Слово на день Крещения Господня

XV. СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Взирая на вас, благословеннии Христиане! на толиком множестве с веселием собравшихся, воображаю, что зрю я оных истинных Израильтян, о которых говорит Евангелие, что они текли ко Иоанну креститися от него.

Да мы, де, уже просвещены святым крещением: знаю я; но всегдашним воспоминанием возобновлять свое крещение, есть какбы снова креститися. Ибо день крещения Христова празднован быть не для инаго чего уставлен, как чтоб мы воспоминали и о своем крещении. Наше крещение со Христовым есть соединено не раздельно. Оно есть источник; наше крещение есть струя из него проистекающая. Оно есть священный образец; наше крещение есть подобие с него снятое. Но что я говорю, подобие с него снятое? Вот священный Павел еще к вышшей возносит нас мысли: Елицы, говорит, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 4, ст. 27). А сие значит, что мы крещаяся не уподобляемся токмо крестившемуся Господу, но в Него самого облекаемся. Он вмещается весь в нас; и мы все в Нем. О коликое сие есть Христиан преимущество! не заслуживает ли оно особливаго нашего размышления и внимания?

Есть ли кто вступил с кем в какое обязательство, и потому другому должен, таковый, есть ли он честный человек, почасту посматривает в свой договор; не нарушил ли его чем нибудь, не пропустил ли назначеннаго срока к платежу, или к какому нибудь исполнению по своему обязательству. Ибо ведает он, что нарушить свое обязательство есть знак безчестнаго человека, и что более уже никто ему ни в чем не поверит. Мы чрез крещение свое вступили с Богом в договор, который слово Божие называет Новым Заветом. Важен есть сей договор, как по тому лицу, с кем мы оный заключили, так и по самому содержанию обязательств. Лице, с кем договор наш, есть Сам Бог. Что сего превосходнее, что величественнее, что страшнее?

Не можем мы никак опасаться, чтоб Он с своей стороны в содержании договора не верен был. Верен есть обещавый, говорит Апостол (Евр. гл. 10, ст. 23): да и непреложность обещания Своего еще утверждает клятвою: Мною самем клянуся, глаголет Господь (Иерем. гл. 49, ст. 13). И как Он Сам Себя отрещися не может, то и обещание клятвою Его Самаго утвержденное, никак не может быть сумнительно.

Все дело состоит в нашей стороне: исполняем ли мы оный новый завет, в который вступили чрез крещение с Господем своим. Мы крещаемся: но ведаем ли еще, в чем состоит крещение наше? да как ведать, скажет кто нибудь. Мы крестилися во младенчестве, когда еще никакова понятия не имели: и обещание какое, не знаем, давали за нас восприемники наши, а не сами мы. О сколь постыдна таковая мысль для Христианина, естьли подлинно кто таковым образом мыслит!

Церьковь уставила нас крестить во младенчестве, для того что мы имеем родителей верных. Вера родителей наших, не сомнительно предполагает, что мы тойже следовать будем вере; да и восприемники наши в том за нас церьковь уверяют, и в том же за нас пред Богом клянутся. Аще корень свят, говорит Апостол, то и ветви (Рим. гл. 11, ст. 16). Корень древа ест полн сока тучнаго и плодоноснаго: то как же бы ветвям не быть плодоносным? Да и в другом месте пишет Павел: иначе бы чада ваши не чисты были, ныне же святы суть (1 Кор. гл. 7, ст. 14): тоесть дети, от родителей верных рожденные, не могут почитаться неверными, но верными. На сем основании церьковь крещает нас во младенчестве.

