление должно приобретать делами нетленными. Еже аще человек посеет, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. гл. 6, ст. 8).

К большему настоящаго разсуждения действию, почасту вы взирайте на празднуемую днесь по рождеству ея Пресвятую Деву. Получила Она жизнь, и оную препроводила не в делах тленных плоти, но в делах нетленных добродетели. Почему мы празднуем не токмо день Ея рождения; но еще более день Ея успения. Ибо как Она родилась в жизнь; так и преставилася в жизнь: но родилася в жизнь временную: а преставилася в жизнь вечную. Каковаго истиннаго счастия и нам да дарует Господь Бог молитвами Ея достигнути! Аминь.

Говорено в Савине монастыре Сентября 8 дня
1785 года. В тот день был снег и шел сутки,
а лежал до двух суток с таким холодом, что
на кровлях висели замерзлыя сосульки.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.