Однако совсем тем, скажет кто, младенчество не дозволяло нам понимать веры родителей своих, и даннаго ими за нас обязательства. Так: с младенцев мы того и не взыскиваем: но веру родителей их вменяет им Бог во спасение. Но я теперь беседую не с младенцами: а с пришедшими в совершенный возраст. Но какой возраст? Телесный ли? Ах! не сей только требуется от Христиан: но требуется наипаче возраст, или зрелость душевная, состоящая в просвещении разума и в управлении воли по заповедем Господним, требуется возраст Христов; по оному Апостольскому слову: дондеже достигнем вси в соединение веры и в меру возраста Христова (Ефес. гл. 4, ст. 13). Вы крестились во младенчестве: но теперь уже пришли в возраст, в лета совершенные. Вы обязаны уже сами собою познавать веру родителей своих, и обязательства данныя за вас восприемниками вашими; не только же познавать, но и исполнять оныя. Я вас могу в сем случае привести в страшное затруднение. А какое? или вы должны знать совершенно веру родителей своих, и исполнить данныя за вас обязательства; или отрещися называться Христианами; а отрещися сего, по Апостольскому выражению, есть тоже, что попрать кровь Cына Божия, которою вы в крещении освятилися (Евр. гл. 10, ст. 29). Вот оное страшное затруднение! одному или другому быть должно; а и то и другое вместе быть не может. Или знать совершенно надлежит веру Христианскую Христианам, и исполнять оную; или напрасно они сие великое имя себе присвояют.

Знаю: что всяк из вас ужаснется, чтоб отрещися имени Христианскаго: но послушайте, что слово Божие возглашает: имуще образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. гл. 3, ст. 5). Что сие значит? То, что хотя бы кто и не отвергался веры Христовы; но тоже самое есть отрицание от веры, когда кто не по Христиански жительствует. Имуще образ благочестия, силы же его отвергшиися.

Добрыя дела Христиан есть не что иное, как исполнение обязательств по силе того завета или договора, в который мы в крещении с Богом вступили. А развратныя дела Христиан суть не что иное, как нарушение собственных обязательств завета онаго. Дал бы ты мне слово при многих свидетелях, да еще и с клятвою, что нибудь исполнить; и послебы ты онаго не исполнил, без всякой основательной причины; почтешься безчестнейшим и никакой доверенности недостойным, не только от меня, но и от всех честных людей. Ты дал обещание Богу, жить по Евангельским заповедям, пред церьковию не сею токмо, сущею на земли; но и оною, сущею на небеси. Какое постыждение, какое осуждение должно тебя поразить, ежелиб ты не устоял в оном твоем обещании! Сии обманы, сии лицемерныя поступки, сии сквернословия, сии пиянствы, сии блудодеяния и прелюбодеяния, сии безмерныя и беззаконныя к корысти и богатству пристрастия, сии о молитве и посте небрежения, сии о исповеди и святом причастии нерадения, что иное суть, как явное и наглое нарушение обязательств, которыя ты принял на себя. Ибо таковыя дела суть дела диавольския, коих ты точно отрекся в крещении, говоря громогласно во уши церькви и Ангелов: отрицаюся сатаны и всех дел его.

Что, естьли при сем скажу я нечто чувствительныя сердца поразить могущее? Когда я с тобою вступил в договор; и ты с своей стороны своих обязательств не исполняешь; то и я моих обязательств тебе исполнять не одолжаюсь. Ты сам тем меня освобождаешь от моего обязательства. Ежели мы не исполняем обязательств своих данных Богу, по взаимному с Ним договору; что, естьли и Бог с Своей стороны обязательства Свои исполнять нам отречется? Что, естьли престанет Он нам быть покровителем, отцем, помощником, заступником; естьли отымет всякую Свою от нас благодать, и будет только с нами поступать по одному правосудию, взыскивая строго нарушения завета Ему нами даннаго? О! да не отяготит когдалибо нас сия правосудная десница!

Но долготерпелив Он и многомилостив (Псал. 102, ст. 8): се ко утешению и возстановлению нашему говорит нам слово Его: аще мы не веруем; но Он верен есть; отрещися бо Самого Себе не может (2 Тим. гл. 2, ст. 13). Ожидает покаяния нашего, которое есть второе крещение, по таинству христианскому. Когда первое крещение наше уже повториться не может, то крещение покаяния сколько возможно чаще да повторяем, благословеннии Христиане! да обрящем милость и благовременну помощь ко утверждению завета крещения нашего. Аминь.

Говорено в Успенском соборе 1785 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.